Конспект НОД по социальному миру в средней группе «Доброе слово и кошке приятно»


Конспект занятия по социальному миру в средней группе. Тема: « Школа здоровья».

Конспект занятия по социальному миру в средней группе.

Тема: «

Школа здоровья».

Цель:

  1. Закрепить знания об органах чувств; уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.Учить передавать различные эмоциональные состояния.
  2. Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти и воображения.
  3. Воспитывать потребность быть здоровым, бережно относиться к своему телу.

Материал и оборудование:-

картинки с изображением органов чувств; шарф для завязывания глаз; «чудесный мешочек» с набором мелких предметов; стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия

В:

Дети, сегодня мы отправимся в Школу здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.) Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте зайдем в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, поймёте, какой орган чувств здесь исследуют.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза.

)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

Комплекс зрительной гимнастики

.

1. На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7-10 секунд.

3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

В:

Входим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши

.)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. (Тихо говорит.)Присядьте на корточки, встаньте. (Дети выполняют.) Почему вы присели и встали?

Дети:

Потому что услышали, что вы сказали.

В:

Чем вы это услышали? (Ответы детей). Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.) («Основные правила»,Г.Зайцева «Уроки Мойдодыра»,стр.11). А сейчас, чтобы наши ушки хорошо слышали, давайте поиграем в игру
«Узнай по голосу».
(Все встают в круг, водящий ребёнок- в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алёша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

В:

Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Между двух светил в середине я один. (Нос

.)

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос педагога, для чего человеку нужен нос.

Дыхательное упражнение

. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)

В:

Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств — язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)? (Ответы детей.) Давайте поиграем с языком.

Артикуляционная гимнастика.

  1. «Холодно -жарко». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3-4 раза.
  2. «Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
  3. «Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз.
  4. «Лошадка». Поцокать языком.

В:

Давайте возьмёмся за руки и вспомним стихотворение «Как мы весело живем…». Дети (хором).

Как мы весело живём.

Дружно песенки поём,

Можем весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда,

Ну а драться — никогда!

В:

Ну вот мы с вами оказались и в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание ( ощущение).
Игра «У меня уши хороши,а у соседа лучше..».
В:

Давайте проверим, сможем ли мы узнать какой предмет лежит в мешочке с закрытыми глазами.
Игра «Чудесный мешочек»
(ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет). Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.

В:

Вот и закончилась наша экскурсия по Школе здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
А теперь мы улыбнёмся. Крепко за руки возьмёмся. И Друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…

(Дети говорят друг другу добрые пожелания.)

Конспект занятия по социализации для средней группы Тема: «Чтобы уши слышали»

Конспект занятия по социализации для средней группы Тема: «Чтобы уши слышали» Задачи.

Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.

Материал.

Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с картинками; схема уха.

Ход занятия

1. — Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это Незнайка! Ребята, у Незнайки есть друзья, и они живут в стране Здоровячков. А вы знаете, что это за страна? (ответы детей) А наш Незнайка пока не может жить в такой стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Конечно, ребята, Незнайка ничего не знает о своем организме и не умеет заботиться о своем здоровье. Но мне, кажется, что мы с вами сможем помочь незнайке. Согласны, или нет? (ответы детей)

2. — Незнайка, на прошлом занятии мы с ребятами узнали, что главными помощниками человека являются (глаза). Глаза — орган чего? (зрения). Давайте вспомним и расскажем Незнайке, что же мы можем благодаря зрению? (ответы детей). А какого цвета глаза у Незнайки? (синие). По какой части глаза вы определили цвет? (по радужке)

— Ребята, Незнайкины друзья подарили ему вот такой плакат с картинками, но он не знает, для чего его подарили. Давайте мы посмотрим на плакат и попробуем объяснить Незнайке. (дети рассказывают). Этот плакат и картинки подсказывают Незнайке, что надо беречь зрение. С помощью хорошего зрения мы воспринимаем большую часть окружающего мира. Не забывай про этот плакат и береги зрение!

3. — А сейчас мы с вами будем снова играть, и узнавать других помощников человека.

— А ты, незнайка, внимательно смотри, что дети будут делать, слушай и запоминай, о чем будут говорить.

Игра «Назови, не ошибись»

— Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, кто правильно назовет часть тела и количество, тот сядет на стульчик.

Игра «Узнай предмет по звуку»

— Вот ширма, за нею спрятались предметы. Их мы будем узнавать по звукам. Должно быть тихо — тихо, чтобы лучше услышать и определить к какому предмету относится звук.

— Кто догадается, руки в замочек сложите. (Можно вызвать несколько детей сказать воспитателю тихо, чей звук они услышали).

Игра «Угадай, чей голосок?»

«Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу. К одному я подойду И тихонько позову. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!»

— Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши — это орган слуха. (дети повторяют)

— Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!

— Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице…)

— Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий)

— А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.

Физминутка.

4. — А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся — рассмотрим.

— Видимая часть органа слуха — наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки — это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.

— Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).

— Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Мы с вами умеем делать, давайте Незнайку научим.

Оздоровительная минутка.(самомассаж ушей)

«Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу.»

5. — Орган слуха — это уши. С помощью ушей мы различаем голоса животных, шум дождя, журчание ручейка, музыку и человеческую речь.

— Заткните уши ватой. Что произошло? (ответы детей). Сразу исчезли все звуки, вы перестали слышать.

— Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на картинки, сами расскажите.

Защищать уши от холода и сильного ветра;

Защищать уши от шума;

Не ковырять в ушах;

Не допускать попадания воды в уши;

Не сморкаться сильно;

Если уши заболели — обращайся к врачу!

— А еще, ребята, чтобы слух был хорошим, надо уметь правильно чистить уши. Сейчас подойдите к этому столу и выберите те предметы, которыми можно чистить уши (дети объясняют).

— Если вы, ребята, за своими ушами будете ухаживать правильно, тогда вам не придется обращаться к врачу.

6. — Ребята, ваш слух улавливает громкие звуки, тихую, спокойную речь, а может ли ваш слух улавливать шепот? Мы с Незнайкой сейчас проверим остроту вашего слуха.

Игра «Глухой телефон»

(слова: игрушка, мышка:)

— Молодцы, ребята, хороший у вас слух. Правда, Незнайка? (да) Слух большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его!!!

7. — Ребята, кроме человека, у кого еще есть орган слуха? (у животных) А зачем животным хороший слух? Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. А вы знаете у кого из животных хороший слух? (ответы детей). Конечно, известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. (Заяц, олени, лоси, косули)

— Вот видите, как важно иметь хороший слух не только человеку, но и животным.

— А теперь скажите, с какими помощниками человека мы познакомились? (зрение и слух)

— Правильно. Незнайка, на следующем занятии мы с детьми продолжим знакомство с нашим организмом. И тебя приглашаем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]