Фольклор – это слово, которое переводится на русский, как мудрость народа. Обычно этим термином называют произведения устного народного творчества. Образован он от двух английский слов: folk и fore (переводятся на русский, как народ и мудрость соответственно).
Начало народного творчества корнями уходит в далекую древность. Люди с самых первых лет своего существования нуждались в том, чтобы осознавать мир окружающей природы, они хотели понять своей место в нем. Народная речь составляет суть содержания фольклорных произведений. Они вмещают в себя все богатство родного языка, его напевность.
Это один из самых ярких инструментов, способных оказывать мощное дидактическое воздействие на человека. Благодаря знакомству с народными произведениями, речь и чувства детей обогащаются, развивается правильное отношение к миру, большую роль это оказывает на всестороннее развитие детей.
Фольклор – это хороший способ гуманизировать процесс воспитания уже в первые годы жизни ребенка. В нем содержится много этапов педагогического воздействия на школьников, учитывая их возрастные возможности.
Детский фольклор
Детский фольклор – это яркий мир, который наполнен красотой и силой жизни. Он сосуществует с миром взрослых, но не может ему подчиниться. Он существуют по своим законам и в согласии со своим видением отношений между людьми и природой.
Дети с большим любопытством изучают жизнь окружающих их взрослых людей. Они легко перенимают опыт, но изменяют его и приспосабливают под свои возможности. Детские мысли связаны с определенными образами. Это и есть ключ к тайнам творческих способностей ребенка.
Детская психика обладает такими особенностями, которые нужно учитывать, выбирая произведения для работы с ними.
Произведения фольклора учат воспитанников отличать зло от добра, учит их бороться с плохим, защищать слабых, быть заботливым и великодушным по отношению к природе.
Благодаря песенкам и потешкам дети приобретают более сильные впечатления о положительном влиянии труда на человека. Небольшие фольклорные произведения, созданные специально для детей – это кладезь народной мудрости.
Дети любят слушать колыбельные, читать сказки, повторять потешки. Это один из хороших инструментов воспитания детской личности. Согласно Г.С. Виноградову народ обладал естественными представлениями и взглядами на общество, которые до сих пор обладают большой ценностью для выполнения задач обучения и воспитания. Эти инструменты передавались веками из поколения в поколение. Поэтому фольклор можно по праву назвать народной педагогикой.
Детский фольклор – это самостоятельный раздел фольклористики, предназначенный для детей раннего возраста. Специфика этого явления в том, что он объединяет в себе стихи, игровые приемы и песни, а также танцы и игры. Дети обязательно должны играть! И вот здесь нам приходит на подмогу фольклор.
Детские фольклорные произведения позволяют легко устанавливать эмоциональные контакты и общаться. У детей яркая фантазия, их привлекает богатое содержание и сильные художественные образы. Это позволяет им радоваться жизни и формироваться, как личности.
Простые и незатейливые, детские фольклорные произведения содержат в себе большие богатства.
Современные малыши нуждаются в подобных отношениях с окружающим миром, что и те, что жили в далекие годы. Они нуждаются в купании, в убаюкивании, в играх и т.п.
На протяжении веков с помощью фольклора взрослые учили детей, развивали в них высокую моральную культуру.
Благодаря тому, что дети знакомятся с фольклором, это формирует у них внимание и интерес к окружающей действительности, к народным обычаям, помогает приобретать художественный вкус. Это может многому научить. Детская речь развивается, формируются привычки нравственности, приобретаются знания о мире природы.
Заклички обычно имеют доступную для детского восприятия форму, дразнилки легко запоминать и можно активно использовать в играх. Детское фольклорное творчество – это особая область народного искусства, которая объединяет детский мир с миром взрослых, создает систему жанров.
Фольклор содержит в себе произведения творчества, знания и мудрости народа, собранных за многие века. В нем выражаются интересы, наклонности и вкусы народа. Он играет большую роль в жизни детей, пробуждает в них позитивные эмоции, развивают интерес. Согласно О.И. Каницы, у детского фольклора интересная особенность – хоть предназначен он для детей, но носителями его часто являются взрослые люди.
С помощью него можно оказывать очень мощное воспитательное воздействие на детей, так как они черпают из фольклора много знаний. Также и знакомство с поэзией для ребенка начинается именно с малого фольклора. Всего нескольких простых фольклорных строк содержат в себе огромные запасы жанрового богатства.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Совместные проект: учителя-логопеда Носовой Н.П, музыкального руководителя Карназеевой Е.В.
Вид проекта: коммуникативно-творческий.
Продолжительность: короткосрочный (2 недели)
Участники проекта: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги ДШИ, детский фольклорный ансамбль «Горлица» и руководитель коллектива — Кулакова Т.А
Актуальность:
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.
Поэтому решение проблемы развития самостоятельной художественно-речевой деятельности детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.
Цель проекта: использование малых форм фольклора в развитии самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- обучать родной речи с использованием малых форм фольклора
- использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах
- расширять словарный запас.
- привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях
- расширять представление о традиционной культуре Тверского края;
- пропагандировать использование краеведческого фольклорного материала в работе с детьми и родителями, педагогами;
- использовать культурный потенциал города для развития художественно-речевой деятельности и патриотического воспитания дошкольников;
- создать условия для формирования у педагогов личностных мотивов профессионального роста;
- применять интерактивные формы для развития творчества детей и педагогов.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: знакомство с потешками, песнями, пословицами, поговорками, играми и другими малыми жанрами фольклора имеет большое значение для воспитания у дошкольника дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
- воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания
- воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой Родине и Отчизне.
Познавательное развитие: регулярное использование малых жанров фольклора в детском саду предполагает успешность общего развития дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
- развивать воображение и творческую активность
- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Речевое развитие: малые формы фольклора всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- развивать умение слушать
- обогащать словарный запас
- формировать грамматический строй речи
- развивать монологическую и диалогическую речь.
Художественно-эстетическое развитие: песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
- прививать любовь к народному творчеству
- формировать умение передавать предметах народного быта, сувенирах, в рисунках и поделках красоту окружающего мира.
Физическое развитие: важную роль в воспроизведении малых жанров фольклора играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений
- овладевать подвижными играми с правилами.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение интереса детей, родителей и педагогов к устному народному творчеству;
- использование в речи детей малых фольклорных форм;
- проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
- проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх;
Возможности проекта для родителей и педагогов: повышение интереса к использованию малых форм фольклора для художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях и на занятиях.
Этапы проекта
1этап – подготовительный
- подбор методической литературы;
- создание предметной среды;
- подбор фольклорного материала;
- подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;
- составление картотеки малых форм фольклора.
Для достижения цели подобрали фольклорный материал ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда и использовался:
- на занятиях по всем видам деятельности;
- на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
- во время проведения режимных моментов.
- в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;
- на специально организованных занятиях.
2этап – основной
- Реализацию проекта осуществляла по двум направлениям: использование фольклора на занятиях и в свободной совместной деятельности, на методическом объединении педагогов.
Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали фольклорный материал, старались применять их во всех режимных моментах, на занятиях. Эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации. Рассматривали иллюстрации и повторяли знакомые. Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к фольклору в совместных народных играх с детьми.
Провели итоговое мероприятие с педагогами на ГМО на тему «Творческие посиделки».
Проведено фольклорно-игровое мероприятие в нетрадиционной форме с родителями и детьми старшей и подготовительной групп. Дети и педагоги, родители в народных костюмах собрались в творческой гостиной на фоне русской избы. На совместных посиделках звучали песни, пословицы, отгадывались загадки, произносили скороговорки, играли на музыкальных инструментах, а также все стали участниками старинных игр «Воротца», «Ткачиха». Итогом мероприятия стало совместное чаепитие у русского самовара и угощениями: сладкими пышками, сушками и ароматным вареньем. Красочность и богатство зрительных образов, эмоциональный настрой помогли сохранить внимание детей, родителей до конца занятия. Родители получили положительный опыт в использовании различных форм фольклора в развитии детей. Свои впечатления и пожелания родители напечатали в статье местного издательства.
В результате работы над проектом:
- Повысился интерес детей к устному народному творчеству.
- Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
- Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, колыбельные в разных видах деятельности.
- Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
- Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.
- Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в развитии самостоятельно-речевой деятельности.
Используемая литература:
- Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
- Интернет – ресурсы.
- Фотоотчет.
Следующая > |
Малые формы фольклора
Небольшие фольклорные формы – это малые произведения. В определенных работах можно встретить определения детского фольклора, ведь эти произведения довольно рано входят в жизнь людей, еще до того, как те овладевают речью.
Впервые ребенок знакомится со словесным искусством уже в первые дни своей жизни, когда мама поет ему колыбельную. Эти песни действуют успокаивающе на детей, усыпляют их. Сопровождаясь с ласковыми прикосновениями, детские произведения оказывают мощное положительное влияние на психику ребенка.
С помощью пестушек можно удовлетворить детскую потребность в тактильных чувствах. Любой ребенок получает удовольствие от того, что его гладят по рукам и голове, по плечам. Ему нравится, когда его прижимают к себе родные люди.
Терминология
Пестушки – это песенки, которые нужны для сопровождения процедур ухода за детьми. Потешки – это игры с детьми, с их руками и пальцами. Считалки – это небольшие стихи, которые помогают распределить роли в игре, в которой принимают участие несколько человек. Заклички – это обращения к природным явлениям. Скороговорки помогают обучать детей правильно произносить звуки. Дразнилки – это высказывания, которые в забавном формате метко обозначают те или иные особенности поведения или внешности ребенка.
Обсудим, какими характеристиками обладают некоторые фольклорные формы.
Колыбельные песни обычно называют байками. Образовано это слово от древнего русского, которое обозначает заговаривать или шептать. Современные колыбельные часто упоминают персонажа кота, который пушистый и мягкий. Он ассоциируется со сом и покоем. Его кладут в колыбельную к детям и обещают в награду.
Пестушки – это слово образовано от древнего, обозначающего носить кого-то на руках и няньчиться с ним. Когда ребенок просыпается и начинает потягиваться, его гладят. Эти произведения часто содержат в себе образ малыша. Веселые и простые песенки делают ребенка радостным.
Потешки – это небольшие песенки, которые нужны для игр с руками, пальчиками и ножками ребенка. Часто в них содержатся уроки жизни, которые учат детей быть заботливыми, трудолюбивыми и добрыми.
Прибаутки – это песни, имеющие более сложное содержание. Они не связаны с играми. Они похожи на небольшие сказки в стихотворной форме. Обычно в них содержится определенный сюжет. Движение является основой содержания прибауток. В них картины меняются резко друг за другом. Ритмы прибауток обычно очень яркие и многообразные. Они обладают высокой воспитательной ценностью. Дети наблюдают, слушают, узнают что-то новое, с помощью сюжетов прибауток они познают окружающий мир, голоса животных и птиц, быт людей.
Прибаутки сосредоточивают детское внимание, стараясь отвлечь его от плохих мыслей и чувств, освободить от депрессивного состояния.
Большую роль в прибаутках играют так называемые перевертыши. Они предназначены для создания комических ситуаций, смешивая свойства и предметы. Если ребенок смеется, значит он правильно понимает, как на самом деле соотносятся явления и вещи в жизни. В основе любых небылиц всегда лежит парадокс. Мир как бы выворачивается наизнанку. Ласковый оттенок доставляет удовольствие как детям, так и взрослым.
Если знакомить воспитанников с произведениями русского народного творчества и внедрять фольклор в игры и свободные режимные моменты, это формирует их устную речь, их способности к фантазированию и воображению, оказывает позитивное влияние на их духовное развитие, помогает учить нравственным нормам. Дети получают возможность на ранних стадиях жизни приобщаться к народной поэзии.
Небольшие фольклорные формы решают почти все задачи формирования речи, поэтому вместе с основными средствами и приемами развития речи я стараюсь в обязательном порядке использовать и словесные народные произведения искусства. Я стремлюсь к тому, чтобы дошкольники полюбили культуру своего народа, почувствовали красоту русской речи. Ведь согласно М. Горькому именно в фольклоре закладывается начало речевого искусства.
Поэтому исследование это для меня очень близко своей тематикой. Я считаю важным доносить до детей всю красоту русских литературных произведений, развить у них уважение к традициям родного народа.
Если не уделять должного внимания ребенку с колыбели, то это может отразиться на всей его жизни. Поэтому уже с самого начала при поступлении ребенка в детский сад нужно знакомить его с русским фольклором.
Русский фольклор – фундаментальная основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Кондратова Ольга Ивановнамузыкальный руководительМАДОУ № 50город Магадан
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2021г.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребёнка духовно-нравственных традиций нашего народа. Общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Рекламное сообщение
Какими вырастут наши дети, во многом зависит от нас взрослых. Что увидят они в детстве, кто станет примером для них? Ребенок приходит в этот мир с чистой и светлой душой, открытой всему новому.
Задача дошкольного воспитания сверхсложная: педагог должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Мне, как музыкальному руководителю, думается, что музыкальные занятия, может быть, даже более других занятий, воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать.
То, что каждое музыкальное занятие начинается с построения круга, где нет первого и последнего, где, глядя в глаза стоящему рядом и протягивая друг другу руки,уже идёт тёплый, душевный настрой детей. В процессе музыкальных занятий я стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильность интонирования или ритмичность движений, но прежде всего на том, что является основой народной традиции: если это танец, то обращаю внимание детей на то, что мальчик должен показать себя настоящим мужчиной – он приглашает девочку на танец и ведёт её в круг, становится так, чтобы девочку было хорошо видно, во время танца оберегает её и в конце провожает на место, поклоном благодарит девочку за танец. При исполнении песни обращаю внимание детей на то, что недостаточно только правильно петь мелодию, но и ещё слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», недаром в народе говорили «давайте сыграем песню», не споём, а сыграем. Самое главное, чтобы ребёнок откликнулся на звучание русской песни, так как русская народная песня всегда вносит в маленькое сердце крупицы понятий о добре, мире и дружбе, учит любви и состраданию к природе, животным, радостному восприятию мира.
В музыкальные занятия во всех возрастных группах я стараюсь включить элементы русского народного фольклора: попевки, считалки, хороводы, игры с пением, заклички, загадки, потешки. Всё это способствует развитию стойкого интереса не только к малым фольклорным формам, но и к народному искусству в целом. Уверена, что соприкосновение с народным искусством духовно обогащает ребёнка, поддерживает интерес к истории и культуре нашего народа.
Считаю нужным здесь заметить, что фольклор даёт очень чёткие временные ориентиры для ребёнка. Например, возьмем самое начало осени. Многие дети только начинают посещать детский сад после летних отпусков. Ещё нет выразительных примет осени, зелёные листья на деревьях, но в середине сентября в группу к детям приходит нарядная Осень (взрослый в костюме Осени). Дети общаются с гостьей, рассматривают красивое платье Осени, расшитое осенними листьями и ягодами. Осень загадывает осенние загадки, обращает внимание детей на то, что на обед ребят ждет борщ, приготовленный из овощей, которые принесла Осень, а ещё компот – он из яблок, брусники – тоже осенний подарок. А на улице продают арбузы, дыни, виноград – также дары Осени. А у самой Осени в корзине для ребят гостинцы – яблоки осенние. Итак, Осень проходит по всем группам. Казалось бы, ничего особенного, даже не требуется особой подготовки, никакого сценария, а момент получается очень яркий и очень важный, и он чётко отпечатывается в памяти детей: всё, Осень пришла. Это первый этап наших Осенин. А второй этап уже проходит в конце октября в музыкальном зале. Это осенние посиделки, «капустницы». Уже традицией у нас в саду стало празднование Осенин, Капустных вечёрок, где дети знакомятся с обычаями русского народа после окончания полевых работ устраивать весёлые осенние посиделки, «капустницы» – девичьи вечеринки, когда молодёжь ходила из дома в дом помогать друг другу рубить капусту; ярмарки, где проходила не только торговля, но и весёлые состязания, катания на каруселях. Игры и забавы естественно вписывались в праздничную и повседневную жизнь русского народа в осенний период. Многие из них сохранились в игровом репертуаре современных детей. И в них наши дети с огромным удовольствием играют, это: «Колышки», «Барашеньки-крутороженьки», «Черный ворон», «Кострома», «Сговорки», «Карусели» и ещё много других подвижных и хороводных игр. Народные игры, как часть традиционной культуры, всегда занимали очень важное место в социализации ребёнка.
Хотелось бы подчеркнуть, что в народных играх выражается культура, быт, представление о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребёнка. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры. Традиционно каждый народный праздник ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, копирование моделей поведения взрослых, которые в игровой форме подготавливают к взрослой жизни. Нравственное воспитание является стержневым моментом не только народных игр, но и праздников, цели которых, знакомство ребёнка с традиционными основами народной морали, нравственности, в том числе и христианской, воспитание на положительных примерах, какими полна наша история.
В связи с этим основные усилия в музыкальном воспитании детей нашего образовательного учреждения направляются на организацию народных праздников, способствующих формированию и развитию общечеловеческих ценностей, гуманных чувств и отношений, становление которых в дошкольном возрасте имеет первостепенное значение.
Существенным моментом в наших праздниках является участие родителей воспитанников. Это способствует объединению детей и взрослых, созданию доверительной и доброжелательной обстановки, раскрепощению внутренних сил каждого участника народного действа, воспитанию чувства сопереживания и радости друг за друга. Родители узнают о способностях и возможностях своих детей.
Самыми важными и значимыми, очень любимыми детьми и коллегами праздниками, являются Рождество Христово и Пасха.
Перед празднованием Рождества в нашем детском саду проходит предварительная работа с целью ознакомления детей с историей возникновения праздника: воспитатели проводят просмотр иллюстраций, мультфильмов, чтение детской литературы, разучивают с детьми стихи. На музыкальных занятиях разучиваются песни, хороводы, игры, раскрывающие тематику праздника. Здесь также не остаётся в стороне, и работа с родителями, с педагогами, рассматриваются и обсуждаются возможные варианты их участия в проводимом мероприятии.
Так, в январе 2021 года мы провели «Рождественские гуляния» для детей и родителей подготовительной группы и показали его для музыкальных руководителей-слушателей областных курсов МОГАУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров».
Запоминающимся моментом этого праздника стало яркое, красивое выступление детей: «Танец звёздочек и месяца», «Танец с колокольчиками», «Танец ёлочек», песенно-танцевальная композиция с фонариками, весёлые Рождественские частушки, а песни «Звёздочки ярко сияли», «В Рождество Христово ангел прилетел», «Рождество Христово во владениях инея и снега» дети пели вместе со всеми присутствующими гостями. Это был необыкновенно трогательный и душевный праздник. Украшением праздника был просмотр мультфильмов о Рождественской ночи, истории о рождественской ёлочке.Рождественские игры вызвали у детей большой восторг. И, конечно, же в конце праздника дети подарили всем гостям рождественские подарки, сделанные своими руками – ангелочков с пожеланиями здоровья и добра. А дети получили угощение из «волшебной рукавички».
Проведение данного праздника вызвало большой интерес у коллег из других образовательных учреждений, с которыми я с удовольствием поделилась музыкальным материалом.
Празднование Рождества Христова плавно переходит в Светлое Христово Воскресенье, Пасху – самого торжественного, самого радостного весеннего праздника обновления и спасения мира и человека, торжества жизни и бессмертия, торжества добра и света над злом и тьмою.
Празднование Пасхи у нас в саду проходит с особым трепетом. Родители с детьми готовят удивительные праздничные поделки, которых затем представляют выставку для коллектива всего детского сада. Особую яркость празднику придают детские народные костюмы, которые мы сами с большой любовью сшили, родители помогли украсить и расшить бусами, стеклярусом, жемчугом отдельные элементы костюмов. Дети очень любят эти костюмы, народный наряд помогает им передать образ, почувствовать настроение праздника, испытать национальную гордость.
Дети знают, что Пасха – это праздник надежды, мира и прощения, что связан этот праздник с чудом: Христос умер и воскрес. Он прошёл свой земной путь, а нам оставил заповеди любви, искупил своей смертью прошлые грехи человечества. Знают, что в эти дни особенно совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. В эти дни люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», а отвечают: «Воистину воскрес!» Эти слова не раз звучат на нашем празднике. Дети слушают в аудиозаписи «Пасхальный благовест», исполняют весенние хороводы, танцуют с веточками вербы, играют в игры с вербой. Особый интерес у детей вызывают традиционные пасхальные игры с яйцами: «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Чьё яйцо крепче? (Битки)», «Пронеси яйцо в ложке и не урони». Заканчивается праздник семейным чаепитием с пасхальными угощениями.
Знакомы наши дети и с праздником Благовещение – в этот день к Деве Марии с неба спустился Архангел Гавриил и принес ей от Бога благую весть, что у неё родится ребёнок, который спасёт мир. Весть о рождении ребенка всегда на Руси считалась самой радостной. В эти дни звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице. Знакомы дети с народными весенними героями: Евдокией Плющихой, первой помощницей весне – «где она пройдёт, там снег тает, ручьи бегут», а Герасим Грачевник – парень весёлый да сноровистый, «как засвистит, так грачи с юга летят, весну-красну на крыльях несут». Очень любят дети играть на этом празднике в игры: «Гори-гори, ясно», «Перетягивание каната», «Летят – не летят», «Скворушки». Исполняют заклички, весенние хороводы, весенние пословицы и поговорки. Традиционно, этот праздник заканчивается угощением – повара пекут для детей сдобные булочки-жаворонки.
Ещё в нашем репертуаре есть весенний праздник «Прилёт птиц» (Сорок сороков). Целью этого праздника является приобщение детей к народным традициям, любви к народному творчеству, знакомство с календарно-обрядовым фольклором, а также воспитание любви к природе, заботу о птицах. В преддверии праздника был проведён семейный конкурсна изготовление домиков для птиц, потом все изобретения были развешены на деревьях на территории детского сада. Дети вместе с воспитателями сделали из бумаги жаворонков, с которыми играли на празднике.
По всемирному времени 22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день праздновалась основная встреча весны на Руси. По старинной традиции закликали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча вовнутрь конопляное или льняное семя. Дети исполняли заклички «Жаворонки, прилетите!», «Солнышко-вёдрышко», исполняли весенние хороводы, изображали звуки весеннего леса, играли в игры «Грачи летят», «Займи гнездо», «Скворушки», «Сова», разгадывали загадки про птиц. В конце праздника тоже угощались булочками-жаворонками, а на прогулке кормили птиц крошками, зерном, крупой.
Таким образом, я уверена, что проведение народных и православных праздников помогает решить проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствует развитию личности ребёнка, навыков межличностного общения, расширению знаний о многообразии праздников и традиций, обогащению словарного запаса народным фольклором – дети знают народные сказки, потешки, заклички, пословицы, игры, песни, пляски. Дети учатся видеть и чувствовать красоту природы, красоту человеческих отношений, построенных на доброте и любви к ближнему. Народные праздники способствуют воспитанию патриотических чувств и любви к Родине, своему народу; помогают вовлечь в воспитательный процесс родителей, а также формировать и развивать много положительных качеств личности ребёнка.
Всё это составляет ростки нравственных, эстетических и духовных эталонов, развитие которых будет продолжено в дальнейшей жизни наших детей.
Список литературы:
- Зацепина М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. /Под ред. Т. С. Комаровой. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
- Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова – М.: Айрис-пресс, 2007
- Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Лилиня Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Москалева Т. Давайте «сыграем песню»//«Музыкальный руководитель», 2006 № 5
- Родитель – ребёнок – педагог: модели развития взаимоотношений. /авт.-сост. В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Фольклор в разных видах деятельности
Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:
- процесс образования;
- игровая деятельность;
- творчество по созданию чего-либо;
- проведение досуга;
- организация праздников.
Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.
Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.
Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.
Терминология
Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми. Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчиками Заклички – это обращения к природным явлениям. Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.
Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.
Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь. Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.
Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.
Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.
Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.
Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.
Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.
Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.
Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.
Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.
Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.
Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.
Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?
Использование фольклора в детском саду
Альфия Низамутдинова
Использование фольклора в детском саду
Раннее и дошкольное детство— это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.
Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия явлений жизни начинает играть зрение, и на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. Из родника музыки начиная пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном фольклоре.
Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.
Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк«—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения?
Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».
Каждую потешку, прибаутку, приговорку и пр. мы с ребенком обязательно обыгрываем вместе.
Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.
Прежде всего — это то, что. взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.
Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем
Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.
То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки,
пословицы, поговорки, игры. Брали дл детей то, что педагогически целесообразно.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с. ними связано (считалки, сгороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками)
.
Заклички — обращения к явлениям природы (к солдцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
.
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справед ливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называю щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо бенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.
Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то,что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.
Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.
Детский фольклор в развитии речи
Один из главных приемов – это способность инсценировать произведения, используя специальные подобранные средства. Например, сюда годятся игрушки, ширмы и иллюстрации. С помощью этого можно помочь ребенку максимально полно понять содержание.
Известно всем, что изначально дети обладают конкретным восприятием. Это значит, что они должны уметь видеть последовательную цепочку событий, которая описывается в тексте. В этом случае они воспринимают связи, стараются осознать причинно-следственные связи, которые вытекают из содержания произведения.
Инсценирование – это прием, который нужно синхронно сочетать с процессом чтения. Это позволяет объединить слуховые и зрительные стимулы во времени.
Действенное соучастие – это прием, который рассчитан на активное вовлечение детей в действие, которое разворачивается на их глазах. Например, пусть они попросят петушка попоить цыплят. Пусть они садят птичек на веточки. Действенное соучастие позволяет детям становится участниками событий, о которых они читают.
Еще один способ работы – это динамический акцент на отрывках произведения, сочетающихся с реальной демонстрацией игрушек, с ее перемещениями. Дети также могут приводить в движения части игрушек. К примеру. Если говорить, что у петушка масляна головкушка, то можно привести в движение именно голову игрушки. Читая о том, что петушок встает рано и поет, можно подвигать игрушкой целиком. Также можно сопроводить процесс кукареканием. Так дети лучше понимают смысл сказанного. Когда воспитатель читает потешку «Вот и люди спят», то сначала он должен разыграть первую строку. Он просит детей положить под щеку ладошки и закрыть на секунду глаза. Это имитация сна. От того, понимает ли ребенок первую строку, зависит, сможет ли он воспринять смысл следующих. Поэтому нужно добиться того, чтобы ребенок действительно все понял.
Еще один прием – это усиление зрительных эмоций. Он помогает сохранить ориентировочную активность с помощью наглядных средств. Например, можно добиться того, чтобы игрушка изменялась, менялось ее положение в пространстве, чтобы она неожиданно исчезала и где-нибудь появлялась в измененном виде.
Обычно песенки и потешки обладают высокой степенью динамичности. В каждой строке есть некоторый смысл, фраза показывает полную картину. И если что-то из детей не понимает первую фразу, он не сможет понять и вторую. Таким образом, нить сюжета исчезает из поля восприятия ребенком.
Поэтапность – это еще один принцип передачи сюжета. С его помощью можно реализовать обратную связь. Воспитатель будет делать остановку в любом месте текста столько раз, сколько необходимо для того, чтобы интенсивно изучить смысл текста. При этом отрывок текста нужно читать синхронно тому, как осуществляется инсценировка.
Отрабатывая какие-либо содержательные части текста, педагог переходит к следующим частям. Если дошкольники не откликаются на какой-то отрывок, то нужно проработать его еще раз, используя описанные выше приемы.
Неоднократно воспроизводя какой-либо период работы, можно добиться исполнения принципа цикличности. Это значит, что обучение становится поэтапным и прокручиваемым. Определенные части прокручиваются циклом, если вэ том возникает потребность. И эта потребность иногда может быть связана не только с тем, что нужно изучить содержание, но и помочь ребенку эмоционально правильно отреагировать на него.
Очень важно применять этот принцип. Особенно это важно делать на втором году жизни. К третьему году постепенно создается способность мгновенно включаться в работу, ребенок начинает осваивать новую информацию достаточно высоко, сохраняя активность уже в первые моменты работы.
Вариативность позволяет педагогу закреплять и повышать детские знания. Вариативность – это воспроизведение активности в измененных формах. Дети обычно не забывают главные пункты содержания текста. Поэтому нужно свернуть ознакомительную подготовительную часть, нужно усваивать, запоминать и повторять тексты.
Художественные фольклорные исполнения произведений, которые соблюдаются в методике, дают возможность воспитателю создавать у детей целостную картину. Чтение целостных текстов становится возможным после того, как была отдельно проработана каждая сточка потешки. И это очевидно, ведь дети уже откликнулись эмоционально, зрительно восприняли и обыграли сюжет. И сейчас педагог может не торопясь и выразительно непрерывно прочесть всю потешку целиком.
Цикличность побуждает педагога прочесть ее несколько раз. Но каждый раз при этом меняется характер исполнения произведения. К примеру, если сначала текст зачитывается в форме речетатива, то затем он напевается.
От того, как организована деятельность педагога, во многом зависит эффективность работы с детскими фольклорными произведениями.
Во-первых, педагог должен осознавать, что значит фольклорная деятельность для формирования речи детей младшего дошкольного возраста. Если педагог это понимает, значит, работа с этим жанром будет носить глубокий характер. Это поможет ему организовывать деятельность по потреблению фольклора систематически и последовательно, а не случайным образом.
Во-вторых, педагогу нужны условия для проведения мероприятий, ведь малые фольклорные жанры подразумевают обыгрывание сюжета, необходимо создать богатую предметно-игровую среду.
В-третьих, работая с фольклором, дети и воспитатель стараются активно пользоваться приемами и методами обучения. Воздействие педагога на выбор языкового средства и на игровые действия проявляется в том, что он старается поддержать интерес к этому жанру.
Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
2 младшая группа
Проект: средней продолжительности, групповой, ролевой-игровой, творческий.
Сроки реализации: ноябрь 2021 – апрель 2017 учебный год.
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, пестушки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
Многими педагогами народный фольклор незаслуженно игнорируется, уделяется незначительное внимание, а ведь большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Будь то песушки, пословицы, потешки, они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
В связи с этим, мы поставили перед собой задачу — представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, показать, как детский фольклор развивает разговорную речь детей, обогащает словарь, прививает любовь к фольклору в непосредственной деятельности и в режимных моментах.
Проблема, на которую направлена работа: У детей низкий уровень развития речи: бедная, скучная, однообразная речь. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Неумение вести беседу со взрослыми и сверстниками.
Цели проекта: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.
- Развивать активную речь.
- Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
1 этап – “Аналитический”
- Осуществление диагностической деятельности.
- Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
2 этап – “Подготовительный”
- Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
- Разработка плана — программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).
- Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.
3 этап – “Основной”
- Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
- Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.
4 этап — “Итоговый”
- Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты
Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Необходимые условия реализации проекта
- Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
- Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
- Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.
На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее: • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей; • составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.
Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. Ещё один прием, используемый нами — динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями. Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.
Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
План реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Устное народное творчества». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Ноябрь декабрь | МБДОУ «Детский сад № 61» |
Основной | С детьми 1. Чтение песенок, пестушек потешек, закличек. 2. Чтение сказок. 3. Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два веселых гуся» 5. Инсценировка сказок. 6. Настольный театр. 7. Русские народные подвижные игры. 8. Русские народные игры- хороводы. 9. Игры – драматизации. 10. Иллюстрирование сказок и потешек. 11. Пальчиковые игры. С родителями 1. Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей». 2. Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4. Консультация «Воспитание детей средствами фольклора». С педагогами 1. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2. Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Январь февраль | МБДОУ «Детский сад №61» |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1. Оформление уголка для родителей «Фольклор в нашей семье». 2. Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. 4. Выступление посвященное «Пасхе» с закличками. Русскими народными играми. С педагогами 1. Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2. Презентация проекта на педсовете. | Март апрель | МБДОУ «Детский сад №61» |
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М. , 1986.
2. Бородич А. М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981г. 3. Ветрова В. «Ладушки, ладушки». 1995г. «Знание».
4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» — Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» — Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М. , 2005.
8. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
Сказка в развитии речи
Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.
При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.
Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.
Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.
Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.
«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей».
Автор: Мандровская Галина Анатольевна
Статья
«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей».
Статью подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Теремок»
Мандровская Галина Анатольевна
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно». Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.
Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как почти нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры. Я стараюсь показать им, как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.
Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
В своей работе с детьми я стараюсь как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.
Для достижения положительного результата в своей работе я наметила следующие задачи:
• Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;
• Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;
• Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;
• Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Кроме того, я предварительно изучила соответствующую литературу и учла это при составлении перспективного планирования; создала картотеку фольклорных произведений; подготовила развивающую среду; провела работу с родителями.
Я начала свою работу с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик — мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю — бай», «Баю- баюшки – баю» и др.). Затем мы перешли к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях ( о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.)
Для детей среднего возраста я стала применять считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игры, чтобы справедливо назначить водящего выбирались считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.
Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Первый опыт позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени», «Что посеешь, то и пожнёшь»).
Когда у детей возник вопрос: Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло. А я подобрала для этого опыта пословицы: «Снег холодный, а от стужи укрывает», « Много снегу — много хлеба; много воды — много травы». Некоторые пословицы и поговорки помогали раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Мы рассуждали с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и приходили к выводу, что истину говорит поговорка «Не всякая красная ягода спелая, да вкусная». На таких занятиях, как «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Хозяюшки», «Посиделки», «Бабушкина избушка», я использовала пословицы по социальным отношениям. Например: «Изба детьми весела», «Вся семья вместе, так и душа на месте», и дети, рассуждая делали вывод, что им сегодня весело и хорошо от того, что их много, что они дружные и веселые.
В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.
Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости. Загадки я стараюсь использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.
Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.
Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. Например, такие сказки р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» учат детей основам безопасной жизнедеятельности; сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева; а сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.
С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников, используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини — музей «Бабушкина избушка». Также велась разъяснительная работа с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста. Огромную помощь оказали мне родители при сборе наглядного и познавательного материала для создания предметно — пространственной среды и оформления Уголка Народного творчества в группе.
Я считаю что, детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.
comments powered by HyperComments
Игры и потешки в развитии речи
Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.
В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.
Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков.
Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.
Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.
Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.
Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.
С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.
На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.
Загадка как средство развития речи
Уже в два с половиной года дети способны отгадывать несложные загадки, если в тексте есть намек на содержание отгадки. Это связано с тем, что у детей уже сформировался определённый круг представлений, и они способны определенным образом общаться.
Большой ценностью в решении словарных задач является то, что дети отгадывают загадки. Во время подобных занятий они закрепляют знания о специфике разных предметов. У них формируется определенный словарных запас.
Чтобы развивать способность использовать образную речь, важно употреблять в загадках понятные детям метафорические образы.
К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами.
Отгадывая загадки, дети незаметно для себя пополняют свой словарь. Ведь они учатся работать с многозначностью слов, начинают подмечать вторичные их значения. Так формируются представления о том, что слово может иметь и переносное значение. Дети сосредотачиваются на формах языка, анализируют их.
Загадка – это удивительная форма фольклорного жанра, которая дает возможность в образной и сжатой форме описать очень яркие свойства для разных явлений и предметов.
Процесс разгадывания загадок формирует способность обобщать и анализировать, самостоятельно делать те или иные выводы, строить собственную точку зрения, выделять наиболее общие признаки предметов и явлений, способность передавать образы разных предметов. Это формирует у дошкольников поэтический взгляд на реальность.
Согласно Ю.Г. Илларионовой, работа с загадками позволяет формировать у детей навыки речи. Дети учатся что-либо доказывать и описывать. Способность доказывать – это не только способность логически правильно мыслить, но и грамотно выражать свою точку зрения, облекать ее в новые словесные формы.
Доказательство же – это способность использовать определенные речевые обороты и работать с композицией. Как правило, малыши не используют эти приемы в своей повседневной речи. Но нужно создавать определенные условия, чтобы они могли их понимать и осваивать.
Чтобы развивать у детей интерес и учить их доказывать, Ю.Г. Илларионова советует ставить перед детьми определенные цели в процессе отгадывания. Дети должны не просто отгадывать, но доказывать, что они действительно правы.
Нужно знакомить ребят с тем, о чем затем будут загадываться загадки. Тогда дети смогут предоставлять наиболее полные доказательства.
Систематически развивая у дошкольников навыки речи, можно формировать способность оперировать интересными и разнообразными доводами, чтобы лучше обосновать отгадки.
Педагогические подходы использования фольклора
Чтобы достичь успеха в использовании фольклора, согласно методики Малиновой О.В., педагог должен:
- знать, каков сейчас уровень сформированности речи у воспитанников;
- уметь использовать средства художественной выразительности;
- понимать смысл содержания используемых произведений;
- уметь танцевать и петь;
- применять инструменты артистичности;
- использовать наглядные образы;
- чаще пользоваться наглядными, игровыми и речевыми методами;
- применять в своей работе разные методики.
Согласно Т. Пескишевой, фольклор можно внедрять в следующие виды деятельности;
- организованные занятия;
- дидактические и подвижные игры;
- продуктивная деятельность
- организация досугов;
- проведение праздников.
Малые произведения фольклора пробуждают в детях высокие нравственные чувства – они наполняют их симпатией к животным и людям, развивают у них желание трудиться.
Чтобы постепенно и поэтапно усваивать малые фольклорные формы, необходимо выполнять следующие задачи:
- Ребенок должен иметь базовое понимание представленного материала.
- Он должен уметь выполнять синтетические и аналитические упражнения.
- Должен уметь повторять и заучивать тексты.
- Необходимо повторно использовать разученный фольклорный материал в речевой и игровой активности.
Возрастные особенности развития речи
Овладеть речью – это важнейшая задача ребенка на ранней стадии развития. От этого навыка будет зависеть весь его прогресс в дальнейшем, что касается личности, интеллекта и поведения.
Что изменяется в речи от одного до трех лет:
- ребенок усваивает базовые грамматические и фонетические законы. Формируется синтаксическая речевая структура.
- совершенствуется семантическая и лексическая речевые законы.
- малыш начинает некоторую речевую активность, что выражается в виде вопросов, которые адресованы взрослым.
Терминология
Лексика – это термин, который подразумевает систему слов языка, которыми владеет человек. Семантика – это комплекс правил, рассматривающих значения слов и их изменения в их значений. Фонетика – это раздел языковедения, который изучает речевые звуки и строение языка. Грамматика – это законы словообразования и использования слов в жизни.
Примерно в год ребенок уже может произносить некоторые слова. Некоторые вещи он называет словами. Для них слово обычно связывается с текущей окружающей обстановкой, а не с определенными представлениями. В этом возрасте дошкольники уже обладают некоторым опытом взаимодействия с внешним миром при помощи органов восприятия. У него уже есть определенные чувства к родителям, к окружающей обстановке, к игрушкам и пище.
Примерно от полутора до двух с половиной лет происходит следующий этап развития ребенка. В этот период малыш учится совмещать слова, объединять их в маленькие фразы. Дети начинают быть активными в общении с людьми, спрашивают, как называются предметы из его окружения, с помощью мимики и жестов указывает взрослому на то, что ему интересно. Примерно к 1,8 годам у детей формируется понимание речи окружающих, но его активный словарь практически не пополняется новыми словами.
До 40 слов знают дети в полтора года. Очень редко они понимают до 100 слов. Затем происходит сильный скачок в формировании речи. В конце второго года жизни дошкольники знают уже около 300 слов. А к концу трех лет – до 1500 слов. Фонематический слух практически полностью сформирован в два года, когда дети могут различать слова, которые отличаются друг от друга всего одной фонемой.
Ближе к трем годам ребенок начинает активно участвовать в самостоятельной речи. На этом этапе дети речью управляют собственным поведением и пытаются влиять на поведение окружающих людей. Резко растет интерес детей к окружающему миру. Дети все хотят видеть, трогать, слушать и узнавать. Они интересуются тем, как называются предметы, понимают, для чего эти предметы нужны, умеют пользоваться средствами гигиены.
В три года дети правильно пользуются падежами, могут составлять предложения, используя служебные слова, внутри которых грамматически верно согласуются все слова. Пассивный словарь практически такой же, что и активный. От двух до трех лет интенсивно развивается грамматическая структура. Некоторые слова превращаются в части речи, их окончания согласуются. Речь в трехлетнем возрасте включает в себя в основном простые предложения.
В раннем возрасте речь может развиваться под влиянием следующих факторов:
- игры влияют на формирование речи;
- нужно использовать фольклор;
- развитие мелкой моторики;
- общение в семье.
Работа педагога, позволяющая формировать детскую речь, подразумевает то, что взрослые должны быть вовлечены во взаимодействия с детьми в бытовой жизни. Но также нужно специально организовывать занятия и игры.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Игра в сенсорном воспитании Роль игры в сенсорном развитии — какие дидактические игры подходят…
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…