Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Мир растений и грибов. Мир животных

Дети в дошкольном возрасте много играют и общаются. Именно в период повышенного интереса ребёнка к общению важно не упустить момент развития грамотной связной речи. Разговаривая с ребёнком обращайте внимание не только на правильное употребление слов, но и на логическую последовательность его рассказа. Развитие речи и образного мышления в дошкольном возрасте оказывается важнее, чем обучение ребёнка чтению. Тем более что образовательная система «Начальная школа XXI века» не требует навыка чтения при поступлении в первый класс. Зато любая школа приветствует детей с развитой памятью, логическим и образным мышлением и развитой речью. Развить всё это помогут сюжетные картинки, немного времени и родительского терпения.

Сюжетные картинки – маленькие истории

Сюжетные картинки могут представлять собой одну картинку либо серию картинок, объединённых по смыслу. Для старших дошкольников подойдут картинки, на которых изображено не только какое-то действие героя иллюстрации, но и имеется множество подробностей. Рассказ по одной картинке нелегко составить даже младшему школьнику, да и не всех детей можно заинтересовать этим занятием. Другое дело – серия сюжетных картинок. Их может быть от трёх до пяти-семи. Встречаются книжки-картинки, где рассказ представлен только картинками в определённой последовательности. Они отлично развивают связную речь и внимание ребёнка.

Но всё же серия отдельных картинок более функциональна. При их использовании на развивающих занятиях ребёнок научится составлять связный рассказ путём использования логического мышления.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Сюжетные картинки по развитию речи

В этом разделе вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понять их содержание, причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи между событиями, изображенными на них.

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить картинки в несколько наборов, так, как ему подсказывает логика. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Но не спешите поправлять малыша, если, по-вашему мнению, он разложил картинки не так, как надо. Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется вам вполне убедительной. Вас должно насторожить, если: 1. ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; 2. ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов; 3. ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения; 4. значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера.

ВНИМАНИЕ!

Все карточки подготовлены в формате pdf. Как правило, на большинстве компьютеров уже установлена бесплатная программа Adobe Reader, с помощью которой вы можете открыть и распечатать карточки. Если по какой-либо причине у вас нет этой программы, обратитесь на сайт фирмы ADOBE по ссылке

Бланк 1

Скачайте и распечатайте бланк задания. На бланке изображены две картинки, по каждой из них ребенок должен придумать и рассказать небольшую историю.

Бланк 2

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в три набора (по две карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 3

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в три набора (по две карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 4

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в три набора (по две карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 5

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в три набора (по две карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 6

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в два набора (по три карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 7

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в два набора (по три карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 8

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в два набора (по три карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 9

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить получившиеся карточки в два набора (по три карточки в каждом наборе), так, как ему подсказывает логика. Если ребенок ошибся, не спешите сразу исправлять его, сначала выслушайте его версию. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность карточек и составить короткий рассказ по ним.

Бланк 10

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Серия картинок для установление пространственных отношений между предметами. Для развития умения определять положение предмета по отношению к другому предмету. Картинки на следующие пространственные отношения: на, под, за, перед, справа, слева.

Бланк 11

Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Серия картинок для установление пространственных отношений между предметами. Для развития умения определять положение предмета по отношению к другому предмету. Картинки на следующие пространственные отношения: рядом, в, за, между, перед, на.

Интересно будет всем!

Как лучше работать с сюжетными картинками? Для этого нужно:

  • разложить картинки перед ребёнком;
  • рассмотреть каждую картинку и проговорить вместе с малышом, что в них общего;
  • попросить ребёнка разложить картинки в правильной последовательности;
  • задать вопросы по сюжету так, чтобы ребёнок дал на них полный ответ.

Далее ребёнок составляет небольшой рассказ самостоятельно.

Для лучшего понимания разберём на примере. Обратимся к сериям картинок, из которых состоят сказки замечательного детского писателя и иллюстратора Владимира Сутеева: серия картинок о ребятах, которые собирали грибы в лесу и испугались, увидя в норе под деревом сверкающие глаза. Они представили, что там страшный зверь, и, бросив корзину, убежали. Навстречу им шёл охотник. Ребята рассказали ему о страшном звере и вместе с охотником отправились к тому самому дереву. Охотник вскинул ружьё и подошёл к норе, в которой сидел зверь. Но из норы вышел маленький чёрный котёнок. Ребята очень удивились.

  • Для начала рассмотрите картинку и найдите в ней героев повествования. Проделайте это с каждой картинкой – важно, чтобы малыш убедился, что ряд картинок объединён по смыслу.
  • Затем по каждой картинке: кто на ней изображён? Для чего ребята пришли в лес? Что ребята увидели? Как отреагировали? Что после этого сделали? Кто оказался за кустом? Как потом вели себя ребята?
  • Постарайтесь, чтобы ваш малыш отвечал как можно полнее, не ограничиваясь одним словом.
  • Теперь попросите ребёнка, глядя на картинки, рассказать вам по порядку всё, что он увидел и запомнил. Таким образом, у малыша получился рассказ.

Чтобы дошкольнику было интереснее, включите игровой момент: расскажите свою версию истории и попросите ребёнка оценить ваш рассказ.

Занятие

Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком.

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обо­значать предложения, отражающие оценку событий, отноше­ние к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки. «Какая красивая рыбка.» — подумала Маша. До свидания! и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:

— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце ма­ленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.

Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предло­жении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки че­рез одну тыльной стороной и предлагает одному из детей вос­произвести содержание рассказа.

Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста­новить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество ря­дов картинок. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кар­тинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

О пользе и эффективности

Серия сюжетных картинок, как уже было сказано ранее, даёт универсальный эффект, развивая связную грамотную речь, образное и логическое мышление.

  • Логическое мышление.

Рассматривая именно серию картинок, дошкольник учится в них определять обобщающее звено и на этом основании делать вывод о том, что картинки объединены сюжетной линией. Таким образом формируется аналитическое мышление, а также логическое построение, с помощью которых дети и составляют связный рассказ.

  • Образное мышление.

Без фантазии составить рассказ по картинке в принципе невозможно. Предположим, серия картинок посвящена ёжику, который нашёл воздушный шарик. Ребёнок задастся вопросом: откуда в лесу появился этот самый шарик? Вот тут на помощь приходит фантазия с воображением: друзья шли на день рождения через лес и один из шариков упустили.

  • Связная грамотная речь.

Формируется с возраста 4–6 лет, когда ребёнок может ответить на вопрос полным развёрнутым предложением с однородными членами. Для её успешного формирования и тренировки серии сюжетных картин будут очень кстати. Практика составления рассказов, когда перед глазами есть подсказки в виде картинок, поможет ребёнку грамотно и связно отвечать на вопросы, уделяя внимание деталям происходящего.

Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Мир растений и грибов. Мир животных

Предлагаемое вашему вниманию пособие состоит из 22 демонстрационных сюжетных картинок по темам, охватывающим содержание познания окружающего мира: мир растений и грибов (фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, лес); мир животных (домашние и дикие животные и птицы Средней полосы; животные и птицы холодных и жарких стран; насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы); мир человека (человек и его тело, человек и его семья, планета Земля, страна, Родина, столица, город, улица, дом, транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии); времена года). Ребёнок не только описывает предметы по демонстрационной картинке без опоры на конкретные вопросы, но и рассказывает, какое это время года, какие явления природы можно наблюдать, что делают люди, какую одежду они носят, как ведут себя животные, птицы, чем они питаются, что происходит с растениями, как они растут и развиваются и т.д. Важно, чтобы дошкольник, выполняя задание по заданной схеме, усвоил таким образом взаимосвязь природы и человека и отразил неразрывность этой взаимосвязи в своём рассказе. В качестве раздаточного материала для составления описательного рассказа предложите ему такую же картинку, но меньшего формата*. Если ребёнок затрудняется самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке без опоры на вопросы, следует провести с ним дополнительные занятия, сориентировав его на связный рассказ по картинке с помощью примерных вопросов, которые приведены в двух вариантах во вкладке на с. 3. Примерные вопросы применимы ко всем 22 картинкам пособия. Вы можете также предложить свои варианты вопросов, конкретизировав их. Такие вопросы старайтесь выстроить в логике от общего — к частному или, наоборот, идя от частного (отдельного предмета) — к общему (обобщению). Обширный картинный материал может использоваться для проверки овладения детьми этой возрастной категории (6-7 лет) доступным лексическим словарём природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, при организации познавательной деятельности по его освоению детьми более раннего возраста или в начальной школе. Тематика и наглядность картинок, содержание примерных вопросов по ним соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования и действующих программ воспитания и обучения детей. Пособие адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, родителям, гувернёрам. Составитель: Шестернина Н. Л.

Советы родителям

Все мы знаем, что ребёнок на первых порах своего развития усваивает то, что ему интересно. Чтобы процесс обучения повествованию по сюжетным картинкам был и полезным, и интересным, следует придерживаться некоторых правил:

  • Следите за чёткостью и полнотой предложений в рассказе вашего малыша.
  • Задавайте больше вопросов, покажите вашу заинтересованность.
  • Постарайтесь быть активными и живо реагировать на ответы ребёнка.
  • Записывайте получившиеся предложения, так рассказ малыша станет наглядным.
  • Не следует поправлять ребёнка, если он рассказывает по теме картинок. Но если малыш увлёкся и просто попусту болтает, необходимо его направить к предмету рассказа.
  • Если вы только начали заниматься с сюжетными картинками, то начните с короткого рассказа.
  • Чтобы сразу заинтересовать ребёнка подобными занятиями, попробуйте начать с весёлых картинок. Дети любят юмор не меньше взрослых и с удовольствием расскажут вам смешную историю.

И конечно же, родителям юных рассказчиков необходимо помнить о терпении и тактичности. Со временем малыш всему научится, даже если ему, возможно, потребуется чуть больше времени, чем его сверстникам.

Софья Рогозинская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]