Обучение по индивидуальному учебному плану в школе


Что такое индивидуальный учебный план

Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Наталья Езжалова

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

фронтальных (подгрупповых)

занятий;

индивидуальных занятий;

занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые)
логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы.Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив, так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

определяются тема и цели занятия;

выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать»

их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного,к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико –фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический»

подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса.
Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.
На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В нашем саду во второй младшей и средней группах проходят лексические занятия с элементами грамматики. В старшей и подготовительной группах проводятся занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

С чем связано то, что используются разные типы занятий? В младших группах в саду логопедической направленности основной упор в работе логопеда делается на обогащение словаря детей. И здесь нужны занятия лексического типа. Т. е. в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема, внимание логопеда и детей на занятии полностью сосредоточено на словаре, лексико – грамматические категории если и берутся, то только уже известные ребенку. В данном типе занятий изучение лексико – грамматических категорий играет второстепенную роль.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

сформулировать тему и цели занятия;

продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

формулировать инструкции кратко и четко;

использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

– здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте методнаглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

— Познакомить детей с понятием «слово»

и его протяженностью;

— научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе методнаглядного моделирования способствует:

— усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями, передачи событий при помощи заместителей;

— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода — принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В этом году в подготовительной группе был разработан,а затем проведена презентацияпроекта на тему: «Мотивы осени»

. Этот проект развивает эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства старших
дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.
Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей.

Деятельность педагогов в этом проекте была сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе нашего сада является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Мы только приступаем к разработке этого проекта, целью которого является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок мы надеемся решить следующие задачи логопедическойкоррекции коммуникативной сферы детей:

— создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

— обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

— развитие диалогической и монологической речи;

— повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

— приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

— развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Планирование логопедической деятельности с детьми 2-3 и 3-4 лет

I период обучения:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.

II период обучения:

Январь, февраль, март, апрель, май

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Заучивать короткие двустишия и потешки.

Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи

Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).

Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Образец индивидуального учебного плана учащегося

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Фронтальное логопедическое занятие с презентацией для старшей группы с учетом ФГОС ДО

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшей группы «Варенье из облаков»
Статья составлена по материалам Елены Матвиенко, Лидии Слуцкой, Е. Кошкаровой, Т. Керстен.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детского сада. Конспект занятия составлен с учетом федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшей группы «Варенье из облаков» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Программное содержание Образовательные задачи: — обучать детей устанавливать контакт друг с другом, способствовать сплочению группы; — способствовать снижению эмоционального напряжения, импульсивности. Развивающие: — развивать внимание, речь, воображение, память, мышление. Воспитательные: — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Предварительная работа: Словарная работа: самомассаж, пейзаж. Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, газовые платочки разных цветов, раздаточный материал для нетрадиционного рисования пальчиками «Слоненок», музыкальный центр, кисломолочный продукт.
Ход деятельности:
I. Организационный момент. 1. Игра – приветствие под музыкальное сопровождение. 1:Проходите, проходите все малыши! Хорошо, что вы пришли. — Ну здравствуйте, ребята! — Здрав-ствуй-те! — Как ваше настроенье? — Очень хорошо! — Пора нам заниматься. — Да-да-да! — Мы будем все стараться — Так же как всегда. — Будем рисовать На вопросы отвечать. Прошу, ребята, Вас За мною повторять. 2:Проходите, в гости к нам щенята пришли. Отвечайте, как они. — Ну здравствуйте, щенята! — Гав-гав-гав! — Как ваше настроенье? — Гав-гав-гав-гав-гав! — Пора нам заниматься. — Гав-гав-гав! — Мы будем все стараться — Гав-гав-гав-гав-гав! — Будем танцевать И песни распевать. Прошу, щенята, Вас За мною повторять. 3:Проходите, проходите все малыши! Хорошо, что вы пришли. — Ну здравствуйте, ребята! — Здрав-ствуй-те! — Как ваше настроенье? — Очень хорошо! — Пора нам заниматься. — Да-да-да! — Мы будем все стараться — Так же как всегда. — Будем рисовать На вопросы отвечать. Прошу, ребята, Вас Присесть за стол сейчас. II. Сообщение темы и цели занятия. — Сегодня мы с вами будем играть с облаками. А как мы будем это делать вы узнаете чуть позже. III. Основная часть. 1. Беседа, о том какого цвета бывают облака. — Ребята, какого цвета бывают облака? — Белого! — Разве только белого? Нет. Облака бывают и других цветов, а каких, вы узнаете посмотрев презентацию. Внимание на доску. 2. Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением «Варенье из заката» Вы пробовали когда-то Варенье из заката? Вот оно клубничное, Ну, а потом черничное. Немного необычное, Хотя на вкус отличное. Такой чудесный ужин Всегда для нас готов. Сдуть не забудьте пенку Из свежих облаков. 3. Обсуждение увиденного. — Какого цвета бывают облака? — Красного, оранжевого, синего, фиолетового, серого, разового, малинового. — Почему так происходит? — Солнышко восходит и заходит, окрашивая облака в разные цвета. 4. Самомассаж с платочками. Ребята получают газовые платочки разных цветов и делаю самомассаж под руководством педагога-психолога. — Облака опускаются к нам на ладошку. — Гладим сначала правую ладошку, потом левую ладошку. — Гладим ручки от плеча к пальчикам. — Пропускаем платочек между пальчиков. — Спрячем облако в кулачок и выпустим его. Положить платочки рядом с ребенком. 5. Физминутка «Слоненок на облаке». Жил серый Слоненок На облаке белом. По синему небу Тихонько летел он. И песни цветные Слоненок трубил О том, что видел и любил. Когда он на яркое Солнце смотрел, То рыжие песни Он весело пел. Когда же он голову вниз опускал, Зеленые песни распевал. 6. Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования пальчиками (хоботом) с помощью слоненка. – Слоненка мы не отпускаем. Мы попросим его остаться с нами и помочь нарисовать облака на небе. IV. Итог занятия. — Что вам понравилось? — Что было веселым? — А теперь мы все вместе попробуем облака на вкус. Ребята пробуют облака на вкус (кисломолочный продукт).
Презентация для фронтального логопедического занятия для старшей группы с учетом ФГОС ДО

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по логопедии для старшей группы Конспект игрового занятия в старшей группе по развитию речи Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков т-д для детей старшей группы Коррекционно — развивающее НОД с подгруппой детей 5-6. Конспект

Похожие статьи:

Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ

Конспект интегрированного занятия на тему «Животные» в старшей группе

Конспект занятия – путешествия для детей старшей группы ДОУ на тему: Птицы

Конспект интегрированного занятия на тему «Космос». Старшая группа

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Образец приказа

Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.

План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

Логические связи и отношения:

устанавливает с ошибками (лишний предмет находит с трудом).

Математические представления

Счет:

в пределах 5, итог подводит после подсказки, обратный счет не производит.

Соотнесение числа и количества:

соотносит в пределах 5.

Соотнесение цифры, числа и количества:

соотносит в пределах 5.

Вычислительные навыки:

с ошибками.

Вычисляет:

с опорой на конкретный материал.

Выполняет задания:

как самостоятельно, так и с помощью взрослого.

Решение арифметических задач:

решает в пределах 3.

Обучаемость

Помощь:

нуждается в стимулирующей помощи при трудностях выполнения задания.

Характер помощи:

требуется стимулирующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого.

Объем помощи:

средний

Способность переноса на аналогичные задания:

перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на усвоение и закрепление показываемого способа действия.

Дефектологическое заключение:

Специфические трудности формирования учебных навыков.

Уровень обучаемости средний.

Познавательная деятельность на среднем уровне.

Планируемые мероприятия:

Занятия с учителем-дефектологом индивидуально и в подгруппе с периодичностью три занятия по формированию элементарных математических представлений и два по ознакомлению с окружающим миром в неделю.

Содержание работы.

I
этап (октябрь 2021 – декабрь 2020)
1. Ознакомление с окружающим миром

— продолжить знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.;

— учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы;

— закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, учить определять степень родства.

— продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием: воспитатель, продавец, повар медсестра и др.;

-расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

— расширять представления о временах года, о природных явлениях;

— познакомить с названиями частей суток;

— учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы;

-расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды;

-продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, домашние птицы, отмечать их характерные признаки, расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям;

— знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;

— учить дифференцировать обобщающие понятия.

— учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]