Виды бабочек белянок
Испокон веков бабочки за свой необычный вид и красивейшую окраску интересовали людей. Существует множество легенд и историй, связанных с бабочками. Например, в легенде из Древней Индии, бабочки – это души, улетевшие на небеса. Отсюда и пошел обычай, который называется «шепот желания». Если вы поймали бабочку, то нужно прошептать ей свою мечту. Она не умеет говорить, поэтому сохранит ваше желание и на своих крылышках унесет его прямо на небеса.
А по некоторым источникам именно в древне-японской классике впервые описана традиция дарить живых бабочек на свадьбу и выпускать их в небо. Теперь в Японии бабочка – это символ любви и талисман семейной жизни.
Бабочки – одни из самых прекрасных насекомых на планете. Они относятся к царству животных, типу членистоногих, классу насекомых и отряду чешуекрылых. На данный момент чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых. В мире насчитывается около 158 570 видов самых разных бабочек. К ним относятся мотыльки, моль и даже 147 ископаемых таксонов. (Таксон — обособленная группа родственных организмов, которой можно присвоить определенный таксономический ранг (вид, род, семейство).
Таксоном является, например, конкретный вид мятлик луговой или семейство злаков.) Ученые предполагают, что не известными науке остаются еще около 100 000 видов бабочек и общее количество видов бабочек может быть оценено приблизительно 200 000 – 225 000 видов. В Казахстане, например, насчитывается около 400 видов этих красивейших насекомых и 12 из них занесены в Красную книгу.
Однако в этой главе мы хотим поговорить о различных видах бабочек белянок. Тема эта очень обширна и познавательна. Чтобы описать каждый вид нужна не исследовательская работа, а целая книга. Дело в том, что в семействе бабочек белянок существует 91 род и еще 1100 подсемейств и более 2000 видов (по данным на 2011 год).
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему многих бабочек белянок называют растительными названиями? Боярышница, капустница, репница, крушинница, брюквенница. Дело в том, названия давались, отталкиваясь от того, на каких листьях бабочка откладывает яйца.
Для примера возьмем белянку репницу. От латинского Pieris rapae, что означает «pieridae» – белянка, а «rapae» – репа. Небольшая бабочка, размах крыльев всего 40-50 мм, окраска белая, с черной вершиной. У самцов одно пятно на каждом верхнем крыле, а у самки — два.
Гусеницы очень красивые, матово-зеленые со светлыми боками. Вдоль спины тянется, иногда прерываясь, тёмно-жёлтая линия, а по бокам — светло-желтая. Гусеницы держатся на верхней поверхности листьев и днем, как правило, неподвижны, но в случае опасности поднимаются, демонстрируя ярко-красное пятно на шее и выстреливая струйку едкой жидкости.
Ещё один интересный вид белянок Gonepteryx rhamni – от латинского Rhamnus – крушина, чем и питается гусеница этого вида, также ее называют крушинница или лимонница обыкновенная. Отличается красивой ярко-желтой окраской у самцов, за что и получила свое название. Самки же окрашены в зеленовато-белые цвета. Посередине каждого крыла имеют красно-оранжевую точку. Размах крыльев 52-60 мм. Гусеница имеет зеленую окраску чуть более светлую по бокам, с белесой полосой под ногами.
Пожалуй самый распространенный вид белянок – это Pieris brassicae, или белянка капустная, или бабочка капустница. Размах крыльев самца – 49-62 мм, а самки 51—63 мм.
Крылья капустниц белые с несколькими черными пятнами и серой оторочкой до середины верхнего крыла. У самок есть два дополнительных черных пятна в середине с внешней стороны. Гусеница бабочки этого вида очень красивая. Зеленовато-желтая с множеством черных пятен по всему телу и черными волосками.
Что же представляет из себя семейство белянок? Какие у них особенности? Приносят они пользу или же, наоборот, вредят? Давайте разберёмся, что же такое бабочка белянка?
Бабочки белянки – семейство дневных бабочек с белой окраской крыльев и рисунком из жёлтых, оранжевых и чёрных пятен и полей. Полёт разнообразен по характеру, нередко достаточно дальний и сильный. Бабочки семейства белянки относятся к булавоусым чешуекрылым. Они широко известны по тем представителям семейства, у которых крылья действительно белого цвета.
Но неправильно было бы думать, что все белянки белые. Еще более разнообразная и яркая окраска у тропических видов белянок, где многие формы становятся почти черными, сохраняя отдельные яркие пятна. Семейство белянок легко опознать по опыленным белым крыльям с выделяющимися темными прожилками. Их гусеницы живут на различных плодовых деревьях, ягодных кустарниках, овощных культурах, объедая их листья. И название этих бабочек часто соответствует тем растениям, на которые бабочки могут откладывать яйца: боярышница, капустница, репница, брюквенница.
Европейские виды этого семейства бабочек имеют преимущественно белую или желтую окраску, самец и самка у многих видов заметно различаются, что называется диморфизмом.
Во многих регионах белянки самые распространенные бабочки. В Нидерландах встречаются в больших количествах капустницы.
Яйца белянок приплюснуты, обычно белые или желтоватые. Гусеницы без волосяного покрова. Как правило, они держатся скученно, вместе питаются, полностью объедая листья. Перед окукливанием они опоясывают себя шелковой нитью, она и поддерживает куколку на стебле. Куколка всегда под цвет растения, будь то лист, цветок или почка. Бабочки питаются цветочным нектаром. Самцы сотнями слетаются к песчаным или илистым берегам рек, где пьют воду с растворенными в ней неорганическими веществами. Это, как правило, появившиеся недавно бабочки с неповрежденными крыльями. Неорганические вещества необходимы для образования феромонов, которые привлекают самок. Некоторые белянки желтушки мигрируют.
проект на тему «Мир бабочек»
« Желание узнать больше о тех животных,
которые тебе интересны, позволит повысить
уровень твоего интеллекта»
Гипотеза исследования – Любое животное в нашем мире – загадка.
Бабочки — такие красивые, яркие, хрупкие существа. Разве не хочется узнать о них больше? Например, сколько разновидностей бабочек и почему у них такие красивые названия? Какова особенность строения крыльев бабочек? Какие расстояния могут преодолевать бабочки? Какие превращения происходят с ними? Есть ли вредные бабочки? Может ли бабочка жить в домашних условиях, что она будет есть, где она будет спать? Именно поэтому я решила исследовать жизнь бабочек, чтобы ответить на все эти вопросы.
Цель исследования: изучить особенности жизни бабочек, найти ответы на поставленные вопросы.
Задачи исследования:
— расширить знания об окружающем мире;
— собрать и изучить информацию о бабочках из дополнительных источников;
— организовать с родителями отбор материала;
— понаблюдать в летние каникулы за поведением и жизнью бабочек;
— выявить, все ли бабочки приносят пользу;
Этапы работы:1-й этап Намечаю цели и задачи: хочу больше узнать о бабочках, как ухаживать за ними, как они спят; Экспериментальным путём хочу выяснить, если бабочка будет жить дома, что она будет есть, где она будет спать. Может ли бабочка вообще жить в домашних условиях?2-й этапИзучаю литературу, ищу информацию о бабочках, беседую со взрослыми.3-й этапПровожу эксперимент, наблюдаю, делаю выводы, готовлю материалы для выступления.
Актуальность исследования:
Бабочки – многочисленные и очень красивые насекомые, их роль разнообразна. Наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор детей и способствует воспитанию бережного отношения к природе. Результаты исследования можно будет применять на занятиях по окружающему миру в школе.
В результате изучения материала по данной теме было установлено, что удивительный мир бабочек таит в себе еще много неразгаданных загадок.
Бабочки приносят человеку как вред (гусеницы уничтожают сельскохозяйственные культуры), так и много пользы. Они являются вторыми по численности опылителями после пчел.
Нельзя уничтожать безмерно бабочек, так как это приведет к экологической катастрофе.
Для выполнения этой работы я использовала материалы энциклопедий, Интернет сайты.
Результатом работы стало знакомство одноклассников с моей работой и обогащение их новыми знаниями.
Введение.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу
Здесь на цветок я легкий опустилась.
И вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья.
И улечу. Афанасий Фет
Однажды теплым летним днем, когда я гуляла в огороде у бабушки, мое внимание привлекли бабочки, порхающие над цветком. Я слышала, что этих насекомых называют «летающими цветами». Я рассмотрела их повнимательней, они действительно очень красивы. Окрашенные в яркие тона, эти создания порхали с цветка на цветок, питаясь сладким нектаром.Очень хотелось поймать и подержать это красивое создание в руках, но я понимала, что могу причинить вред его хрупким крылышкам. Это была бабочка!
И поняла, что нет более восхитительного украшения, созданного природой, чем бабочки. Я задумалась, а сколько ещё на свете разных бабочек, о которых я не знаю. Прочитав вместе с мамой много интересного материала из энциклопедий и хрестоматий о красавицах — бабочках, я решила вам рассказать и показать всё то, что узнала об этих удивительных насекомых.
Исследование жизни бабочек.
Бабочки — одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи наожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых ученые называют скучновато: чешуекрылые. Зато имена у них красивые, это часто имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек.
А чешуйки — это и есть самое главное в их наряде — та самая «пыльца», которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек…
В то же время в коллекциях, собранных больше ста лет назад, бабочки сверкают прежней свежестью красок.
В мифах древней Греции бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним словом – «психе». Народы Юго-Восточной Азии с почтением относятся к бабочкам. Здесь считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью, ведь она символизирует все самое лучшее в жизни человека.
В Японии ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает торжественные шествия и праздники.
У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.
Красивые бабочки всегда привлекали внимание человека. Но далеко не все мы знаем, какое существует огромное количество разнообразных видов бабочек, отличающихся по размеру, форме, расцветке. И почему одни бабочки имеют яркий окрас крыльев, а другие наоборот очень бледный и незаметный в окружающей среде?Беззаботным бабочкам постоянно что-то угрожает. Это могут быть различные паразиты, хищники, болезни и просто природные явления. Поэтому, им приходится искать разные методы защиты. Одним из способов защиты от врагов и является окрас крыльев.Тело и крылья бабочки покрыты мельчайшими чешуйками. Эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор. Такие узоры бывают очень красивыми и яркими или наоборот, бледными и неказистыми.
Одни бабочки отличаются более скромной окраской. Некоторые, как, например, бабочка — дуболист, являются отличными имитациями листьев.
Таким образом, бабочки прячутся от хищников, сливаясь с окружающей средой. У многих бабочек яркая, броская окраска крыльев, которая предупреждает хищников о том, что бабочка весьма неприятна на вкус. Некоторые безобидные бабочки копируют окраску невкусных, чтобы хищники оставили их в покое. Иногда самки некоторых бабочек одного вида совсем не похожи друг на друга, потому что они обитают в разных местах и копируют предостерегающую окраску тамошних ядовитых бабочек.
У других бабочек крылья разукрашены Глазными пятнами и хвостами. Так они привлекают внимание врагов на крылья, отвлекая их от самого главного – головы. Этот яркий окрас предназначен для того, чтобы запутать хищника, например паука, внушив ему, что он приближается не с той стороны. После дальнейшего рассмотрения рисунка становится понятно, что это вроде бы вовсе не тот зверь, которого хотели съесть.
Та же система действует и для птиц, которые, пролетая над бабочкой, видят не насекомое, а пугающий их образ, который никак не похож на еду. Например, с отдаленного расстояния, глазные пятна махаона смахивают на прищурившегося представителя семейства кошачьих. А птицу, которая желает полакомиться дневным или ночным Павлиньим глазом, ждёт сюрприз: бабочка раскроет крылья, и охотник увидит две пары страшных глаз. Мы любуемся яркой красотой бабочек, порхающих над цветами, и не задумываемся над тем, что это разноцветье – всего лишь защита хрупких существ от многочисленных врагов.
Бабочки делятся на две больших группы: дневные и ночные бабочки.
В мире существует большое количество бабочек. Многие виды описаны, однако, существует и много неописанных видов.
Известно ли вам, что некоторые бабочки могут совершать межконтинентальные путешествия? Да, они преодолевают колоссальные расстояния, хорошо при этом ориентируясь. Бабочка «Монарх» может пролететь 1000 километров без остановки.Репейница летит из Европы в Африку. Там откладывает яйца и погибает. А потомки тех, кто прилетел в Африку, на следующий год отправляются в Европу. Путешествуют и белянки, имонархи, и некоторые бражницы.
За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц.
Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев.
Кроме привычных для нас тропических бабочек, существуют еще арктические бабочки. Они невзрачны на вид, крылышки у них не яркие, а белесые или почти прозрачные, будто стеклянные.
Бабочки – лучшие опылители растений. А некоторые цветы вообще опыляются только бабочками. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомится сладким березовым соком.
Как устроена бабочка.
Первое, что мы замечаем в бабочке, — яркие крылья, мелькающие над дорожкой или лужайкой. Крылья могут быть разной величины, разной окраски, но есть между ними и общее. Во-первых, их всегда четыре. Во-вторых, они покрыты мельчайшими цветными чешуйками, как крыша черепицей, — у крупной бабочки таких чешуек на крыльях до миллиона. За это свойство бабочек называют чешуекрылыми.
Самая крупная ночная бабочка в мире — Attacusaltas (бразильская Агрипина). Размах ее крыльев более 30 см и ее часто ошибочно принимают за птицу. А самая маленькая 2мм (Ацетозея из Англии). Сидя на земле или цветке, бабочки раскрывают крылья, показывая их верхнюю, обычно более яркую сторону. Такая окраска им нужна, чтобы издалека видеть друг друга, а также, чтобы отпугивать врагов. На нижней стороне крыльев окраска маскировочная, она помогает от этих врагов прятаться.
Еще один отличительный признак бабочек — мягкий хоботок. Он всегда свернут в спиральку и разворачивается, когда бабочка ест.
А как вы думаете, где у бабочки органы вкуса? Ведь языка у нее нет. В хоботке? А вот и не угадали. Представьте себе — на лапках. И этот ее «язык» в 2000 раз чувствительнее, чем у человека. Стоит только бабочке коснуться своими лапками вкусной пыльцы или сладкого сока, как она тут же понимает, что к чему, и ее хоботок моментально разворачивается. Длина хоботка, кстати, зависит от глубины чашечки цветка, на котором питаются бабочки определенного вида. Иногда хоботок совсем короткий, а иногда длинный, до 35 сантиметров, как у мадагаскарского бражника.
Есть ли у бабочек сердце? Да, есть. Только не в груди, а… в брюшке. И кровь у них не красного цвета, а зеленого. В ней нет гемоглобина, и она не переносит кислород, как у человека, а доставляет по всем клеткам насекомого питательные вещества, различные гормоны и ферменты.
Строение бабочки.
Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым хитиновым покровом, образующим наружный скелет. Голова у них малоподвижная, глаза крупные, круглые или овальные, окружены волосками и занимают значительную часть головы. Усики располагаются на теменной части головы и являются органами чувств, воспринимающими запахи и колебания воздуха. Усики также помогают удерживать равновесие при полёте.
Дышит бабочка через тончайшие трубочки — трахеи, пронизывающие все ее тело. Они соединены с внешним миром двумя отверстиями на груди и шестнадцатью — на брюшке.
У каждого вида бабочек свой запах. Иногда он приятен – некоторые бабочки пахнут ванилью, резедой, земляникой, геранью, шоколадом. Самцы капустницы пахнут красной геранью, репницы – резедой, брюквенницы – цветами лимона. Некоторые бабочки сохраняют привлекающие запахи и после того, как их препарируют для коллекций.
Как появляется бабочка.
Бабочек сотни видов, и разнообразие их поразительно. Но самое удивительное — бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение! Они не единственные «насекомые с полным превращением», как говорят ученые, но здесь разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой особенно разительна. Взрослая бабочка откладывает личинку. Из нее появляется маленькая гусеничка, которая не сразу превращается в бабочку. Для того чтобы гусеница превратилась в бабочку ей нужно долгое время формироваться. Сначала она превращается в куколку. Затем какое-то время находится в таком состоянии, постепенно развивается и превращается в прекрасную бабочку. Когда бабочка выбирается из своей куколки, ее крылья мягки и сморщены. Впрочем, они быстро отвердевают на солнце.
Интересные факты: — Куколка — это будто сейф, который защищает тело насекомого, когда оно изменяет свою форму. — Малыши, которые вылупляются из яиц насекомого, называются личинками, хотя люди часто называют их просто гусеницей. — Гусеница растет настолько быстро, что ее кожа трескается, а под ней уже есть новенькая кожа, рассчитанная на рост. — Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.
Они нуждаются в защите.
С давних пор бабочки являлись объектом коллекционирования, причем этимзанимались и занимаются люди, порой далекие от науки. Людям, которые ради прихоти собирают такие коллекции не удается их сохранить в домашних условиях, потому что без специальной обработки они становятся пищей кожеедов и других вредителей, и уничтожаются. В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу. Немало им повредили веселые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьезно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию — нужное и полезное учебное пособие. Но нам, неспециалистам, лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной. Пусть летают! Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающееся цветами луговое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому еще раз напоминаю: научитесь любоваться и наблюдать. Не истребляйте, а охраняйте. Это — важное дело человека на Земле.
Вы спросите: а разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. Способность насекомых размножаться в очень больших количествах, как бы давать «вспышку» размножения в определенные годы, опасна для лесов, садов, огородов. В таких случаях с ними ведется специальная борьба. Плодожорки, сосновый, сибирский и кольчатый коконопряды, златогузки, совки, пяденицы и досаждающая в домах моль — вот немногие из вредных бабочек. Приносит вред и капустница. Ее гусениц хорошо склевывают птицы и домашние куры. Но чтобы успешно бороться с вредными бабочками, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.
Конечно, в деле охраны природы нужно начинать с нас самих. Надо уяснить для себя, что без надобности уничтожать, убивать беззащитные существа, будь то цветок или бабочка, или какое-нибудь другое живое существо — нельзя. Ведь уже доказано, что каждый день на Земле безвозвратно исчезает какой-нибудь вид, и в этом виноваты мы. Ведь природа и человек- одно целое.
Заключение
Итак, работая над темой «Удивительный мир бабочек» мне удалось много узнать о бабочках, познакомиться с литературой, понаблюдать за поведением бабочек в летние каникулы.
За время работы над проектом я узнала много нового о жизни самых красивых насекомых – бабочках, почувствовала красоту окружающего нас мира, пополнила свой словарный запас, расширила кругозор.
Мои наблюдения научили меня быть внимательной к бабочкам и бережно к ним относится. Ведь бабочки – это часть природы нашего родного края. Мы должны сделать все, чтобы бабочки постоянно чувствовали нашу заботу. Жизнь на планете Земля невозможна без бабочек. Так пусть эти великолепные символы природы – бабочки – продолжают украшать наши леса и поля. Давайте лучше просто любоваться ими. Пусть летают!!!
Я призываю всех к защите бабочек на Земле!
11
Развитие и размножение бабушки
Бабочки — это насекомые с так называемым полным циклом превращений. Между стадией личинки (гусеницы) и взрослой стадией (бабочки) находится промежуточная стадия куколки. А всё развитие можно представить так: яйцо — гусеница — куколка — бабочка.
Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки — крушинница, дневной павлиний глаз и другие — зимуют в оцепенении на имагинальной (взрослой) стадии.
Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Бабочки, дающие одно поколение в год в северных областях, южнее могут откладывать яйца два или даже три раза в год. Бабочки, живущие в горах, дают, как правило, одно поколение в год.
Некоторые бабочки, живущие в холодном климате, успевают закончить развитие лишь за два года, это же характерно для гусениц, живущих в древесине и на корнях. Перед тем как начать размножаться, бабочки должны найти партнера своего вида (у них совпадают расцветка и форма крыльев).
Хотя некоторые виды характеризуются половым диморфизмом — различиями в расцветке и размерах (самки крупнее самцов), бескрылостью самок (у некоторых ночных бабочек). Чтобы бабочки не попали впросак, природа подарила им феромоны (сильно пахнущие химические вещества), вырабатываемые самцами дневных бабочек и самками ночных видов.
У многих видов умеренного пояса отложенные осенью яйца зимой находятся в состоянии глубокого покоя (диапаузы). Вышедшие весной из яиц личинки очень активны и потребляют много пищи и кислорода, которые обеспечивают их рост и развитие. Чтобы выжить, многие гусеницы имеют защитные приспособления, спасающие их от многочисленных врагов: предостерегающую яркую расцветку, густые волоски, маскирующую или мимикрирующую окраску и форму тела, выделение неприятного запаха, накопление в теле ядовитых веществ.
После того как гусеница набралась сил и питательных веществ на всю оставшуюся жизнь, она окукливается. На стадии куколки происходят непрерывные изменения (метаморфоз). Гусеница постепенно превращается в бабочку, которую заботит уже не еда, а производство потомства. Когда метаморфоз заканчивается, бабочка выходит из кокона, занимается своими крыльями, расправляет и сушит их. Обретая способность летать, бабочка отправляется на поиски партнера, чтобы не прервать цикл.
Проект
Проект «Бабочки – Красавицы! » Младшая группа «Гномики» Составитель: воспитатель высшей категории Бранчевская Ж. В. Май 2016г. Тема: «Бабочки- Красавицы! » Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества д ля детей 3- 4 лет. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты( музыкальный руководитель, физкультурный работник, педагог по изобразительной деятельности) . Цель проекта: определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека, через вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности. Задачи проекта: Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений бабочки. Проследить жизненный путь от яйца до бабочки. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Формировать навыки исследовательской деятельности. А ктивизировать творческие способности детей, воссоздавая образы бабочек из материалов с помощью различных техник; В оспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, стремиться заботиться о насекомых и их сохранении. Аннотация. Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней. Важно – вызвать в ребенка положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления. Проблематизация. Весной на участке детского сада дети младшей группы увидели бабочку. Когда бабочка взлетела, дети стали смеяться и прыгать от радости. У детей возник вопрос: «Откуда взялась бабочка? ». Планирование: Модель трёх вопросов Что мы знаем о бабочке? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Бабочка летает. Откуда берутся бабочки? Спросить у взрослых. Бабочки бывают летом. Где у бабочки дом, и что она ест? Понаблюдать. Бабочки очень красивые. Какие бываю бабочки? Посмотреть в интернете. Бабочка живет в шкафу. Почему нельзя ловить бабочек? Прочитать в энциклопедии. Бабочка – это насекомое. Откуда прилетают бабочки и куда улетают? Прочитать, посмотреть фильм. У бабочки есть хобот, как у слона. Какие бабочки живут рядом с нами? Презентация, прочитать книги. Предполагаемый результат: У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Д ети будут уверенно отличать узнавать и называть насекомых и определять среди них бабочек. Овладеют информацией о бабочках как красоте и чуде природы. Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида( форма тела, количество ног, наличие крыльев) , способах передвижения, питания, где и как зимуют насекомые. Будут знать цикл развития бабочки; находить сходства и различия. Узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Научатся изготовлять бабочек из материалов с помощью различных техник. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяс нять связи и цепочки в природе. Реализация проекта. Первый этап: Подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Изучение методической литературы; Создание модель – коллаж эколог о – систематическая группа «Насекомые»; Подбор музыкальных произведений; П оисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Бабочки»; Подготовка консультаций для родителей; Разработка музыкального праздника «День рождения бабочки»; Разработка спортивного досуга «На полянке весело! ». Второй этап: Основной Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Образовательная область Содержание работы Планируемый результат Форма регистрации результата Сотрудничество с родителями Социально- коммуникативное развитие Настольные игры: «Лото», « Бабочки», «Насекомые » Представления детей об окружающем мире П росмотр мультфильмов «Белая бабочка»( 1981г) , « Лунтик »( серия «Подарок для бабочки») , «Бабочка»( 1972г) , «Бабочка и тигр»( 1978 г) , видеофильмов, видеороликов: «Некрасивая бабочка»( видео mail. ru) , «Крохи- бабочки»( видео mail. ru) , «Уроки живой природы: бабочка» Представления детей об окружающем мире Подбор мультфильмов Познавательное развитие Бес еды «Путешествие в мир бабочек » Знания о бабочках Расширение Конспекты бесед Подбор иллюстраций Наблюдения за бабочками кругозора и экологических представлений Дневник наблюдений Конспекты наблюдений Речевое развитие Домашнее задание для детей и родителей- составление оп исательного рассказа о бабочке с детскими рисунками Содействие сотрудничеству детей и взрослых Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками Помощь в составлении рассказа и создании рисунка Чтение: Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; В. Г. Брагин. «В стране дремучих трав»; Л. Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя бабочек»; О. В. Кувыкина «Письма насекомых», «Синий махаон: рассказы о бабочках»; В. С. Мурзин «Бабочки»; Т. Макарова «Мечта маленького ослика»; разучивание стихов о бабочках, пальчиковой гимнастики «Бабочка», загадывание загадок, сло вотворчество( сочинение детьми) Представления детей об окружающем мире Подборка книг Художественно- эстетическое развитие Музыкальный праздник «День рождения бабочки Воспитание эмоциональной отзывчивости Фотографии Участие в празднике в роли артистов Рисование: «Бабочка – ладошка». Раскрашивание: «Такие разные бабочки». Аппликация: коллективная работа «Бабочки на лугу». Схема: Как появляется бабочка «От яйца до бабочки». Лепка: «Бабочка» Умеют использовать в работе разные техники. Развиваются мыслительные процессы, мелкая моторика рук. Выставка Совместная детско- взрослая творческая деятельность П рослушивание аудиозаписи Н. Римского- Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов» Знакомство с новыми произведениями. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Физическое развитие Спортивный досуг «На полянке весело! ». Закрепление знаний о способах передвижения насекомых Фотографии Участие в досуге Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» Закрепление знаний о способах передвижения насекомых Описание игр Третий этап: Заключительный. Создание модели – коллаж эколого – сис тематическая группа «Насекомые». Групповая книга с иллюстрациями и рассказами детей о бабочке. Спортивный досуг «На полянке весело! ». Музыкальный праздник «День рождения бабочки». Фотоотчет с праздников. Участие воспитателей и детей во Всероссийских конкурсах по теме проекта. Итог проекта: Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на активизацию познавательных процессов, эмоциональное состояние детей. Достигнуты отличные результаты взаимодействия родителей, детей и педагогов. Полученные знания полезны и детям и родителям. В результате изучения материала по данной теме было установлено, что удивительный мир бабочек таит в себе еще много неразгаданных загадок. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому надо научиться любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это – важное дело человека на Земле. Литература Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, 2014. И. Гурина «Как появляется бабочка». 2009г. Н, Н, Кондратьева «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт – Петербург, 2002. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании», Москва, 2012. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду». Т, Д, Нуждина «Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль, 1998. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду». Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они? », Москва, 2001.
Бабочка – польза или вред?
Как и многие виды насекомых, чешуекрылые могут приносить как пользу, так и вред. Так, например, гусеница тутового шелкопряда по трактатам древнекитайского философа Конфуция подарила миру шёлк. По легенде императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк.
Стараясь достать его, императрица вытянула шёлковую нить. В благодарность за это нечаянное открытие китайцы возвели Си-Лин-ши в ранг божества Поднебесной империи. Шёлковые коконы сплетают гусеницы многих видов шелкопрядов и павлиноглазок, но самый ценный «производитель шёлка» — тутовый шелкопряд. В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота.
Помимо подарка в виде шёлка, бабочки также являются вторыми, после пчёл и шмелей, опылителями растений. Весной, после пробуждения, взрослым особям бабочки нужно много пищи. Питаются бабочки нектаром цветов и на своих крыльях переносят пыльцу, таким образом опыляя растения.
Но от бабочек также много вреда. Например, гусеницы бабочек капустницы, брюквенница, крушинница (рис.1-6). Эти и многие другие виды белянок наносят немалый вред сельскому хозяйству.
Также существуют маленькие бабочки – моли. Их также очень много видов и семейств. Существуют моли, которые паразитируют на шкуре животных, в хранилищах с запасом зерна. Также существует так называемая «шубная моль» и «мебельная моль». Личинки этих бабочек питаются тем, на чем они вылупляются и причиняют много неприятностей людям.
Проект «Бабочки» в старшей группе
Публикации по теме:
«Порхающие цветы, или Эти удивительные бабочки». Познавательно-творческий проект одного дня со старшими дошкольниками Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности (дети с ОВЗ, педагоги, родители. Идея проекта: Организовать.
Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционных техник «Бабочки летают над лугом» Самоанализ занятия по Изобразительному искусству. Данное занятие проводится в старшей группе. Дети по уровню развития разные, поэтому.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Удивительные бабочки» с использованием ИКТ Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммунникативное развитие, познавательное развитие,.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Волшебные цветы и бабочки» Цели и задачи: учить детей использовать в своей работе полученные знания и навыки; развивать воображение, творчество и фантазию; уметь видеть.
Конспект НОД в старшей группе «Волшебный мир бабочки» Тема: «Волшебный мир бабочки» Цель: сформировать у детей элементарные представления о насекомых –бабочках. Познакомить с циклом жизни бабочки.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы «Бабочки порхают над цветами» Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников. Задачи: Развивающие задачи: Развивать у детей воображение,.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему: «Бабочки» Место НОД в изучении темы: занятие проводится в теме «Насекомые». В рамках темы, дети в различных видах деятельности знакомились с разнообразием.
Конспект занятия по рисованию нетрадиционной техникой «Разноцветные бабочки» в старшей группе Программные задачи: • Учить детей рисовать, используя нетрадиционную технику – монотипия, самостоятельно выбирать цветовую гамму красок,.
Семейный проект «Бабочки-красавицы» Паспорт проекта: «Бабочки — красавицы» Вид проекта: семейный, краткосрочный. Вид проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.
Экскурсия в этнокультурный центр: в музей и в библиотеку со старшей группой «Бабочки» h3]Экскурсия в сельский музей Наш сельский музей находится неподалеку от детского сада «Лейсан».Вот мы и решили, несмотря на холодный.
Наблюдение
В природных условиях бабочки капустницы откладывают яйца на крестоцветных растениях. Мы нашли гусениц в зарослях хрена обыкновенного. Посадили в пластиковую баночку, в крышке сделали отверстия и накидали им листьев хрена и начали наблюдение.
5 сентября.
Начало эксперимента.
В контейнере находятся три гусеницы бабочки капустницы, на дно положили несколько веточек и листьев хрена, спрыснули их водой, для поддержания влажности.
В течение двух дней гусеницы с удовольствием ели листья хрена, росли и меняли свою окраску. Как только мы их принесли, они имели окраску светло-зеленого цвета с черными «бородавками».
7 сентября.
Через два дня гусеницы полиняли и стали ярче, появились черные волоски по всему телу и яркие желтые полоски по бокам.
10 сентября.
Спустя еще пять дней гусеницы стали менее подвижны и постепенно теряют аппетит. Началась стадия подготовки к окукливанию.
11 сентября.
Спустя еще два дня гусеницы прикрепились, при помощи шелковой нити, к стенке своего жилища, и начался процесс окукливания.
12 сентября.
Куколка полностью сформировалась. Куколка капустницы зеленовато-желтого цвета в мелких черных пятнышках и бугорком на спине. Изначально куколка находится в неподвижном состоянии. В этот период она вырабатывает белок, который необходим для правильного развития оболочки (кутикулы).
Как мы видим на рисунке 8, показаны три куколки бабочки капустницы, куколка справа почернела и замерла. Тут два варианта – либо она погибла, либо впала в диапаузу (спячку). Скорее всего, вариант первый. Куколка посередине, зеленого цвета — это живая куколка капустницы – самка. Из нее впоследствии и вылупилась бабочка. Куколка слева – самец. Он шевелился, но, вероятно, не смог вылупиться и погиб.
26 сентября.
Спустя две недели куколка начала шевелиться. Для того чтобы это заметить, нужно было внимательно наблюдать за этим процессом.
3 октября.
Спустя четыре недели у нас вылупилась одна бабочка капустница, по окраске крылышек и цвету куколки мы определили, что это самка. Для нее мы соорудили инсектарий (жилище) и наблюдали за ее полетом и поведением. К сожалению, спустя четыре дня бабочка умерла.
На рисунке 11 показано кормление капустницы. Она вытаскивала свой хоботок и пила сахарный сироп.
вот так выглядел наш инсектарий.
Детский сад «Улыбка» — «Бабочки»
Содержание
Группу «Бабочки» посещают дети в возрасте от 3 до 4 лети 4 — 5 лет.
С воспитанниками работают воспитатели
Наталья Владимировна Анисова и
Шукшина Валентина Дмитриевна
помощник воспитателя: Ольга Юрьевна Егорова.
| Девиз группы:Мы как бабочки красивы,Мы как бабочки легки.Вместе учимся, играем,Никогда не унываем!И хоть крыльев не имеем,Верьте, мы взлететь сумеем! |
В группе создана спокойная и благоприятная обстановка, где с любовью встречают детей,
а дети в свою очередь отвечают педагогам взаимностью.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности:
это игра, которая является одним из важных средств познания окружающего мира.
Это сложная, внутренне — мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная
для ребёнка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения,
обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи.
Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность.
Педагоги группы умело направляют деятельность детей.
Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно, педагоги находят к каждому ребёнку
индивидуальный подход.
Они считают, что дети должны развиваться всесторонне, поэтому в своей работе используют
инновационные технологии, которые помогают повысить интерес ребят к любым занятиям.
Очень важно в этом возрасте уважение к ним со стороны взрослого, важна его похвала.
В детском саду дети учатся не только общаться друг с другом, но и договариваться в процессе игры
и конечно же, учить стихи, петь, танцевать, рисовать, конструировать, доводить начатое дело до конца.
Книжный уголок Уголок развивающих игр
Уголок математического и сенсорного развития Познавательный уголок Мини лаборатория «Почемучка»
Уголки сюжетно — ролевых игр для девочек и мальчиков
Уголок уединения Уголок художественного творчества
Уголок музыки » Весёлые нотки» Развивающий столик «Юный пешеход» Фотоальбом » Мы играем, учимся, развиваемся!» СМОТРЕТЬ Фотоальбом » Прогулки летом» СМОТРЕТЬ
Фотоальбом » Осенний утренник» СМОТРЕТЬ
gamdetsadulibka.ucoz.ru
Анализ проведённых исследований
При правильной подготовке условий, верном температурном режиме и влажности воздуха гусеница капустницы может превратиться в бабочку в домашних условиях. В нашем случае были соблюдены все правила выращивания гусеницы в куколку и куколки в бабочку.
К нашему удивлению, смогла вылупиться только лишь одна бабочка, хотя после окукливания трёх гусениц шевелились две. Скорее всего, из-за позднего вылупления и нехватки пищи бабочка не выжила. Также в какой-то момент кормления взрослой особи бабочка прилипла к сиропу и слегка повредила себе крыло, это также могло быть причиной смерти. Бабочка не может существовать без крыльев и полёта.
Цель исследований, мы считаем, достигнута. У нас получилось вырастить из гусеницы бабочку, мы прошли весь этап, наблюдая за полным превращением данного насекомого. Впрочем, мы смогли добиться вылупления лишь одной бабочки. Три гусеницы смогли окуклиться, две из них шевелились, но только одна смогла превратиться в бабочку.
Проблема исследования — условия выращивания – решена. Мы смогли создать условия для полного превращения из гусеницы в бабочку. Однако нам не хватило навыков и знаний, чтобы понять, почему одна из трёх куколок смогла превратиться в бабочку.