«Сторисек» — как форма работы по приобщению детей к чтению»
Автор: Рыбакова Елена Львовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18»
«Сторисек» — как форма работы по приобщению детей к чтению»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающей направленности города Можги»
Консультация для педагогов
«Сторисек» как форма работы по приобщению детей к чтению»
Рыбакова Е.Л.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Можга, 2021г.
В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегает к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей.
Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру, сеет маленькую душу первые ростки нравственности.
Я, предлагая вам познакомится с многогранным и многофункциональными методами «Сторисек».
В переводе с английского «Сторисек» — мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основал Сторисек Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл считает, что сначала нужно решить «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать!»
Идея Сторисек заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольного всеми необходимыми средства для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапом:
Подготовительный этап:
- Определяется произведение детской художественной литературы которому посвящается «Сторисек»-например «Колобок».
Критерии отбора книги:
— Качественные иллюстрации.
— Произведение удобное для громкого чтения.
— Доступный и интересный уровень книги для детского восприятия.
— Любимая книга детей.
— Книга рекомендуется родителями (педагогами, книжными магазинами)
- Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)
- Подбираются остальные компоненты для комплекта:
— Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
— .Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению (энциклопедия животных, например, аудиокнига или DVD диск).
— DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии).
— Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать:(расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтение, связной речи, социальных навыков, самоуверенности).
Например, литературными играми такие как: «Допиши рассказ», «Крокодил» — с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения, «Найди пословицу». Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, использование настольных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
Основной этап
Работа с художественными произведениями:
— Работа с книгой предлагает громкие чтение в группе детей.
— Организовывайте диалог (до, вовремя, и после прочтения книги).
— Обсудите с детьми:
- Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрацию?
- Кто/что вам больше всего нравится в книге?
- Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?
- Расскажите. Какие слова, события повторялись в книге?
- Используйте и другие вопросы.
— Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения книги или после.
— При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
— Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
— Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
— Поговорите о реквизите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
— Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.
— Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Работа с аудиокнигой
Организуйте коллективное прослушивание аудиокниге с одновременными (предваряющим) завершением коллективным рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки новой обложки к книге и пр.
Основной этап по сказке «Колобок»
- Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации тембра голоса).
- Беседа на основе первичного восприятия текста
— Понравилось ли Вам произведение?
— Что вам понравилось?
— О ком сказка? Кто главный герой?
— Зачем колобок покатился в лес?
— Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание).
- Беседа по содержанию сказки?
— Назовите героев сказки.
— С кем первым встретился герой?
— Кто еще встречался колобок по дороге?
— Какой вы представляете лису?
- Обращение внимания на буквы (звуки) (спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова?).
- Проведение игры «Веселые скороговорки» (быстрое проигрывание текста).
- Разыгрывание при помощи игрушек (эпизодов сказки) самостоятельно или вместе с детьми) во время чтения книги (попросите детей подавать вам нужные реквизиты).
- Проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).
- Проведение игры «Кто это?» (отгадывание загадок).
К сказке «Колобок» можно предложить игры:
— «Крокодил»- с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки.
— «Веселые скороговорки»-быстрое проговаривание текста
-Заяц, заяц, чем ты занят? -Кочерыжку разгрызаю, -А чему ты, заяц рад? -Рад, что зубы не болят! | Прокричал медведь в берлоге Прокричал барсук в норе Промычали, промолчали И проснулись на заре. |
— «Кто это?» -отгадывание загадок:
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса. От беды уносит ноги. Ну-ка быстро отгадай-ка Как зверек зовется? (Зайка) | Заяц зайцу говорит: -Мне б его да аппетит! -В аппетите мало толку, -Мне бы зубы, как у (Волка) |
- Определение главной мысли сказки?
(Нельзя быть слишком доверчивыми).
Совестная образовательная деятельность с большим количеством историй может продолжатся в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Миллион историй можно передать в любую семью или группу для чтения и изучения произведения. А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д.
Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов.
Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн-проекте по его оформлению.
Использование Сторисек позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования т.к. этот метод способствует:
-позитивной социализации дошкольников через привитие интереса к совместной деятельности;
-развитию кругозора, пополнению и расширению словарного запаса;
-формированию навыков осмысленного чтения обсуждения художественного произведения;
-формирования чувства уверенности в себе стимулированию интереса к книге.
Список рекомендуемых источников:
- Щинникова В.И. Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде: консультация (Электронные ресурсы) В.И. Щинникова
-Режим доступа:http//oubomsk.ru/index/0-102.
- Есть идея! (электронный ресурс): библиодайджест/ Централизованная библиотечная система г. Апатиты; сост: Е. Гитльмутдинова, И. Глиниа.
- Русская народная сказка «Колобок».
- Лынская, М.И.Методические рекомендации по проведению «Сторисек» (Электронный ресурс).
- Мутав Л. Удовольствие от совместного чтения. Проекный метод «SNORYSACK» (сторисек) /Л. Мутав// Библиотечное дело-2008.-№-23.с.41-43
Художественная литература в ДОУ
1.Значение
Художественная литература таит в себе огромные возможности для формирования личности ребенка.
Она не только расширяет кругозор и рождает новые интересы, она объясняет ребенку жизнь природы и общества, вводит в мир человеческих чувств и взаимоотношений, формирует устойчивый интерес к словесному искусству.
Она раскрывает перед ним все неисчерпаемое богатство русского языка.
2. Проблемы
Не так давно нашу страну считали самой читающей в мире. Читали все, везде и всегда. Меняются времена, меняется способ работы с печатным текстом.
Всеобщая технологизация, влияние аудиовизуальных ресурсов, цифровых и электронных носителей информации приводят к тому, что в современном обществе отмечается существенное снижение уровня читательской культуры.
Еще в конце прошлого века замечательный преподаватель русской словесности В.Острогорский
утверждал, что отсутствие литературного образования у молодежи ведет к малограмотности, невежеству, отсутствию тяги к науке и искусству.
Поэтому проблема введения детей в книжную культуру требует повышенного внимания.
Мы, педагоги, должны сформировать среду, в которой образованность, эрудиция, станут правилами хорошего тона.
Возможно ли это в детском саду, ведь дети еще так малы и не умеют читать?
Безусловно, можем и даже должны это сделать.
На этой возрастной ступени очень важно приобщить детей к золотому фонду детской книги. Ведь если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
Как утверждают психологи, знакомство с книгой начинается с первого года жизни. Ребенок становится читателем задолго до того, как научится читать.
Детям дошкольного возраста доступны такие виды читательской деятельности, как чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание.
Книга в д/саду и дома должна стать не только частью предметного мира, окружающего ребенка, она должна быть включена во все виды совместной деятельности.
3. Художественная литература
как смысловой фон для других форм совместной деятельности.
Виды совместной деятельности.
Коммуникативная
:
Беседы на различные темы по содержанию художественных произведений; словесное творчество, стихотворные опыты.
Познавательная
:
Обогащение представлений об окружающем мире
Продуктивная
:
Отражение литературного творчества в изобразительной деятельности.
Игровая
:
Использование сюжетов из художественных произведений с целью обогащения игрового опыта и формирования социокультурных компетенций.
Двигательная:
Использование художественного слова в подвижных играх, динамических паузах, пальчиковой гимнастике.
Трудовая:
Организация ремонта книг, изготовление печатных дидактических пособий.
Принципы
Художественное слово – это тонкий инструмент в руках педагога.
В отборе его важны следующие принципы:
* Свободный выбор воспитателем художественных текстов для конкретной группы с опорой на рекомендательный список.
* Свободная непринужденная форма организации чтения.
* Органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности в целостном образовательном процессе.
* Соответствие возрастным возможностям
* Тематическая и жанровая направленность художественной литературы.
Круг чтения дошкольника
Тематическая направленность
содержания книг.
- Чувство Родины.
Это книги, которые помогают расширить знания детей о родной стране, о неведомых городах и селах, о своей малой родине, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма.
С.Баруздин «Страна, где мы живем». Г.Снегирев «Я путешествую»
- Мир людей.
Эти книги дают детям систему нравственных ориентиров в сложном и многообразном мире человеческих отношений, показывают духовную красоту человека-труженика, защитника, достойного гражданина.
С.Баруздин «Шел по улице солдат» Е. Пермяк «Чужая калитка» С.Михалков «А что у вас», «Дядя Степа» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Б.Житков «Помощь идет».
Детям – о детях.
Эти книги – необходимые советчики в сложном и многообразном процессе воспитания детей. Они дают прямой и ясный пример для подражания, раскрывают ребенку его собственный мир, в котором маленькие читатели видят себя как бы со стороны.
Л.Толстой «Рассказы о детях» К.Ушинский «Рассказы и сказки для детей»
А.Барто «Вовка – добрая душа» В. Осеева «Хорошее» Н.Носов «На горке», «Карасик», «Незнайка и его друзья» В.Катаев «Цветик-семицветик». Г.Остер «Вредные советы».
- Понять и полюбить природу.
В этих книгах писатели уделяют большое внимание экологической проблеме. Они учат детей приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть не только ее красоту, но и ее хрупкость, незащищенность, учат беречь, охранять все живое.
Писатели: Е.Чарушин В.Бианки Д.Мамин-Сибиряк, Н.Сладков, Соколов- Микитов, Э.Шим, Г.Скребицкий.
- Про все на свете.
Это книги о науке и технике, о космосе и диковинках окружающего мира. Яркие и умные – они как маленькие ступеньки, взбираясь на которые, малыши раскрывают для себя новые и новые горизонты.
Рассказы из серии «Почемучка» С.Маршак «Как печаталась ваша книга», «Откуда стол пришел». Энциклопедии из серии «Я познаю мир», «Хочу все знать
».
Жанры художественной литературы.
Устное народное творчество
.
Русские народные сказки, былины, сказки народов мира
.
Сказка близка и созвучна мироощущению детей. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Малые фольклорные формы:
Потешки, колыбельные песенки, считалки, дразнилки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Произведения фольклора своим содержанием и формой исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Проза.
Повести, рассказы, авторские сказки.
Это самый насыщенный жанр детской литературы, в котором нашли отражение самые разнообразные темы: познавательные и юмористические, фантастические и героические, приключенческие и романтические .
Поэзия.
Стихи, поэмы.
Пристрастие к поэзии – отличительная особенность дошкольника.
Она заключается в том, что ребенок, проникая в эмоциональный мир стихотворения, переживает и понимает его настроение. Поэзия помогает ввести ребенка в увлекательный мир русского Слова, многогранного в своем звучании и смысловых оттенках, чтобы постичь языковое богатство, созданное многими поколениями.
Басня.
В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить басни И.А.Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения заключается не в том, чтобы понять мораль, (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к пониманию образной речи.
Книга поможет узнать обо всем
Неотъемлемой частью начального литературного образования является формирование представлений о феномене литературного творчества, знакомство с фактами биографии писателей и иллюстраторов детских книг.
Художник и писатель, объединившись в одной книге, высказывают читателю свои мысли, свои идеи. Только один – словом, а другой – рисунком.
И чем ярче талант обоих художников, чем глубже их взаимопонимание, тем интереснее становится книга.
Для малышей книжка без картинки просто невозможна, потому что их способ восприятия требует образности — яркой, завершенной, чтобы помочь увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.
Родные поэты
Литературное творчество местных поэтов помогает педагогу влиять на духовно- нравственное развитие детей, способствует воспитанию любви к малой родине, потому что оно охватывает широкий спектр различных явлений и событий природы и общества.
* Путешествие в историю
* Как прекрасен этот мир
* Войди в природу другом
* Жизнь дана на добрые дела
Организация чтения художественной литературы в ДОУ.
Методические рекомендации.
-Ежедневное чтение художественных текстов как ритуал жизни группы.
-Определение постоянного времени для чтения в распорядке дня.
(Продолжительность чтения – в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной – 20-25мин.)
-Создание непринужденной обстановки
-Составление предварительного плана чтения на 2-3 месяца вперед с учетом тематических циклов, происходящих событий (сезон, праздники, памятные даты) и особенностей группы.
-Подбор художественных текстов и их чередование по жанрам.
-Продолжительность чтения больших художественных произведений –
от 2 до 10 дней.
-Обязательное обсуждение прочитанного.
-Использование иллюстративного комментария во время чтения.
-Наличие в группе достаточного количества сборников художественных
-Выразительная речь воспитателя во время чтения.
-Чтение – не принудительное занятие:
Книга должна развивать ребенка и доставлять ему удовольствие
Дети, спешите в библиотеку
Тесное сотрудничество с детской библиотекой на протяжении многих лет способствует успешной работе по приобщению детей к художественной литературе.
Обзорные экскурсии
Различные мероприятия
Кукольные спектакли
Акции
Выставки
Работа с родителями
Вовлекая родителей в образовательный процесс, мы обращаемся к ним с убедительной просьбой проявить уважение и интерес к родному языку, найти время и силы, чтобы обогатить его в устах ребенка.
Из психологии известно: если слово усвоено в раннем возрасте, оно попадает в оба полушария головного мозга, если позднее – только в левое.
- Родительское собрание. «Литературное образование в семье»
- Оформление наглядной информации
- Участие в акции «Незнайкин рюкзачок»
- Выставка семейного рисунка «Приключения Незнайки»
- Фотовыставка «Наши друзья – книги»
Приобщение дошкольников к художественной литературе
требует от педагогов ДОУ овладения общетеоретическими и профессиональными умениями, но самое главное – это любовь педагога
к чтению.
Школа В.А. Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: Матери, Родины, Слова и Книги.
Мы любим книгу. Это значит, что мы стремимся создать культ Книги.
Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствует тому, чтобы взрослых
память о детстве, просветляла,
а детям
—
была надежным помощником на пути к взрослой жизни.
Статья «Знакомство дошкольников с разными жанрами литературы»
Свое отношение к литературному произведению и его героям дети выражают: в рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театральной деятельности.
Встаршей группе
дети знакомятся с разными произведениями русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (прибаутки, заклички, загадки, небылицы), пословицы, поговорки, сказки (волшебные, бытовые, докучные), былины. Дети знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирические, юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаическими текстами (сказки, сказки-повести, рассказы). Художественные произведения усложняются по смысловой нагрузке. Преобладают рассказы и сказки с нравственным подтекстом. Усложняется язык произведений, его отличает большая образность и выразительность, становятся доступны тексты с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий).
Дети понимают, что содержание литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.
Дети начинают осваивать представление о некоторых особенностях таких литературных жанров как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица; знают фамилии трех, четырех писателей, поэтов; отдельные факты их биографий, некоторые особенности их творчества.
Дети понимают, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии; объясняют значение иллюстраций в книге, знают фамилии двух, трех художников-иллюстраторов, некоторые особенности их творчества.
Знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.
Вподготовительной группе
дети имеют богатый литературный опыт. В круг чтения входят разнообразные жанры произведений русского и зарубежного детского фольклора, классические и современные поэтические произведения, прозаические тексты (рассказы, были, сказки, сказки-повести, детские романы). Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля (детские энциклопедии). Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы, повести, рассказывающие о новых приключениях знакомых героев.
Дошкольники понимают, что книга является особым способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. В этом возрасте дети знают фамилии пяти-шести писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества.