Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе


Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Конспект фронтального занятия «Путешествие Колобка» в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский. Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Осень». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цели и задачи: Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук. • познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; • познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова; • учить выделять звук в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; • развивать фонематические процессы; • развивать дыхание и голос; • закреплять понятия: «звук»; • совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей; • повышать речевую активность; • развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи; • развивать психические процессы; • повышать работоспособность и выносливость.
Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация «Буква П», магнитофон, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить, Всем кого б ни встретил — это знают дети. Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит Дети: Привет-привет! Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). А теперь поздороваемся друг с другом. Логори (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть. Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал, От медведя убежал А лисице на зубок Все ж попался … (колобок) А давайте придумаем свою сказку про Колобка. А кто нам в этом поможет? (умная голова) Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения! Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». •«Кулак – ребро – ладонь».


А кто еще нам поможет? (язычок).
Артикуляционная гимнастика.Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том? В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»). Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу). Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»). Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»), А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»). Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»). На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»). Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок») Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»). Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»). Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.
Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» — развитие мелкой моторики.
«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак. «Месим тесто» — дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук. «Раскатываем тесто» — трут ладошкой о ладошку. «Лепим Колобка» — кладут ладонь на ладонь – «катают шарик». Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).
Логори (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег? Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку): 1. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел. Вот какой я колобок, Колобок – румяный бок. 2. Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю. Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.
Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик. С обратной стороны картинка. Посмотри на картинку и назови слово. Какой первый звук в этом слове? Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем. Как выходит воздух легко или встречает преграду? А что же это за преграда? (губы). Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным) Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит) Значит этот звук глухой. А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» — показ буквы. Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем. Буква П – дверной проем. Мы три палочки возьмем. Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим. Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит. Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился. Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»
Волк благодарит детей и уходит. Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.
Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.


Медведь благодарит детей и уходит. Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»: Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – нет крупы. Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп. Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп. Уп-уп-уп – мы съели суп. Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру. Па – па – па, вот идет сюда лиса! Па – па – па, вот и съем я Колобка! Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы! Па – па – па, не поймаешь Колобка! Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается. Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.
Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».
Дети пропевают слова Колобка: Дети (поют): Я устал, я торопился, Я чуть-чуть не заблудился. На полянке полежу, И на небо погляжу. На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.


Педагог продолжает петь сам: Тише, тише, не шумите, Колобочков не будите! Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Дети открывают глаза и встают. А теперь прощаться настала пора, Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

Дошкольный возраст — период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой.

Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий


Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов


Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников


Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать


Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе


Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам


С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных


Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков


Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние — не больше 20 минут, старшие группы — 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

В середине занятия рекомендуется проведение физкультминутки с элементами логоритмики

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группаВводный этап, мотивирующее началоДидактические игрыФизкультминутка или подвижная играРечевые упражненияПодведение итогов
Младшая2 минуты.3 минуты.2 минуты.7 минут (в игровой форме).1 минута.
Средняя3 минуты.3 минуты.3 минуты.10 минут.2 минуты.
Старшая3 минуты.4 минуты.3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения — 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями — 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап — 3 минуты.
  • Беседа — 5 минут.
5 минут.5 минут.
  • Устная речевая работа — 5 минут.
  • Работа с прописями — 7 минут.
2–3 минуты.

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

  • Конспект занятия в младшей группе «Весна пришла» с элементами логоритмики (Ушакова Н. А.).
  • Конспект занятия в средней группе «Путешествие за волшебным цветком» (Гусева Н.).
  • Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на весеннюю полянку» (Фёдорова Е.).
  • Конспект занятия в подготовительной группе «Весна» (Мухаметгареева Р.).
  • Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы».
  • Сценарий логопедического праздника «Правильной речи» (Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]