Особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Игра- уникальный феномен общечеловеческой культуры . Именно она является уникальной социальной практикой ребёнка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой- элементом системы воспитания, с помощью которой решают многие задачи воспитательно- образовательной работы в ДОУ.Традиционно подчёркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значения игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так , в исследованиях Л.А. Венгера,А.В.Запорожца, Р.С.Буре показана роль различных видов игр в социализации ребёнка, его психическом развитии и социально- развитом становлении. А.П. Усов, Т.А. Репина, А.А. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольника, в развитии «детского общества». Труды Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконина раскрыли роль творческих игр и игр с правилами в умственном развитии ребёнка. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В Михайленко.
Игра является действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития, формирования у ребёнка основ общечеловеческой культуры.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший ребёнок» быстро теряет интерес к учёбе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребёнка любознательности,стремления к получению новых знаний. В играх с правилами, дидактических и подвижных происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение , мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда они начинают оценивать свои и чужие поступки.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнять её смыслом. Дошкольный возраст- оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии , что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые( творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно- ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.
Игры с правилами — к ним относятся дидактические игры ( игры с предметами и игрушками,словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные ( сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
Остановлюсь более подробно на дидактических играх.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования: они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. стремясь реализовать её, дети выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия,игровые правила.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей(формирование сенсорных способностей, развитие слухового восприятия и т. д.), на уточнение знаний, умений, навыков и представлений (например,умение выделять признаки предметов).
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи , имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия).
Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбирают картинки, загадывают загадки).
Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия ( загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате).
Дидактическая задача,игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.
Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяется программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач( например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).
Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. воспитатель должен своевременно планировать игру, определить её место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи, темп игры.
Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном развитии детей. В раннем детстве ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущений в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учиться анализировать, сравнивать. обобщать предметы. Основной формой обучения выступают игры- занятия, в основе которых лежат дидактические игры.
В науке нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том,какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.
У детей в возрасте 6- 7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно- произвольному приходит произвольное поведение. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых.
В старшем дошкольном возрасте интеллектуальная активность эффективно развивается в играх с правилами.Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в неё, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий.
В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, даётся оценка работы команд. Коллективный характер творчества, проявляющийся в коллективной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета, помощи. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника.
В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем- наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых моделей. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения.Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют всё большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли.
Следующая > |
Статья на тему «Сюжетно-ролевая игра как основной вид игр дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра как основной вид игр дошкольников
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра — основной вид деятельности в дошкольный период.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры, она дает детям возможность самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания и умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Выполняя роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с определенными предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло — «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.
Основной особенностью сюжетно–ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно–ролевой игры, чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком, и действует в игре от его имени: существующим образом использует те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Творческой сюжетно–ролевой игре присущи специфические мотивы.
Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно–ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Большое значение имеет сюжетно – ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств для выполнения ролей, преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития.
Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.
Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.