Методические нюансы написания календарно-тематического плана для подготовительной группы


Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду

Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, планирование в ДОУ призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.

  • для распределения часов по темам на каждый вид деятельности в детском саду (познавательной, социально-коммуникативной, игровой, направленной на физическое развитие и др.) на год, квартал или месяц составляется перспективное планирование;
  • для группировки часов по темам на каждый вид деятельности на неделю педагог составляет календарный план;
  • для распределения различных видов деятельности в рамках изучения одной темы в той или иной образовательной деятельности создаётся календарно-тематический план (например, календарно-тематический план по ознакомлению с окружающей средой, по подготовке к школе и пр.);

    Планирование помогает рационально распределить время между разными видами деятельности

  • для группировки тем в рамках одного образовательного курса с детализацией видов работы в разной деятельности комплектуется блочное планирование (например, в изучение блока «Космос» на ознакомлении с окружающей средой входят такие темы, как «Планета Земля», «Первый человек в космосе»);
  • для указания видов деятельности по разным образовательным направлениям в границах изучения одной темы педагог прописывает комплексно-тематический план;
  • перечень видов деятельности для знакомства, отработки и закрепления материала по разным образовательным областям на каждый день включается в ежедневный план — самый детальный вид планирования.

Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный — самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.

Это интересно. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя, за составление и выполнение которого он несёт ответственность. Контроль составления планирования осуществляется руководством детского сада в начале года, мониторинг выполнения плана помесячно остаётся за старшим воспитателем.

Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность

Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе

Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:

  • обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
  • последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
  • практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
  • выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.

Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:

  • поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
  • подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
  • формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
  • возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).

Объекты календарно-тематического плана

В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:

  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • развитие речи;
  • чтение художественной литературы;
  • ознакомление с природным окружением (в этот курс включается исследовательская деятельность ребят, которая описывается в графе формы работы по той или иной теме);
  • социально-коммуникативное развитие (в некоторых программах эта образовательная область реализуется в целях и задачах непосредственной образовательной деятельности, а отдельным планом не выносится);
  • логопедические занятия, в том числе и занятия риторикой (если они предусмотрены программой ДОУ);
  • краеведение;
  • изобразительное искусство (рисование, декоративно-прикладное искусство);
  • культурно-досуговая деятельность (в том числе каникулы и вечера развлечении);
  • подготовка к школе (этот вид плана в виде отдельного документа появляется в работе со старшими дошкольниками, до этого элементы включаются в работу по соответствующим образовательным областям);
  • прогулка.

    Прогулка также является объектом календарно-тематического планирования

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год

Мурашова Елена

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год

Комплексно-тематическое планирование

в подготовительной группе на учебный год.

Сентябрь

1 неделя: тема «Впечатления от лета»

Программное содержание:

закрепить знания детей о лете. Развивать умение делиться своими впечатлениями с друзьями, передавать их через художественно-эстетическую деятельность (лепку, аппликацию, рисование, музыку).

Итоговая работа:

составление рассказов о лете совместно с родителями; выставка рисунков на тему «Моё лето».

2 неделя: тема «Осень золотая»

Программное содержание:

расширять знания детей об осени; обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих, в жизни деревьев, кустарников, растений; формировать умения детей устанавливать элементарные закономерности в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Итоговая работа

: обрывная аппликация «Лес осенью».

3 неделя: тема «Обустроим нашу группу».

Программное содержание:

способствовать творческому использованию знаний и умений при оформлении группы детского сада.

Итоговая работа:

оформление группы на осеннюю тематику.

4 неделя: тема «Моя безопасность»

Программное содержание

: закреплять и расширять знания детей о собственной безопасности; воспитывать культуру поведения на улице, при общении со взрослыми; развивать заботливое отношение к своему здоровью.

Итоговая работа:

викторина на тему «Моя безопасность».

Октябрь

1 неделя: тема «Что нам осень принесла? Дары природы».

Программное содержание:

обобщить знания детей об осени, фруктах, овощах, грибах, ягодах, других плодах; закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в природе.

Итоговая работа:

совместная с родителями выставка на тему «осень в гости к нам пришла».

2 неделя: тема «Птицы собираются в дальние края»

Программное содержание:

формировать представления детей о перелётных птицах; воспитывать бережное отношение ко всему живому, эмоциональную отзывчивость.

Итоговая работа:

коллективная работа на тему «Птицы собираются в дальние края».

3 – 4 неделя: тема «Страна в которой я живу и другие страны»

Программное содержание:

расширять представление детей о своей Родине, других странах; поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране и во всём мире; воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей и их обычаям, традициям, культуре.

Итоговая работа:

выставка детских рисунков на тему «Моя Родина – Россия».

Ноябрь

1 неделя: тема «Мир игры. Игры разных народов».

Программное содержание:

познакомить детей с историческими событиями, вошедшими в основу провозглашения 4 ноября праздничным днём; приобщать детей к народному творчеству; познакомить с играми разных народов.

Итоговая работа:

создание картотеки игр «Игры разных народов».

2 неделя: тема «Что я знаю о Калуге?»

Программное содержание:

расширять представления детей о родном крае: её истории, культуре, народных промыслах, традициях, знаменитых людях; воспитывать любовь к «малой Родине».

Итоговая работа:

сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Калуге».

3 неделя: тема «Русские писатели и их произведения»

Программное содержание:

развивать интерес к художественной литературе; закрепить имена известных русских писателей; учить слушать художественные произведения, отображать свои впечатления о прочитанном через рисунок.

Итоговая работа:

выставка рисунков совместно с родителями по сказкам А. С. Пушкина.

4 неделя: тема «Галерея изобразительного творчества»

Программное содержание:

познакомить детей с известными русскими художниками и их произведениями искусства; учить отличать почерк пера разных художников; развивать познавательный интерес и любознательность.

Итоговая работа

: сюжетно-ролевая игра «Художественный музей».

Декабрь

1 – 2 неделя: тема «Народные промыслы»

Программное содержание:

расширять представления детей об искусстве, народных промыслах, традициях и обычаях народов России; воспитывать интерес к искусству родного края и страны.

Итоговая работа:

лепка «Моя любимая народная игрушка».

3 неделя: тема «Здравствуй, зимушка-зима!»

Программное содержание:

расширять представления детей о зиме; формировать умение устанавливать элементарные закономерности, происходящие в природе со сменой времён года; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; расширять представление об особенностях отображения зимы в произведениях искусства.

Итоговая работа: о

формление альбома «Русская красавица – зима».

4 неделя: «Что такое Новый год?»

Программное содержание:

продолжать формировать представление о празднике Новый год, о традициях его празднования, обычаях встречи праздника в разных странах мира; формировать познавательный интерес; воспитывать уважение к традициям и обычаям других народов.

Итоговая работа:

новогодний утренник.

Январь

2 неделя: тема «В мире театра»

Программное содержание:

приобщать детей к театральному искусству; познакомить с разными видами театра; закрепит правила поведения в театре; воспитывать эстетический вкус.

Итоговая работа:

инсценировка сказки «Лиса и журавль»

3 неделя: тема «Мир профессий»

Программное содержание:

расширять знания детей о профессиях; развивать эмоционально положительное, доброжелательное отношение к людям разных профессий.

Итоговая работа

: составление альбома совместно с родителями на тему «Все профессии важны».

4 неделя: тема «Мир технических чудес»

Программное содержание:

познакомить детей с техникой; закрепить правила безопасного обращения с электроприборами; углубить знания об истории бытовых приборов; в ходе экспериментирования выявить свойства и качества металла; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Итоговая работа:

оформление альбома «Мир технических чудес» совместно с родителями.

Февраль

1 – 2 неделя: тема «Животные нашего края, Африки и Севера»

Программное содержание: у

точнить и расширить представления детей о животных, их характерных признаках и особенностей; формировать представления о приспособлении животных к природным изменениям; воспитывать заботливое отношение к животным; развивать умение отражать свои впечатления в рисунках.

Итоговая работа

: выставка макетов, рисунков, поделок совместно с родителями на тему «Животные России, Севера и Африки»

3 — 4 неделя: тема «День Защитника Отечества. Масленица»

Программное содержание:

формировать знания детей о праздниках и традициях русского народа; продолжать расширять знания детей о российской армии; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Итоговая работа:

выпуск газеты с рисунками детей «Защитники Отечества».

Март

1 неделя: тема «Мама дорогая, самая родная!»

Программное содержание

: расширять знания детей о государственных праздниках; познакомить детей с историей праздника «8 Марта»; воспитывать уважение, любовь, бережное и доброе отношение к своей маме.

Итоговая работа:

квиллинг «Букет для мамы».

2 неделя: тема «Быть здоровыми хотим!»

Программное содержание:

расширять представление детей о здоровье и здоровом образе жизни; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Итоговая работа:

соревнования с родителями «Папа, мама и я – спортивная семья!»

3 неделя: тема «Книжная неделя»

Программное содержание:

пополнить литературный багаж детей сказками, рассказами, загадками, считалками и скороговорками; продолжать знакомить с художниками-иллюстраторами к известным сказкам.

Итоговая работа:

художественная деятельность детей с элементами экспериментирования на тему «Раскрасим сказочных героев цветным песком».

4 неделя: тема «К нам весна шагает быстрыми шагами…»

Программное содержание:

закрепить представления детей о весне; вызывать чувство восторга перед красотой природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; учить передавать свои впечатления через другие виды деятельности.

Итоговая работа:

аппликация «Весна».

Апрель

1 неделя: тема «Юмор в нашей жизни»

Программное содержание:

учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать своё чувство юмора и распознавать чувство юмора других через произведения изобразительного искусства; развивать фантазию, инициативность, творческую активность, мышление, восприятие, расширять кругозор.

Итоговая работа:

создание юмористической стенгазеты совместно с воспитателем «Крокодил».

2 неделя: тема «На луне живёт Звездочёт…»

Программное содержание:

расширять знания детей о космосе, работе и труде космонавтов; дать знания о звезде – солнце, о спутнике Земли – Луне, о планетах солнечной системы.

Итоговая работа:

пластилинография «Неизвестная планета».

3 – 4 неделя: тема «Народная культура и традиции».

Программное содержание:

познакомить детей с народными традициями и обычаями народов России; воспитывать уважение к традициям своего народа.

Итоговая работа

: посещение горницы, НОД на тему «В гостях у бабушки в деревне».

Май

1 неделя: тема «Этот день Победы!»

Программное содержание:

познакомить детей с подвигами наших соотечественников; расширять знания о героях войны; воспитывать чувство благодарности за чистое небо над головой, чувство гордости за свою Родину.

Итоговая работа:

оформление раздевальной комнаты иллюстрациями и детскими рисунками на тему «Великая Отечественная Война»

2 неделя: тема «Мои права и обязанности»

Программное содержание:

познакомить детей с понятием «права и обязанности»; показать единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.

Итоговая работа: забота о малышах; изготовление для них «Книжек – малышек» по известным сказкам.

3 неделя: тема «Скоро в школу!»

Программное содержание:

организовать все виды деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступлением в школу; формировать эмоционально-положительное отношение к предстоящему поступлению в 1 класс.

Итоговая работа:

интегрированная НОД на тему «Мы скоро будем школьники!»

4 неделя: тема «Здравствуй, лето!»

Программное содержание:

систематизировать представления детей о смене времён года, изменениях, происходящих в природе, явлениях природы.

Итоговая работа:

конкурс загадок по разным лексическим темам.

Какие приёмы включаются в календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом плане педагог указывает те виды методических приёмов, которые он планирует использовать для достижения поставленных целей при рассмотрении той или иной темы. В подготовительной группе, когда ребята уже знакомы со всеми способами взаимодействия, очень важно максимально приближать воспитанников к работе по тому традиционному набору приёмов, которые приняты в начальной школе. Как правило, это комплекс из четырёх групп:

  • словесных;
  • наглядных;
  • практических;
  • игровых.

Рассмотрим их варианты в рамках каждой из групп.

Словесные приёмы

В подготовительной группе дети активно осваивают навыки составления логичных, выразительных диалогических и монологических высказываний. В этой связи педагогу очень важно как можно более полно использовать речь при взаимодействии с детьми в разных видах деятельности.

Объяснение

Безусловно, этот методический приём в работе с детьми 6–7 лет не несёт такого содержательного значения, как это было в предыдущие годы: дети быстрее «хватают» материал, им не нужно долго растолковывать. Но с точки зрения способа донесения информации, объяснение для подготовишек очень ценно, ведь с его помощью ребята расширяют свой словарный запас, осваивают речевые клише, отрабатывают грамматику построения предложений — то есть все те аспекты языка, которые так важны для создания собственного речевого образа.

Объяснение может носить не только групповой, но и индивидуальный характер

Беседа

В подготовительной группе этот приём можно назвать самым важным в группе словесных. С помощью беседы дети не только развивают свою речь, но и учатся выстраивать причинно-следственные отношения между явлениями, о которых говорят, а также аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять новую информацию с уже полученным опытом, критически мыслить.

Для реализации этого приёма в своей практике я руководствуюсь двумя правилами подготовки беседы:

  • заранее готовлю 1–3 вопроса (один на проверку понимания сути материала, два проблемных, ответы на которые могут быть прямо противоположными);
  • продумываю по 1–2 вопроса на раскрытие нюансов каждого из направлений, по которым может пойти разговор.

Например, при изучении темы «Этикет» набор вопросов может быть таким:

  • «Что такое этикет?» (с этим понятием дети знакомы уже давно, вопрос актуализирует знания ребят);
  • «Важно или неважно придерживаться этикета в повседневной жизни, например, дома?» (здесь дети в большинстве своём, конечно, сходятся на том, что важно, доказывают своё мнение, однако, можно предложить им пофантазировать на тему, что будет, если в обществе человек будет придерживаться правил, а дома нет);
  • «Возможно ли дружить с невоспитанными людьми?» (здесь мы обсуждаем два варианта — когда друг невоспитан, и за него часто бывает стыдно перед окружающими, а также когда товарищ знаком с общепринятыми правилами поведения, – и после этого определяем, что нам ближе).

Загадки и стихотворения

Обычно эти словесные приёмы используются для актуализации опорных знаний. Но в подготовительной группе дети уже достаточно организованы, чтобы настраиваться на работу с помощью беседы или рассматривания иллюстраций (то есть наглядного приёма). И тем не менее загадки можно использовать для систематизации того или иного материала.

Например, когда со своими детьми я работаю над темой «Ягоды», подытожить материал, который мы осваивали на занятии по ознакомлению с природным окружением, я предлагаю загадками:

  • Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (клюковка);
  • Много тёмно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (черника);
  • На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовётся он? (крыжовник).

В процессе рассмотрения темы «Предметы быта» мы с ребятами обсуждаем важность техники, используя в качестве основы дискуссии стихотворение «Пылесос»:

  • В углу притаился Лихой пылесос. Он пыли несёт т На себе целый воз. Сметает соринки И, радуя глаз, Наводит порядок Он в доме у нас. Рычит, зубоскалит, Шипит и свистит. Собаку за хвост укусить норовит. Отчистит вам пятна, Помоет порог, А если не нужен- Уйдёт в уголок.

Стихотворения и загадки помогают организовать детей

Забавные сюжеты

Дети любят сказки — это аксиома. Поэтому со стороны педагога будет большим методическим просчётом неиспользование сказочных повествований в работе. При этом сказки обычно придумываются «на ходу», то есть в процессе подготовки занятия по конкретной теме.

К примеру, при изучении темы «Права ребёнка» своим воспитанникам я предлагаю сказку «Как Заяц свои права получил». «В одном лесу жил-был Заяц. Но только не ладилась у него жизнь: только найдёт себе еду — тут же прибегают белки и забирают всё себе, только обоснуется в домике — прибегает Лиса и выгоняет Зайца. И отпор дать Заяц не может: от обиды слов не хватает, а драться так он и вовсе не умеет. Тогда решил он сходить к мудрому Льву за советом. И Лев ему объяснил, что никто не может лишать другого пищи или дома, так как это прописано в законе, по которому все живут. И у Зайца есть право на еду и право на законно полученную территорию, то есть дом. А если обидчики снова будут безобразничать, то им стоит напомнить, что нарушение чужих прав грозит изгнанием из леса и заключением под стражу. Послушал Заяц Льва, вернулся к своему дому и прогнал Лису, пригрозив ей тюрьмой. А белкам и говорить ничего не пришлось: они, как увидели гордого, уверенного в себе Зайца, сразу поняли, что лучше подобру-поздорову уйти в свой дом и больше косого не трогать. Вот так знание своих прав придало уверенности и решило проблемы Зайца».

После прослушивания сказки мы с детьми обсуждаем историю, опираясь на следующие вопросы:

  • «Почему Зайца все обижали?»
  • «Как вы думаете, если бы Заяц просто подрался с обидчиками, это бы помогло? (да, но временно) Почему нет? (потому что лиса и белки, наверняка бы, попытались снова обижать Зайца, только вот теперь они точно не расслабятся, не дадут Зайцу победить их)»;
  • «Почему важно знать свои права?».

Чтение

Бо́льшая часть 6–7-летних воспитанников детских садов уже умеет читать. Поэтому воспитателю это умение нужно эксплуатировать не только на занятиях по чтению или подготовке к школе, но и во время выполнения остальных элементов учебно-воспитательного процесса. К примеру, зачитывание коротких описаний основных черт продукции народных промыслов. Важно, чтобы текст был небольшим по объёму и сопровождался наглядностью, то есть картинками.

Скороговорки

Это словесный приём важен для коррекции у ребят нарушений звукопроизнесения. Обычно для старших дошкольников комплексы скороговорок общей направленности подготавливаются заранее с учётом конкретных проблем с речью в группе. Составляются блоки скороговорок либо логопедом, протестировавшим ребят, либо, если в детском саду штатной единицы логопеда нет, воспитателем.

  • «Буква Ж широка и похожа на жука и при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: жжж». (Отработка звука [Ж]);
  • «В день рожденья брату Боре Нарисую краской море И кораблик с якорьком — Боря будет моряком». (Отработка звука [Р]).

Группа наглядных приёмов

Информация, воспринимаемая детьми через зрительный канал, запоминается значительно прочнее, чем полученная при помощи других органов чувств. Именно поэтому в календарно-тематическом плане при рассмотрении любой (!) темы представлена наглядность. Существует несколько вариантов её презентации:

  • картинки, иллюстрирующие содержание материала (например, последовательности действий в изучаемых сказках или рассказах, значение дорожных знаков и пр.), порядок выполнения действий (к примеру, этапы работы над поделкой);
  • демонстрация, когда педагог показывает последовательность выполнения того или иного задания на своём примере (например, выкладывает арифметические примеры счётными палочками, презентует порядок выполнения игровых действий в подвижной игре и пр.);

    Если говорить о движениях в играх или зарядке, то дети лучше воспринимают живой пример

  • показ (это приём в контексте современного образовательного процесса приобрёл особую значимость, так как предполагает использование технических средств обучения, то есть компьютера, мультимедийного проектора).

Видео: пример использования приёма показа при изучении темы «Неживая природа»

Это интересно. В некоторых видеоподборках, например, обучающих презентациях, после информационного блока даются задания на проверку понимания материала.

Группа практических приёмов

Эти способы взаимодействия с детьми предполагают освоение нового материала через его реализацию на базе существующего опыта. Иными словами, познакомившись с новыми названиями предметов мебели (например, банкетка, бюро, этажерка и т.п.), дети на основе имеющихся у них представлений о лепке, делают эти объекты интерьера из пластилина.

К практическим приёмам, предполагающим творческое осмысление явлений, кроме лепки, также относятся:

  • рисование;
  • конструирование;
  • аппликации;
  • поделки.

Это интересно. Часто в форме таких творческих заданий дети получают задание выполнить совместный с родителями проект на ту или иную тему. Например, «Мой дом», «Деревья и кустарники нашего края» и пр.

Фотогалерея: примеры проектов «Дома на нашей улице»


Кроме того, что дети домики складывают, они ещё свои поделки раскрашивают


Для выполнения задания можно использовать бросовый материал


В качестве заготовок для домов могут выступать разные геометрические фигуры


Проект может быть выполнен разными техниками

Наблюдения

К приёмам практического осмысления материала относятся также наблюдения или опыты, дающие ребятам более глубокие представления о природе вещей. Наблюдения могут планироваться для проведения в группе (например, за ходом проращивания семян фасоли) или на улице (к примеру, наблюдение за трудовой деятельностью людей, транспортом, сезонными и погодными изменениями в окружающем мире).

Таблица: примеры заданий для наблюдения в подготовительной группе

Объект наблюденияЦельСуть
Продолжительность дняРасширять представления детей о взаимосвязях в окружающем мире.Дети в течение нескольких дней наблюдают за солнцем и приходят к выводу о том, что продолжительность дня связана с движением солнца, с тем, насколько высоко оно стоит.
ЛистопадУчить детей различать листья кустарников и деревьев по размеру, форме, длине черенка.Дети сравнивают между собой 3–4 листочка, формулируют выводы относительно их внешнего вида.
Серая и чёрная вороныРазвивать умение сравнивать и находить отличия.Дети сравнивают внешний вид, голос и повадки двух ворон, делают выводы.

Игровые приёмы

Без игровых приёмов в работе с детьми не обойтись. Поэтому в календарно-тематический план включаются все виды игр. При этом в подготовительной группе, в отличие от предыдущих этапов образования, при изучении темы могут использоваться 1–2 вида игр, а не все.

Освоение окружающего мира у детей происходит через игру

Цели включения в план дидактических игр

Этот вариант игр применяется на разных этапах работы с материалом:

  • для ознакомления с новой информацией;
  • в качестве инструмента для закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков.

Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Вид обучающей игрыНазваниеЦелевые ориентирыМатериал, содержание игровых действий
Логическая«Что это такое?»
  • развивать смекалку, воображение;
  • тренировать память.
Педагог, а затем и дети, загадывают предмет, которой описывают. Остальные участники пытаются угадать, о чём речь. К примеру, прямоугольный, может быть разных цветов, сверху — стекло или пластик, продаётся в специальных магазинах, может быть с кнопками, по нему можно разговаривают — мобильный телефон.
Словесная«Назови растение с нужным звуком»
  • развивать фонематический слух;
  • расширять словарный запас по теме «Растительный мир».
Педагог называет звук, а дети — деревья и кустарники, которые на этот звук начинаются.
Музыкальная«Откуда звук»Тренировать умение находить источник звука.3–4 ребёнка издают определённый вид шума (звон колокольчика, жужжание мотора машинки, стук деревянных ложек и пр.), остальные участники, стоя спинами к водящим, угадывают, что и откуда звучит.
Сенсорная«Найди такой же лист»Учить классифицировать предметы на основании общих и различных признаков.Дети рассматривают листья на дереве, а затем, разделившись на команды, ищут такие же на земле, сравнивая их по определяющим признакам.
Настольно-печатнаяЛото «Геометрические фигуры»
  • тренировать навык различать основные геометрические фигуры;
  • развивать умение соотносить части целого по форме и цвету.
Дети складывают геометрические фигуры из двух половинок, следя за тем, чтобы сошлась не только форма, но и цвет. Задание выполняется на скорость.
Игры с предметамиК этому виду игр относятся задания, связанные с использованием природного материала или игрушек. Например, посчитать, сколько фишек-каштанов у каждого из персонажей-шишек.
ИнтерактивнаяЕё проведение требует определённого технического оснащения — интерактивной доски. Суть игр заключается в следовании правил, оговоренных в методическом сопровождении приложения. Например, на занятии по подготовке к школе для работы над простыми арифметическими действиями можно использовать игру, созданную на базе любимого многими мультфильма «Маша и Медведь».

Подвижные игры

Основное предназначение этих игр — возмещение у детей потребности в двигательной активности.

Для гармоничного развития ребёнку необходимо проявлять свою двигательную активность

Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Что отрабатываетсяНазвание игрыЦелевые ориентирыСуть игры
Бег в разных направлениях, прыжки«Пятнашки»
  • тренировать бег врассыпную;
  • развивать умение увеличивать или уменьшать скорость бега по сигналу;
  • формировать способность быстро реагировать на ситуацию.
Водящий становится в круг с завязанными глазами. Дети его раскручивают, потом снимают повязку и разбегаются. Ловишка должен посалить нерасторопного участника.
Пространственное ориентирование«Салки на болоте»
  • учиться бегать, учитывая преграды в виде зрительных ориентиров;
  • развивать ловкость.
Дети различными предметами обозначают места, куда заходить нельзя. По условному знаку педагога все малыши разбегаются, а водящий старается догнать и осалить.
Формирование ощущения равновесия«Не оступись»
  • учиться прыгать на одной ноге, приземляться на носок полусогнутой ножки;
  • развивать равновесие;
  • укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.
Дети становятся в две колонны. По сигналу начинают движение с одной точки пространства до другой. При этом стоящий первым допрыгивает до цели, а остальные идут рядом. Если ребёнок оступился, он становится в конец колонны, а его роль выполняет следующий участник. Побеждает та команда, которая прошла до финиша дистанцию подлиннее.
Развитие внимания«Эстафета парами»
  • тренировать навык бега в парах;
  • развивать выносливость и внимательность.
Дети, взявшись за руки, становятся на одной из сторон площадки в две колонны. По условному знаку им нужно перебежать к противоположной колонне, не расцепив рук.
Отработка навыка лазанья, ползанья«Где мои бананы»
  • тренировать умение лазить по гимнастической лестнице;
  • повторить счёт в пределах пяти.
Дети-«обезьянки» стоят около гимнастической лестницы. Педагог называет, сколько «ступенек нужно пойти за бананами», а дети залазят на это количество ступеней наверх.
Тренировка ловкости«Не наступи»
  • тренировать ловкость, внимательность;
  • отрабатывать умение перепрыгивать препятствие со смещением влево-вправо.
Дети кладут перед собой палочки, становятся на небольшом расстоянии от палочки. По сигналу воспитателя пытаются перепрыгнуть через препятствие, сместившись влево или вправо.

Игры театрализованной направленности

Этот вид игр помогает ребятам проявить свои творческие способности на этапах подготовки и проведения игр, так как дети вовлекаются не только в само выполнение игровых заданий, но и придумывание сценария, распределения ролей и пр.

Театрализованные игры дают ребятам возможность раскрыть свой творческий потенциал

Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Вид театрализацииСуть игровых действийПримеры
Сюжетно-ролевые игрыМалыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту.«Дочки-матери», «На приёме у врача», «В библиотеке».
ДраматизацииДети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком.Утренники, постановки по мотивам прочитанных сказок и пр.
Режиссёрские игрыДети не только сами выполняют игровые действия, но и организуют содержание самой игры.Малыши разыгрывают действия спасателей МЧС при пожаре, используя для этого фигурки фланелеграфа.
Пальчиковые игрыПрименяются в виде физкультпаузы на занятиях, тренируют речевые центры, а также готовят руку к письму.
  • Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ри) Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинца) Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

Требования к оформлению календарно-тематического плана

Этот вариант составления плана закреплён требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к оформлению документации в ДОУ и включает:

  • титульный лист с указанием полного названия ДОУ, названия и возрастной категории группы, программы, по которой детский сад работает, ФИО воспитателей группы, даты начала и окончания работы по этому плану;
  • алфавитный список детей в группе с указанием дат рождения;
  • режимные моменты в группе (вид деятельности и время на него отведённое), в том числе зарядка, процедуры закаливания, если последние предусмотрены программой ДОУ;
  • расписание непосредственной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
  • собственно план с указанием даты проведения вида работы, темы, форм деятельности детей, целей, оборудованием для каждой из форм, а также планируемых результатов (достижений в познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных успехов);
  • незаполненный последний лист, который предназначен для замечаний и пожеланий старшего воспитателя.

Это интересно. Личностные достижения в графе результатов выполнения календарно-тематического плана стали включаться с момента начала работы ДОУ по ФГОС.

Если никаких кардинальных изменений в программе работы ДОУ не происходит, то календарно-тематические планы можно составлять на основе уже отработанных ранее

Таблица: образец составления календарно-тематического плана в подготовительной группе по разным образовательным областям (фрагменты)

Автор — Оноприенко Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №15 «Ручеёк», г. Ртищево, Саратовская область.

Дата/ день неделиВид деятельностиТемаЦелевые ориентирыПути достижения целиОборудование, материалы
15.09. четвергЛепкаЛепка фигуры человека в движении
  • учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.);
  • учить лепить фигуру из целого куска глины;
  • закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.
  • вводная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание готовых работ.
  • фигурки, изображающие людей в движении;
  • глина, стеки, доски для лепки.
29.09. четвергЛепкаКорзина с грибами
  • упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приёмов лепки пальцами;
  • закреплять умение лепить корзину;
  • уточнить знание формы (диск);
  • воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
  • вводная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание готовых работ.
  • ирушки (муляжи) разных грибов;
  • пластилин;
  • доски для лепки.
03.10. понедельникПознавательное развитие. ФЦКМОвощи и фрукты
  • расширять представления детей об овощах и фруктах;
  • учить различать их по внешнему виду;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
  • чтение стихотворения «Что растёт на нашей грядке?» В. Корнина;
  • разложить картинки плодов на группы: фрукты и овощи;
  • отгадывание загадок;
  • рассказ воспитателя о том, как образуется плод.
  • картинки с изображением фруктов, овощей;
  • иллюстративный материал, показывающий, как образуется плод.
10.10. понедельникПознавательное развитие. ФЦКМШирока страна моя родная!
  • дать детям представление о России, как стране городов;
  • познакомить с принципом создания гербов;
  • расширять представление детей об особенностях географического положения России.
  • рассматривание гербов городов России;
  • беседа о гербах г. Ртищево и Саратовской области;
  • рассматривание карты России.
  • географическая карта, изображение гербов городов России, в том числе г. Ртищево и Саратовской области;
  • иллюстрации с изображением гор, рек, морей, равнин;
  • записи звуков природы.
17.10. понедельникПознавательное развитие. ФЦКМПланета Земля в опасности!Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Бо́льшая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твёрдая земля — суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Воспитывать любовь к природе, чувство долга охранять и защищать Землю, на которой мы живём.
  • рассказ-беседа о планете Земля;
  • отметить на глобусе места, которые наиболее загрязнены, которым требуется помощь.
  • глобус;
  • метки «sos».
01.11. вторникПознавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность.Театр
  • закреплять умение детей конструировать здания различного назначения;
  • развивать художественный вкус;
  • продолжать учить создавать коллективные постройки.
  • водная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание построек.
Строительный материал
02. 11. средаРисованиеКукла в национальном костюме
  • закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей;
  • легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами и красками;
  • учить изображать характерные особенности национального костюма;
  • поощрять стремление детей рисовать в свободное время.
  • рассказать детям, что в нашей стране живут люди разных национальностей, и у каждого народа есть свои красивые национальные костюмы, показать куклу в национальном костюме, уточнить детали одежды, цвет;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание работ, выбрать наиболее выразительные.
  • кукла в национальной одежде;
  • простой графитный карандаш;
  • цветные карандаши или акварель;
  • кисти;
  • баночки с водой.
07.11. понедельникПознавательное развитие. ФЦКМЖивотные нашей планетыРасширять знания о животных, живущих в разных уголках планеты.
  • предложить отправиться в путешествие по разным уголкам планеты;
  • беседа о животных, попадающихся нам на пути;
  • игра «Кто, где живёт».
Картинки с изображением разных животных.
03. 04. понедельникРазвитие речиВесна идёт, весне дорогу!Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
  • вводная беседа;
  • чтение стихотворений Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!»;
  • спросить у детей, какое из стихотворений им понравилось больше.
10.04. понедельникПознавательное развитие. ФЦКМКосмос
  • расширять представления детей о космосе;
  • подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле;
  • рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
  • вводная беседа;
  • рассказ воспитателя о космосе, о первооткрывателях космоса;
  • подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
  • иллюстрации по теме «Космос»;
  • фотографии космонавтов, ракет, космических спутников;
  • картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.
17.05. средаРисованиеРисование с натуры «Комнатное растение»
  • учить передавать в рисунке характерные особенности растения, форму, цветочного горшка;
  • формировать умение видеть тоновые отношения и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш;
  • развивать мелкие движения руки;
  • формировать умение регулировать рисовальное движение по силе, удачно располагать изображение на листе.
  • рассматривание комнатного растения в горшке;
  • предложить нарисовать растение только графитным карандашом;
  • самостоятельная работа;
  • выставка работ.
  • комнатное растение;
  • альбомные листы;
  • простой графитный карандаш.
30.05. вторникПознавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельностьМы учёные
  • уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней;
  • учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;
  • мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой природы (песок, глина, камни);
  • воспитывать навыки сотрудничества, инициативности.
  • вводная беседа;
  • опыты;
  • рефлексия.
  • фартуки;
  • песок;
  • глина;
  • камни;
  • лупа;
  • бумага;
  • ёмкости с водой;
  • салфетки;
  • листочки бумаги.

Календарно-тематический план, как и любой другой вид планирования в детском саду, носит характер элемента, организующего образовательный процесс, а также позволяет наглядно увидеть динамику реализации программы ДОУ. При составлении календарно-тематического плана педагогу нужно, следуя общим требованиям к содержанию и структуре этого вида документации, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. А при работе над планом для подготовительной группы ещё и брать во внимание преемственность структуры учебно-воспитательного процесса со следующей ступенью образования, то есть началом обучения в школе.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме: «Школа»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ
Тема:ШколаЦель:Развиватьпознавательный интерес к школе и книгам посредством сюжетно-ролевых игр и художественного творчества. Закрепить знания детей о школе, повторить и обобщить знакомую детям информацию о школе ( о том, кто работает в школе, чему в ней учат, о школьных принадлежностях, о значимости книг).

День неделиРежимИнтеграция образовательных областейСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяОбразовательная деятельность в режимных моментах
1234567
ПонедельникУтроФизическая культура; здоровье, познание, социализацияУтренняя гимнастика
;
Рассматривание
сюжетных картинок: «Дети в школе»;
Беседа
: «2 апреля- Всемирный день детской книги» Цель: развивать интерес к книгам
Заучивание
наизусть стихотворения Сергея Есенина «Черемуха»
Дидактическая игра
: «Числовые домики» Цель: закрепление знаний состава числа
Беседа
о пользе и свойствах воды при умывании. Содержание беседы: Человек состоит из воды; вода необходима для жизни, для гигиены, она прозрачна, не имеет формы, цвета, вкуса.
Атрибуты для сюжетных игр
: дневники, журналы, азбука, указка, тетрадки, ручки, карандаши.
Непосредственно образовательная деятельностьХудожественная литература; социализация; здоровье1.Музыка
– по плану музыкального руководителя
2.Познание (РЭМП) – «Количественный и порядковый счет».
Цели и задачи: развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; закреплять знания детей в счете и отсчете предметов; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
3.Коммуникация – «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «ШКОЛА».
Цели и задачи: Совершенствовать умения составлять рассказы на заданную тему по набору картинок с последовательно развивающимся действием; помогать составлять план рассказа и придерживаться его; развивать умения употреблять в речи сложноподчиненные предложения; развитие связной речи; воспитывать интерес к школе.
ПрогулкаФизическая культура; труд; познание; коммуникация Познание; Художественная литература; здоровье Художественное творчество; труд; познание; коммуникация. Физическая культура; труд; познание.Наблюдение
за оттепелью.Цель: закреплять представление о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны
Д/и:
«Когда это бывает?»
Подвижная игра:
«Урок и перемена»
Упражнять
в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;
Повторение
прямого и обратного счета в пределах 10;
Д/и:
«Где находится мой дом?»
Экспериментирование:
«Снег и лед». Вода, изменившая свое состояние под действием температуры.
Ситуативный разговор
о том, что талая вода – грязная, после прогулки необходимо тщательно промыть руки с мылом во избежание инфекций.
Выносной материал
: вертушки, лопатки, совочки.
Атрибуты для сюжетных игр:
рули, фуражка, жезл, светофор.
Работа перед сномЧтение
стихотворений, пословиц и поговорок о пользе сна.
Дежурство
по столовой.
ВечерРелаксация после сна. Слушание музыки
П.И. Чайковсткого «Подснежник».
Кружок «Мастерилка»
(по перспективному плану).
Изготовление
закладок для книжек и тетрадок.
Трудовое поручение
: заклеиваем старые книжки
Д/и по РЭМП
«Кривые зеркала
Цель
: учить находить предыдущее и последовательное число
Ситуативный разговор
о бережном отношении к книгам, как к источнику знаний. Рассказать о значимости книги в жизни человека и о том, какие книги бывают.
Обогащение уголка творчества
материалами: губки, краски, свечи, восковые мелки;
Атрибуты для сюжетных игр:
картотека, книжки-малышки, карточки.
ПрогулкаНаблюдение
за идущими из школы ребятишками. Цель: воспитывать интерес к школьной жизни у будущих первоклассников;
Труд:
расчистка дорожек на участке.
П/И:
«Урок и переменка»; «Бегунки»
Самостоятельная деятельность:
Игры с выносным материалом (вертушки)

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 ВторникУтро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика
;
Чтение
рассказа Драгунского «Друг детства».
Цель:
воспитывать бережное отношение к игрушкам и дорогим сердцу вещам.
Д/И по РЭМП:
«Победили Цифрозавра».
Цель:
упражнять в умении раскладывать числовые фигуры в возрастающем и убывающем порядке.
Ситуативный разговор
о правилах поведения за столом. (Красивое поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья; прямая осанка, соблюдение чистоты и аккуратность)
Настольные игры:
«Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Атрибуты для сюжетных игр
: дневники, журналы, азбука, указка, тетрадки, ручки, карандаши
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; здоровье; познание; коммуникация.
1.Физическая культура
– по плану инструктора по физическому воспитанию
2.Художественное творчество (лепка) – «Терем».
Цели и задачи: закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов; побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствие с темой и замыслом; развивать у детей творческое воображение; развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.
3. Социализация, труд, безопасность. – «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».
Цели и задачи: расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Напомнить детям о том, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умения вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть корректными собеседниками.
Прогулка
Познание; физическая культура; здоровье; труд; коммуникация. Художественная литература; труд Здоровье; труд; познание; коммуникация; художественное творчество Познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение

за передвижением птиц Цель: продолжать закреплять знания детей о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам; побуждать желание подкармливать их.
Д/и:
«Летает –не летает»
Подвижная игра:
«Птицы и гнездышки»
Развитие движений:
совершенствовать приемы игры с мячом у стенки
Трудовое поручение:
Предложить собрать сухие ветки на участке.
Беседа
о красоте природы и гармонии природы и человека. Объяснить ребятишкам, как важно соблюдать порядок на участке, не мусорить на улице, потому что люди – это часть природы.
Выносной материал:
вертушки, савочки, лопатки.
Атрибуты для сюжетных игр
: дорожные знаки, рули, жезл, фуражка.
Работа перед сномЧтение
стихотворений, пословиц и поговорок о книгах.
Дежурство
по столовой.
ВечерАртикуляционная гимнастика.Психологическая гостиная.
(по плану психолога)
Труд:
работа по уходу за растениями, полив и рыхление комнатных растений.
Д/И по познанию:
«Установи причину и следствие»
Цель:
научить устанавливать причину и следствие.
Заучивание
наизусть пословиц об обучении
Ситуативный разговор
о дружбе. Пояснить детям. Что необходимо уважительно относится к сверстникам, искать общие интересы, помогать и выручать друг друга, а не драться и ругаться.
Обогащение уголка творчества:
Соленое тесто; иллюстрации хлебо-булочных изделий.
Игровой уголок:
различные виды конструкторов; макеты построек.
ПрогулкаНаблюдение
за проезжающим транспортом.
П/И:
«Уголки»; «Пустое место»
Д/И:
«Сделай комплимент соседу слева»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Среда
Утро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика.Беседа:
«Скоро школа!!!»
Цель:
рассказать детям об особенностях школьной жизни: уроках, переменах, изучаемых предметах, людях, работающих в школе.
Графический диктант
в математических тетрадях
Д/И:
«Укрась слово»
Ситуативный разговор
о необходимости получать знания, так как это опыт, опыт накопленный поколениями.
Заучивание пословиц
и
поговорок
о знаниях и учении.
Обогащение уголка творчества:
линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги.
Настольные игры
«Бродилки»; «Паззлы».
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; коммуникация; социализация; труд; здоровье
1.Музыка –
по плану музыкального руководителя
2.Познание (явления общественной жизни) — «У меня есть права».
Цели и задачи: дать детям представление об их правах и обязанностях; развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; научить уважать достоинство и личные права других людей; рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Художественное творчество (рисование) – «Веснянка в гости к нам спешит».
Цели и задачи: учить создавать образ весны, изображать ее портрет, декоративно украшать образ; учить связывать поэтический образ весны с изобразительным или фольклорным; закрепить знания о протретной живописи; продолжить знакомство с русскими народными традициями, расширять знания о фольклорном творчестве; развивать зрительное и слуховое восприятие, образное представление, мышление, воображение.
Прогулка
Физическая культура; познание; коммуникация Художественная литературы; труд Здоровье; познание; коммуникация; физическая культура; художественное творчество познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение

за лужами.
Цель
: формировать представления о весенних изменениях в неживой природе; воспитывать культуру поведения
Д/и:
«Угадай, что в мешочке»
Подвижная игра:
«Кто скорее до флажка?»; «Тетушка Сова»
Метание мяча
в цель
Упражнение
«Дружу со скакалкой
Закрепление
порядкового счета
Ситуативный разговор
о пользе физкультурных упражнений для здоровья человека;
Материалы для экспериментирования:
бутылочки, вода, соль, сахар, мука, масло.
Сюжетные игры:
Корабль, якорь, морские береты; детская посуда.
Работа перед сномЧтение
рассказа «Как Маша и Гриша правильно и красиво накрыли стол». Цель: посредством чтения рассказа донести до детей информацию о том, как правильно сервировать праздничный стол: необходимо использовать скатерть, салфетки, украшать стол цветами и свечами.
ВечерПальчиковая гимнастика.«Веселые старты»Цель:
развивать умение работать в команде; воспитывать волю к победе;
Д/И:
«Веселые стихи читаем, и слово рифму добавляем»
Трудовое поручение
подточить поломанные карандаши;
Д/И
«По часовой стрелке и против часовой стрелки»
Экспериментирование
с крупой и водой. Цель: закреплять знания о свойствах воды; показать детям, что крупа разбухает из-за впитывания в себя воды.
Ситуативный разговор
о необходимости есть кашу по утрам, ее пользе
Обогащение уголка творчества:
книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.
ПрогулкаНаблюдение
за погодой.
П/И:
«Урок и переменка»; «Пустое место»
Д/И:
«Бегите к цифре»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Четверг
Утро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика
;
Слушание
аудиозаписи сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Д/И:
«Веселый счет».
Цель:
закрепление в речи согласования числительных и существительных
Рисование по клеточкамРабота по формированию культурно-гигиенических навыков
: уборка в
Напоминание
о необходимости мыть руки с мылом. Если помыть руки без мыла. Бактерии не исчезнут и вместе с пищей могут попасть в организм человека.
Обогащение уголка театрализованной деятельности
масками и шапочками.
Для сюжетных игр
: подготовить указку, журнал, азбуку, дневники, тетрадки, ручки, карандаши, линейки.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; здоровье; социализация; художественное творчество
1.Физическая культура
– по плану инструктора по физическому воспитанию
2.Познание (РЭМП)- «Сравнение длин двух предметов».
Цели и задачи: учить сравнивать длину двух предметов с помощью третьего путем наложения; коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании и различении; учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры (бумаги в клеточку); воспитание мотивации к учению.
3. Коммуникация – «Коллективное рассказывание»:
Цели и задачи: развивать умение составлять рассказы из личного опыта; упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений; в согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже; учить подбирать однокоренные слова.
Прогулка
Физическая культура; познание; коммуникация Музыка; труд Здоровье; познание; коммуникация; художественное творчество; труд познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение

за облаками
Цель:
формировать умение видеть красоту неба, развивать фантазию
Д/и
: «Похож – не похож»; «Мое облако»
Русская народная игра:
«Мячик кверху»
Упражнять
в прыжках на скакалке;
Индивидуальная беседа
об умение держать негативные эмоции при себе, не вымещать зло на сверстниках
Трудовое поручение
собрать крупные камешки на участке
Объяснить
детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых. Необходимо быть тактичным, дождаться, пока взрослые переговорят и лишь потом задавать свои вопросы. Те дети, которые перебивают взрослых нарушают правила этикета
Выносной материал
: вертушки, лопатки, совочки.
Спортивный инвентарь:
скакалки, мячик, резинка, кегли.
Работа перед сномСлушание
классической музыки П.И. Чайковского «Подснежник».
Релаксация.Дежурство по столовой.ВечерАртикуляционная гимнастика«Обучение грамоте» (
по перспективному планированию)
Сюжетно-ролевая игра
«Школа»
Театрализация:
«Наши эмоции» Цель: учить распознавать эмоции по мимике
Работа по обучению грамоте:
Деление на слоги двусложных и трехсложных слов
Трудовое поручение
помыть строительный материал.
Похвалить
Дашу и Ярослава за помощь в мытье строительного материала.
Напомнить
детям, почему так необходимо мыть игрушки.
Настольные игры:
«Паззлы»; «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Обогащения уголка творчества:
пастель сухая и масляная; свечи; черная и синяя тушь, кисти, ватные палочки
ПрогулкаНаблюдение
за погодой.
П/И:
«Ручеек»
Д/И:
«Дорожные знаки»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом (вертушки) и спортивным инвентарем (скакалки, кегли)

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Пятница
Утро
Физическая культура; здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастикаБеседа:
«Какой я?»
Цель:
учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки; формировать навык рефлексии.
Трудовое поручение:
полить комнатные растения в уголке природы.
РЭМП
. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Ситуативный разговор
о бережном отношении к игрушкам и настольно-печатным играм во время их заклеивания.
Обогащение уголка творчества:
салфетки, степлер, двухсторонний скотч, картон; гофрированная бумага.
Обогащение уголка театрализованной деятельности:
кукольный театр.
Непосредственно образовательная деятельность
Коммуникация; познание; здоровье; художественная литература
1.Итоговое мероприятие:Экскурсия в библиотеку. «Международный день детской книги».
Цель: Познакомить детей с городской детской библиотекой; рассказать о том, что существует праздник – всемирный день детской книги; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к книгам, журналам, интерес к библиотеке как источнику знаний.
2.Физическая культура (на улице) – по плану инструктора по физическому воспитаниюПрогулка
Физическая культура; познание; коммуникация; труд труд; художественная литература; здоровье здоровье; познание; коммуникация; художественное творчество познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение

за ветками деревьев.
Цель
: закреплять знания о том, что дерево –живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить определять деревья по внешним признакам.
Д/и:
«Закончи предложение»
Подвижная игра:
«Медведь и пчелы»
Трудовое поручение
покормить птиц.
РЭМП
прямой и обратный счет в пределах 10.
Упражнять
в прыжках на скакалке.
Ситуативный разговор
о правилах дорожного движения во время экскурсии в библиотеку. Разговор о сигналах светофора, пешеходном переходе, дорожных знаках.
Выносной материал
: вертушки, лопатки, совочки.
Спортивный инвентарь:
скакалки, мячик, резинка, кегли.
Работа перед сном
Формирование культурно-гигиенических навыков: учить самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде.
ВечерПсихогимнастика.
Коорекция негативного поведения. Игра на внимание и умение себя сдерживать.
Чтение художественной литературы.
Басня С.Михалкова «Ошибка»
Заучивание
наизусть стихотворения Я.Акима «Апрель»
Игры на ориентировку в пространствеЦель:
учить располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Беседа о здоровье
во время прихода медицинской сестры. Цель: рассказать детям о необходимости следить за своим здоровьем, заниматься физкультурой, одеваться по погоде.
Обогащение уголка творчества:
цветная бумага, салфетки, клей, картон, ножницы.
Книжный уголок:
оформление выставки: «Наши любимые писатели» — книги, принесенные детьми из дома, журналы, открытки.
ПрогулкаНаблюдение
за дождем.
П/И:
«Ручеек»; «Бегунки»
Д/И:
«Скажи наоборот»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом (вертушки) и спортивным инвентарем (скакалки, кегли)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]