Конспект НОД в детском саду в старшей группе. Русский народный костюм


Конспект НОД в детском саду в старшей группе. Русский народный костюм

Конспект НОД в старших группах на тему «Русский народный костюм»
Цели и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь; прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту. способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре. Форма: беседа Обогащение и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий — разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник». Оборудование: иллюстрации к сказкам «Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», иллюстрации русских народных костюмов
Ход беседы
1. Вступление. Формулирование темы занятия А встречает нас девица — красавица! Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим русскую одежду: Не правда ли проста и хороша! — А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках. Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете. Ребята, сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма. Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Древней Руси одежду называли «одежа». Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает. — История русского народного костюма насчитывает многие столетия. — Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше? Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, фрески, иконы, летописные источники. 2. Основная часть Какой же элемент одежды является основой русского костюма? Рубаха (сорочка, исподка, подноска) – древнейший, главный элемент русского народного костюма. — Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка») Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти) — Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти) На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна лягушка», «Хаврошечка») На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки) — Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок) А сейчас давайте рассмотрим русские народные костюмы. Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом. Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом. — А что же носили с рубахой? Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма. — Как вы думаете, почему он так называется? Дети: Надевается спереди. — Рассмотрим женский костюм. Главная часть женского костюма сорочка (рубаха), сарафан. А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую. Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку — коса – девушки Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Эти полики. Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой) Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях. Поиграем в хороводную игру «Иголка, нитка, узелок» Теперь рассмотрим мужской костюм. А что же носили мужчины? Давайте посмотрим. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком. — Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме. — Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты. Как называется эта одежда? (косоворотка, порты) На голове? (картуз) Обувь — сапоги, лапти. Два сапога — пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали. — Какая еще обувь вам знакома? Дети: лапти, валенки. «В дорогу идти — пять пар плети», – говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему? — Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. А порядок украшения одежды строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи. Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху. — В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием. Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание — В древней Руси в основном шили одежду сами. Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха) Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты) Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? Дети: Корыто, кадка. Воспитатель: Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось Как вы думаете, где стирают белье? Дети: Речка. Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины. На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель — два неразлучных друга. В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход: То назад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг) Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки. — Давайте покажем, как стирали и гладили белье. Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили) Из каких материалов получали ткань? Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую. Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду? — Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля – жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна – кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали – расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.) — Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой длинными вечерами пряли нитки и ткали полотно.) Вот откуда пошла традиция – собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах. — Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат! Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету. Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет». А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.) Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко». — Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам). Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком. У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы (костюм эвенка, араба). — Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).


3. Заключение. Подведение итогов Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка! — Из лыка свито Дырявое корыто (лапти) — Дуйся не дуйся, а Через голову суйся (рубаха) — По дороге шёл, Две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты) — Надену — ободом сведет, Сниму — змеёю упадет. (пояс) — Что вы узнали сегодня на нашей беседе? — Какие новые слова вы услышали? — Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

НОД » Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству с использованием технологии детского дизайна:

«Русский народный сарафан»( старшая группа).

Цель:

познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

— Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.

— Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма.

— Продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме.

— Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, ватными палочками.

— Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

— Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»;

2.Н НОД « Русский народный костюм»;

3. Беседы на тему «Одежда наших предков».

4. Дидактическая игра « Одень куклу в русский народный костюм» .

Материал и оборудование:

контуры изображения сарафана, презентация «Русский народный костюм», кисти, ватные палочки, гуашь, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.

Ход ННОД:

Воспитатель:

Воспитатель: — Ребята, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно у нас.

Воспитатель

: Ребята , я сегодня пришла в детский и мне передали вот это. ( на нем ещё адрес написан)Что это?

Ответы детей: (сундук).

Воспитатель: Правильно ребята, это сундук в нем раньше хранили одежду. Давайте мы с вами посмотрим что там. Открываем сундук смотрите здесь письмо.

Воспитатель

: Люди раньше одевались не так как мы сейчас.

Дорогие ребята ! пишут вам русские красавицы . Мы хотели пойти на ярмарку, на которую по традиции девушки надевают самую нарядную, красивую одежду. И когда мы достали наши сарафаны увидели , что все узоры на них исчезли. Ребята мы вас просим нам помочь попасть на ярмарку. Мы будем вам очень благодарны. Ребята мы поможем русским красавицам попасть на ярмарку.

Ответы детей.

(да мы поможем )

Воспитатель

: А каким образом мы сможем помочь, вернуть обратно узоры?
Ответы детей
(Нарисовать, вырезать и наклеить, вышить , вылепить из пластилина.)

Воспитатель:

Ребята , как вы думаете раньше девочки одевались, так же , как и сейчас или по-другому ?

Ответы детей :

по- другому, у них одежда была другая и украшали одежду другими узорами.

Воспитатель

:Я хочу вам показать как раньше одевались русские красавицы.( презентация) Одежда была свободной, длинной и необычно красивой . Ее шили из льняной ткани.

Конспект ООД по рисованию «Русский сарафан»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Русский сарафан»

Подготовила:

Воспитатель Асафова

Ирина Владимировна

Игрим, 2015 год

Цель:

Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Интеграция образовательных
областей:
«Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».

Задачи:

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Предварительная работа:

знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Ход НОД:

Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?

Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм. А потом нарисуем его.

(Показать детям русский народный костюм или куклу в таком наряде)

.

А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

Ответы детей: Белого, красного (много).

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

Ответы детей: Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

Ответы детей: Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

Ответы детей: Цветы, солнце.

Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.

Давайте вспомним, что такое ярмарка?

Ответы детей: Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что-то купить, продать, повеселиться, поводить хороводы, поиграть в игры.

Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель». В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели, (Дети идут шагом)

. А потом, потом, потом, все бегом, бегом
, (дети

побежали).

Тише, тише, не спешите карусель

остановите. (дети останавливаются, идут шагом

).

Воспитатель: Садитесь на свои места. Давайте мы с вами сегодня нарисуем русский народный сарафан. (Перед детьми рисунок сарафана с незаконченным узором, образцы орнаментов для его украшения)

Ребята, я уже начала наносить свой рисунок. Делаю я это кончиком кисти. Приступайте к заданию.

(Педагог наблюдает за работой детей, если возникают затруднения, оказывает помощь. Следит, чтобы дети правильно набирали краску, ополаскивали кисти, пользовались салфетками. Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек).

(В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.

)

Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]