Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду
Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, планирование в ДОУ призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.
- для распределения часов по темам на каждый вид деятельности в детском саду (познавательной, социально-коммуникативной, игровой, направленной на физическое развитие и др.) на год, квартал или месяц составляется перспективное планирование;
- для группировки часов по темам на каждый вид деятельности на неделю педагог составляет календарный план;
- для распределения различных видов деятельности в рамках изучения одной темы в той или иной образовательной деятельности создаётся календарно-тематический план (например, календарно-тематический план по ознакомлению с окружающей средой, по подготовке к школе и пр.);
Планирование помогает рационально распределить время между разными видами деятельности
- для группировки тем в рамках одного образовательного курса с детализацией видов работы в разной деятельности комплектуется блочное планирование (например, в изучение блока «Космос» на ознакомлении с окружающей средой входят такие темы, как «Планета Земля», «Первый человек в космосе»);
- для указания видов деятельности по разным образовательным направлениям в границах изучения одной темы педагог прописывает комплексно-тематический план;
- перечень видов деятельности для знакомства, отработки и закрепления материала по разным образовательным областям на каждый день включается в ежедневный план — самый детальный вид планирования.
Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный — самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.
Это интересно. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя, за составление и выполнение которого он несёт ответственность. Контроль составления планирования осуществляется руководством детского сада в начале года, мониторинг выполнения плана помесячно остаётся за старшим воспитателем.
Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность
Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе
Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:
- обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
- последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
- практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
- выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.
Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:
- поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
- подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
- формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
- возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).
Объекты календарно-тематического плана
В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- развитие речи;
- чтение художественной литературы;
- ознакомление с природным окружением (в этот курс включается исследовательская деятельность ребят, которая описывается в графе формы работы по той или иной теме);
- социально-коммуникативное развитие (в некоторых программах эта образовательная область реализуется в целях и задачах непосредственной образовательной деятельности, а отдельным планом не выносится);
- логопедические занятия, в том числе и занятия риторикой (если они предусмотрены программой ДОУ);
- краеведение;
- изобразительное искусство (рисование, декоративно-прикладное искусство);
- культурно-досуговая деятельность (в том числе каникулы и вечера развлечении);
- подготовка к школе (этот вид плана в виде отдельного документа появляется в работе со старшими дошкольниками, до этого элементы включаются в работу по соответствующим образовательным областям);
- прогулка.
Прогулка также является объектом календарно-тематического планирования
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год
Мурашова Елена
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной группе на учебный год.
Сентябрь
1 неделя: тема «Впечатления от лета»
Программное содержание:
закрепить знания детей о лете. Развивать умение делиться своими впечатлениями с друзьями, передавать их через художественно-эстетическую деятельность (лепку, аппликацию, рисование, музыку).
Итоговая работа:
составление рассказов о лете совместно с родителями; выставка рисунков на тему «Моё лето».
2 неделя: тема «Осень золотая»
Программное содержание:
расширять знания детей об осени; обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих, в жизни деревьев, кустарников, растений; формировать умения детей устанавливать элементарные закономерности в природе; воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговая работа
: обрывная аппликация «Лес осенью».
3 неделя: тема «Обустроим нашу группу».
Программное содержание:
способствовать творческому использованию знаний и умений при оформлении группы детского сада.
Итоговая работа:
оформление группы на осеннюю тематику.
4 неделя: тема «Моя безопасность»
Программное содержание
: закреплять и расширять знания детей о собственной безопасности; воспитывать культуру поведения на улице, при общении со взрослыми; развивать заботливое отношение к своему здоровью.
Итоговая работа:
викторина на тему «Моя безопасность».
Октябрь
1 неделя: тема «Что нам осень принесла? Дары природы».
Программное содержание:
обобщить знания детей об осени, фруктах, овощах, грибах, ягодах, других плодах; закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в природе.
Итоговая работа:
совместная с родителями выставка на тему «осень в гости к нам пришла».
2 неделя: тема «Птицы собираются в дальние края»
Программное содержание:
формировать представления детей о перелётных птицах; воспитывать бережное отношение ко всему живому, эмоциональную отзывчивость.
Итоговая работа:
коллективная работа на тему «Птицы собираются в дальние края».
3 – 4 неделя: тема «Страна в которой я живу и другие страны»
Программное содержание:
расширять представление детей о своей Родине, других странах; поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране и во всём мире; воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей и их обычаям, традициям, культуре.
Итоговая работа:
выставка детских рисунков на тему «Моя Родина – Россия».
Ноябрь
1 неделя: тема «Мир игры. Игры разных народов».
Программное содержание:
познакомить детей с историческими событиями, вошедшими в основу провозглашения 4 ноября праздничным днём; приобщать детей к народному творчеству; познакомить с играми разных народов.
Итоговая работа:
создание картотеки игр «Игры разных народов».
2 неделя: тема «Что я знаю о Калуге?»
Программное содержание:
расширять представления детей о родном крае: её истории, культуре, народных промыслах, традициях, знаменитых людях; воспитывать любовь к «малой Родине».
Итоговая работа:
сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Калуге».
3 неделя: тема «Русские писатели и их произведения»
Программное содержание:
развивать интерес к художественной литературе; закрепить имена известных русских писателей; учить слушать художественные произведения, отображать свои впечатления о прочитанном через рисунок.
Итоговая работа:
выставка рисунков совместно с родителями по сказкам А. С. Пушкина.
4 неделя: тема «Галерея изобразительного творчества»
Программное содержание:
познакомить детей с известными русскими художниками и их произведениями искусства; учить отличать почерк пера разных художников; развивать познавательный интерес и любознательность.
Итоговая работа
: сюжетно-ролевая игра «Художественный музей».
Декабрь
1 – 2 неделя: тема «Народные промыслы»
Программное содержание:
расширять представления детей об искусстве, народных промыслах, традициях и обычаях народов России; воспитывать интерес к искусству родного края и страны.
Итоговая работа:
лепка «Моя любимая народная игрушка».
3 неделя: тема «Здравствуй, зимушка-зима!»
Программное содержание:
расширять представления детей о зиме; формировать умение устанавливать элементарные закономерности, происходящие в природе со сменой времён года; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; расширять представление об особенностях отображения зимы в произведениях искусства.
Итоговая работа: о
формление альбома «Русская красавица – зима».
4 неделя: «Что такое Новый год?»
Программное содержание:
продолжать формировать представление о празднике Новый год, о традициях его празднования, обычаях встречи праздника в разных странах мира; формировать познавательный интерес; воспитывать уважение к традициям и обычаям других народов.
Итоговая работа:
новогодний утренник.
Январь
2 неделя: тема «В мире театра»
Программное содержание:
приобщать детей к театральному искусству; познакомить с разными видами театра; закрепит правила поведения в театре; воспитывать эстетический вкус.
Итоговая работа:
инсценировка сказки «Лиса и журавль»
3 неделя: тема «Мир профессий»
Программное содержание:
расширять знания детей о профессиях; развивать эмоционально положительное, доброжелательное отношение к людям разных профессий.
Итоговая работа
: составление альбома совместно с родителями на тему «Все профессии важны».
4 неделя: тема «Мир технических чудес»
Программное содержание:
познакомить детей с техникой; закрепить правила безопасного обращения с электроприборами; углубить знания об истории бытовых приборов; в ходе экспериментирования выявить свойства и качества металла; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Итоговая работа:
оформление альбома «Мир технических чудес» совместно с родителями.
Февраль
1 – 2 неделя: тема «Животные нашего края, Африки и Севера»
Программное содержание: у
точнить и расширить представления детей о животных, их характерных признаках и особенностей; формировать представления о приспособлении животных к природным изменениям; воспитывать заботливое отношение к животным; развивать умение отражать свои впечатления в рисунках.
Итоговая работа
: выставка макетов, рисунков, поделок совместно с родителями на тему «Животные России, Севера и Африки»
3 — 4 неделя: тема «День Защитника Отечества. Масленица»
Программное содержание:
формировать знания детей о праздниках и традициях русского народа; продолжать расширять знания детей о российской армии; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Итоговая работа:
выпуск газеты с рисунками детей «Защитники Отечества».
Март
1 неделя: тема «Мама дорогая, самая родная!»
Программное содержание
: расширять знания детей о государственных праздниках; познакомить детей с историей праздника «8 Марта»; воспитывать уважение, любовь, бережное и доброе отношение к своей маме.
Итоговая работа:
квиллинг «Букет для мамы».
2 неделя: тема «Быть здоровыми хотим!»
Программное содержание:
расширять представление детей о здоровье и здоровом образе жизни; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Итоговая работа:
соревнования с родителями «Папа, мама и я – спортивная семья!»
3 неделя: тема «Книжная неделя»
Программное содержание:
пополнить литературный багаж детей сказками, рассказами, загадками, считалками и скороговорками; продолжать знакомить с художниками-иллюстраторами к известным сказкам.
Итоговая работа:
художественная деятельность детей с элементами экспериментирования на тему «Раскрасим сказочных героев цветным песком».
4 неделя: тема «К нам весна шагает быстрыми шагами…»
Программное содержание:
закрепить представления детей о весне; вызывать чувство восторга перед красотой природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; учить передавать свои впечатления через другие виды деятельности.
Итоговая работа:
аппликация «Весна».
Апрель
1 неделя: тема «Юмор в нашей жизни»
Программное содержание:
учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать своё чувство юмора и распознавать чувство юмора других через произведения изобразительного искусства; развивать фантазию, инициативность, творческую активность, мышление, восприятие, расширять кругозор.
Итоговая работа:
создание юмористической стенгазеты совместно с воспитателем «Крокодил».
2 неделя: тема «На луне живёт Звездочёт…»
Программное содержание:
расширять знания детей о космосе, работе и труде космонавтов; дать знания о звезде – солнце, о спутнике Земли – Луне, о планетах солнечной системы.
Итоговая работа:
пластилинография «Неизвестная планета».
3 – 4 неделя: тема «Народная культура и традиции».
Программное содержание:
познакомить детей с народными традициями и обычаями народов России; воспитывать уважение к традициям своего народа.
Итоговая работа
: посещение горницы, НОД на тему «В гостях у бабушки в деревне».
Май
1 неделя: тема «Этот день Победы!»
Программное содержание:
познакомить детей с подвигами наших соотечественников; расширять знания о героях войны; воспитывать чувство благодарности за чистое небо над головой, чувство гордости за свою Родину.
Итоговая работа:
оформление раздевальной комнаты иллюстрациями и детскими рисунками на тему «Великая Отечественная Война»
2 неделя: тема «Мои права и обязанности»
Программное содержание:
познакомить детей с понятием «права и обязанности»; показать единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.
Итоговая работа: забота о малышах; изготовление для них «Книжек – малышек» по известным сказкам.
3 неделя: тема «Скоро в школу!»
Программное содержание:
организовать все виды деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступлением в школу; формировать эмоционально-положительное отношение к предстоящему поступлению в 1 класс.
Итоговая работа:
интегрированная НОД на тему «Мы скоро будем школьники!»
4 неделя: тема «Здравствуй, лето!»
Программное содержание:
систематизировать представления детей о смене времён года, изменениях, происходящих в природе, явлениях природы.
Итоговая работа:
конкурс загадок по разным лексическим темам.
Какие приёмы включаются в календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом плане педагог указывает те виды методических приёмов, которые он планирует использовать для достижения поставленных целей при рассмотрении той или иной темы. В подготовительной группе, когда ребята уже знакомы со всеми способами взаимодействия, очень важно максимально приближать воспитанников к работе по тому традиционному набору приёмов, которые приняты в начальной школе. Как правило, это комплекс из четырёх групп:
- словесных;
- наглядных;
- практических;
- игровых.
Рассмотрим их варианты в рамках каждой из групп.
Словесные приёмы
В подготовительной группе дети активно осваивают навыки составления логичных, выразительных диалогических и монологических высказываний. В этой связи педагогу очень важно как можно более полно использовать речь при взаимодействии с детьми в разных видах деятельности.
Объяснение
Безусловно, этот методический приём в работе с детьми 6–7 лет не несёт такого содержательного значения, как это было в предыдущие годы: дети быстрее «хватают» материал, им не нужно долго растолковывать. Но с точки зрения способа донесения информации, объяснение для подготовишек очень ценно, ведь с его помощью ребята расширяют свой словарный запас, осваивают речевые клише, отрабатывают грамматику построения предложений — то есть все те аспекты языка, которые так важны для создания собственного речевого образа.
Объяснение может носить не только групповой, но и индивидуальный характер
Беседа
В подготовительной группе этот приём можно назвать самым важным в группе словесных. С помощью беседы дети не только развивают свою речь, но и учатся выстраивать причинно-следственные отношения между явлениями, о которых говорят, а также аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять новую информацию с уже полученным опытом, критически мыслить.
Для реализации этого приёма в своей практике я руководствуюсь двумя правилами подготовки беседы:
- заранее готовлю 1–3 вопроса (один на проверку понимания сути материала, два проблемных, ответы на которые могут быть прямо противоположными);
- продумываю по 1–2 вопроса на раскрытие нюансов каждого из направлений, по которым может пойти разговор.
Например, при изучении темы «Этикет» набор вопросов может быть таким:
- «Что такое этикет?» (с этим понятием дети знакомы уже давно, вопрос актуализирует знания ребят);
- «Важно или неважно придерживаться этикета в повседневной жизни, например, дома?» (здесь дети в большинстве своём, конечно, сходятся на том, что важно, доказывают своё мнение, однако, можно предложить им пофантазировать на тему, что будет, если в обществе человек будет придерживаться правил, а дома нет);
- «Возможно ли дружить с невоспитанными людьми?» (здесь мы обсуждаем два варианта — когда друг невоспитан, и за него часто бывает стыдно перед окружающими, а также когда товарищ знаком с общепринятыми правилами поведения, – и после этого определяем, что нам ближе).
Загадки и стихотворения
Обычно эти словесные приёмы используются для актуализации опорных знаний. Но в подготовительной группе дети уже достаточно организованы, чтобы настраиваться на работу с помощью беседы или рассматривания иллюстраций (то есть наглядного приёма). И тем не менее загадки можно использовать для систематизации того или иного материала.
Например, когда со своими детьми я работаю над темой «Ягоды», подытожить материал, который мы осваивали на занятии по ознакомлению с природным окружением, я предлагаю загадками:
- Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (клюковка);
- Много тёмно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (черника);
- На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовётся он? (крыжовник).
В процессе рассмотрения темы «Предметы быта» мы с ребятами обсуждаем важность техники, используя в качестве основы дискуссии стихотворение «Пылесос»:
- В углу притаился Лихой пылесос. Он пыли несёт т На себе целый воз. Сметает соринки И, радуя глаз, Наводит порядок Он в доме у нас. Рычит, зубоскалит, Шипит и свистит. Собаку за хвост укусить норовит. Отчистит вам пятна, Помоет порог, А если не нужен- Уйдёт в уголок.
Стихотворения и загадки помогают организовать детей
Забавные сюжеты
Дети любят сказки — это аксиома. Поэтому со стороны педагога будет большим методическим просчётом неиспользование сказочных повествований в работе. При этом сказки обычно придумываются «на ходу», то есть в процессе подготовки занятия по конкретной теме.
К примеру, при изучении темы «Права ребёнка» своим воспитанникам я предлагаю сказку «Как Заяц свои права получил». «В одном лесу жил-был Заяц. Но только не ладилась у него жизнь: только найдёт себе еду — тут же прибегают белки и забирают всё себе, только обоснуется в домике — прибегает Лиса и выгоняет Зайца. И отпор дать Заяц не может: от обиды слов не хватает, а драться так он и вовсе не умеет. Тогда решил он сходить к мудрому Льву за советом. И Лев ему объяснил, что никто не может лишать другого пищи или дома, так как это прописано в законе, по которому все живут. И у Зайца есть право на еду и право на законно полученную территорию, то есть дом. А если обидчики снова будут безобразничать, то им стоит напомнить, что нарушение чужих прав грозит изгнанием из леса и заключением под стражу. Послушал Заяц Льва, вернулся к своему дому и прогнал Лису, пригрозив ей тюрьмой. А белкам и говорить ничего не пришлось: они, как увидели гордого, уверенного в себе Зайца, сразу поняли, что лучше подобру-поздорову уйти в свой дом и больше косого не трогать. Вот так знание своих прав придало уверенности и решило проблемы Зайца».
После прослушивания сказки мы с детьми обсуждаем историю, опираясь на следующие вопросы:
- «Почему Зайца все обижали?»
- «Как вы думаете, если бы Заяц просто подрался с обидчиками, это бы помогло? (да, но временно) Почему нет? (потому что лиса и белки, наверняка бы, попытались снова обижать Зайца, только вот теперь они точно не расслабятся, не дадут Зайцу победить их)»;
- «Почему важно знать свои права?».
Чтение
Бо́льшая часть 6–7-летних воспитанников детских садов уже умеет читать. Поэтому воспитателю это умение нужно эксплуатировать не только на занятиях по чтению или подготовке к школе, но и во время выполнения остальных элементов учебно-воспитательного процесса. К примеру, зачитывание коротких описаний основных черт продукции народных промыслов. Важно, чтобы текст был небольшим по объёму и сопровождался наглядностью, то есть картинками.
Скороговорки
Это словесный приём важен для коррекции у ребят нарушений звукопроизнесения. Обычно для старших дошкольников комплексы скороговорок общей направленности подготавливаются заранее с учётом конкретных проблем с речью в группе. Составляются блоки скороговорок либо логопедом, протестировавшим ребят, либо, если в детском саду штатной единицы логопеда нет, воспитателем.
- «Буква Ж широка и похожа на жука и при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: жжж». (Отработка звука [Ж]);
- «В день рожденья брату Боре Нарисую краской море И кораблик с якорьком — Боря будет моряком». (Отработка звука [Р]).
Группа наглядных приёмов
Информация, воспринимаемая детьми через зрительный канал, запоминается значительно прочнее, чем полученная при помощи других органов чувств. Именно поэтому в календарно-тематическом плане при рассмотрении любой (!) темы представлена наглядность. Существует несколько вариантов её презентации:
- картинки, иллюстрирующие содержание материала (например, последовательности действий в изучаемых сказках или рассказах, значение дорожных знаков и пр.), порядок выполнения действий (к примеру, этапы работы над поделкой);
- демонстрация, когда педагог показывает последовательность выполнения того или иного задания на своём примере (например, выкладывает арифметические примеры счётными палочками, презентует порядок выполнения игровых действий в подвижной игре и пр.);
Если говорить о движениях в играх или зарядке, то дети лучше воспринимают живой пример
- показ (это приём в контексте современного образовательного процесса приобрёл особую значимость, так как предполагает использование технических средств обучения, то есть компьютера, мультимедийного проектора).
Видео: пример использования приёма показа при изучении темы «Неживая природа»
Это интересно. В некоторых видеоподборках, например, обучающих презентациях, после информационного блока даются задания на проверку понимания материала.
Группа практических приёмов
Эти способы взаимодействия с детьми предполагают освоение нового материала через его реализацию на базе существующего опыта. Иными словами, познакомившись с новыми названиями предметов мебели (например, банкетка, бюро, этажерка и т.п.), дети на основе имеющихся у них представлений о лепке, делают эти объекты интерьера из пластилина.
К практическим приёмам, предполагающим творческое осмысление явлений, кроме лепки, также относятся:
- рисование;
- конструирование;
- аппликации;
- поделки.
Это интересно. Часто в форме таких творческих заданий дети получают задание выполнить совместный с родителями проект на ту или иную тему. Например, «Мой дом», «Деревья и кустарники нашего края» и пр.
Фотогалерея: примеры проектов «Дома на нашей улице»
Кроме того, что дети домики складывают, они ещё свои поделки раскрашивают
Для выполнения задания можно использовать бросовый материал
В качестве заготовок для домов могут выступать разные геометрические фигуры
Проект может быть выполнен разными техниками
Наблюдения
К приёмам практического осмысления материала относятся также наблюдения или опыты, дающие ребятам более глубокие представления о природе вещей. Наблюдения могут планироваться для проведения в группе (например, за ходом проращивания семян фасоли) или на улице (к примеру, наблюдение за трудовой деятельностью людей, транспортом, сезонными и погодными изменениями в окружающем мире).
Таблица: примеры заданий для наблюдения в подготовительной группе
Объект наблюдения | Цель | Суть |
Продолжительность дня | Расширять представления детей о взаимосвязях в окружающем мире. | Дети в течение нескольких дней наблюдают за солнцем и приходят к выводу о том, что продолжительность дня связана с движением солнца, с тем, насколько высоко оно стоит. |
Листопад | Учить детей различать листья кустарников и деревьев по размеру, форме, длине черенка. | Дети сравнивают между собой 3–4 листочка, формулируют выводы относительно их внешнего вида. |
Серая и чёрная вороны | Развивать умение сравнивать и находить отличия. | Дети сравнивают внешний вид, голос и повадки двух ворон, делают выводы. |
Игровые приёмы
Без игровых приёмов в работе с детьми не обойтись. Поэтому в календарно-тематический план включаются все виды игр. При этом в подготовительной группе, в отличие от предыдущих этапов образования, при изучении темы могут использоваться 1–2 вида игр, а не все.
Освоение окружающего мира у детей происходит через игру
Цели включения в план дидактических игр
Этот вариант игр применяется на разных этапах работы с материалом:
- для ознакомления с новой информацией;
- в качестве инструмента для закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков.
Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид обучающей игры | Название | Целевые ориентиры | Материал, содержание игровых действий |
Логическая | «Что это такое?» |
| Педагог, а затем и дети, загадывают предмет, которой описывают. Остальные участники пытаются угадать, о чём речь. К примеру, прямоугольный, может быть разных цветов, сверху — стекло или пластик, продаётся в специальных магазинах, может быть с кнопками, по нему можно разговаривают — мобильный телефон. |
Словесная | «Назови растение с нужным звуком» |
| Педагог называет звук, а дети — деревья и кустарники, которые на этот звук начинаются. |
Музыкальная | «Откуда звук» | Тренировать умение находить источник звука. | 3–4 ребёнка издают определённый вид шума (звон колокольчика, жужжание мотора машинки, стук деревянных ложек и пр.), остальные участники, стоя спинами к водящим, угадывают, что и откуда звучит. |
Сенсорная | «Найди такой же лист» | Учить классифицировать предметы на основании общих и различных признаков. | Дети рассматривают листья на дереве, а затем, разделившись на команды, ищут такие же на земле, сравнивая их по определяющим признакам. |
Настольно-печатная | Лото «Геометрические фигуры» |
| Дети складывают геометрические фигуры из двух половинок, следя за тем, чтобы сошлась не только форма, но и цвет. Задание выполняется на скорость. |
Игры с предметами | К этому виду игр относятся задания, связанные с использованием природного материала или игрушек. Например, посчитать, сколько фишек-каштанов у каждого из персонажей-шишек. | ||
Интерактивная | Её проведение требует определённого технического оснащения — интерактивной доски. Суть игр заключается в следовании правил, оговоренных в методическом сопровождении приложения. Например, на занятии по подготовке к школе для работы над простыми арифметическими действиями можно использовать игру, созданную на базе любимого многими мультфильма «Маша и Медведь». |
Подвижные игры
Основное предназначение этих игр — возмещение у детей потребности в двигательной активности.
Для гармоничного развития ребёнку необходимо проявлять свою двигательную активность
Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Что отрабатывается | Название игры | Целевые ориентиры | Суть игры |
Бег в разных направлениях, прыжки | «Пятнашки» |
| Водящий становится в круг с завязанными глазами. Дети его раскручивают, потом снимают повязку и разбегаются. Ловишка должен посалить нерасторопного участника. |
Пространственное ориентирование | «Салки на болоте» |
| Дети различными предметами обозначают места, куда заходить нельзя. По условному знаку педагога все малыши разбегаются, а водящий старается догнать и осалить. |
Формирование ощущения равновесия | «Не оступись» |
| Дети становятся в две колонны. По сигналу начинают движение с одной точки пространства до другой. При этом стоящий первым допрыгивает до цели, а остальные идут рядом. Если ребёнок оступился, он становится в конец колонны, а его роль выполняет следующий участник. Побеждает та команда, которая прошла до финиша дистанцию подлиннее. |
Развитие внимания | «Эстафета парами» |
| Дети, взявшись за руки, становятся на одной из сторон площадки в две колонны. По условному знаку им нужно перебежать к противоположной колонне, не расцепив рук. |
Отработка навыка лазанья, ползанья | «Где мои бананы» |
| Дети-«обезьянки» стоят около гимнастической лестницы. Педагог называет, сколько «ступенек нужно пойти за бананами», а дети залазят на это количество ступеней наверх. |
Тренировка ловкости | «Не наступи» |
| Дети кладут перед собой палочки, становятся на небольшом расстоянии от палочки. По сигналу воспитателя пытаются перепрыгнуть через препятствие, сместившись влево или вправо. |
Игры театрализованной направленности
Этот вид игр помогает ребятам проявить свои творческие способности на этапах подготовки и проведения игр, так как дети вовлекаются не только в само выполнение игровых заданий, но и придумывание сценария, распределения ролей и пр.
Театрализованные игры дают ребятам возможность раскрыть свой творческий потенциал
Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид театрализации | Суть игровых действий | Примеры |
Сюжетно-ролевые игры | Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. | «Дочки-матери», «На приёме у врача», «В библиотеке». |
Драматизации | Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. | Утренники, постановки по мотивам прочитанных сказок и пр. |
Режиссёрские игры | Дети не только сами выполняют игровые действия, но и организуют содержание самой игры. | Малыши разыгрывают действия спасателей МЧС при пожаре, используя для этого фигурки фланелеграфа. |
Пальчиковые игры | Применяются в виде физкультпаузы на занятиях, тренируют речевые центры, а также готовят руку к письму. |
|
Требования к оформлению календарно-тематического плана
Этот вариант составления плана закреплён требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к оформлению документации в ДОУ и включает:
- титульный лист с указанием полного названия ДОУ, названия и возрастной категории группы, программы, по которой детский сад работает, ФИО воспитателей группы, даты начала и окончания работы по этому плану;
- алфавитный список детей в группе с указанием дат рождения;
- режимные моменты в группе (вид деятельности и время на него отведённое), в том числе зарядка, процедуры закаливания, если последние предусмотрены программой ДОУ;
- расписание непосредственной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
- собственно план с указанием даты проведения вида работы, темы, форм деятельности детей, целей, оборудованием для каждой из форм, а также планируемых результатов (достижений в познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных успехов);
- незаполненный последний лист, который предназначен для замечаний и пожеланий старшего воспитателя.
Это интересно. Личностные достижения в графе результатов выполнения календарно-тематического плана стали включаться с момента начала работы ДОУ по ФГОС.
Если никаких кардинальных изменений в программе работы ДОУ не происходит, то календарно-тематические планы можно составлять на основе уже отработанных ранее
Таблица: образец составления календарно-тематического плана в подготовительной группе по разным образовательным областям (фрагменты)
Автор — Оноприенко Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №15 «Ручеёк», г. Ртищево, Саратовская область.
Дата/ день недели | Вид деятельности | Тема | Целевые ориентиры | Пути достижения цели | Оборудование, материалы | |||||
15.09. четверг | Лепка | Лепка фигуры человека в движении |
|
|
| |||||
29.09. четверг | Лепка | Корзина с грибами |
|
|
| |||||
03.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Овощи и фрукты |
|
|
| |||||
10.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Широка страна моя родная! |
|
|
| |||||
17.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Бо́льшая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твёрдая земля — суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Воспитывать любовь к природе, чувство долга охранять и защищать Землю, на которой мы живём. |
|
| |||||
01.11. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность. | Театр |
|
| Строительный материал | |||||
02. 11. среда | Рисование | Кукла в национальном костюме |
|
|
| |||||
07.11. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Животные нашей планеты | Расширять знания о животных, живущих в разных уголках планеты. |
| Картинки с изображением разных животных. | |||||
03. 04. понедельник | Развитие речи | Весна идёт, весне дорогу! | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. |
| ||||||
10.04. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Космос |
|
|
| |||||
17.05. среда | Рисование | Рисование с натуры «Комнатное растение» |
|
|
| |||||
30.05. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность | Мы учёные |
|
|
|
Календарно-тематический план, как и любой другой вид планирования в детском саду, носит характер элемента, организующего образовательный процесс, а также позволяет наглядно увидеть динамику реализации программы ДОУ. При составлении календарно-тематического плана педагогу нужно, следуя общим требованиям к содержанию и структуре этого вида документации, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. А при работе над планом для подготовительной группы ещё и брать во внимание преемственность структуры учебно-воспитательного процесса со следующей ступенью образования, то есть началом обучения в школе.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме: «Школа»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ
Тема:ШколаЦель:Развиватьпознавательный интерес к школе и книгам посредством сюжетно-ролевых игр и художественного творчества. Закрепить знания детей о школе, повторить и обобщить знакомую детям информацию о школе ( о том, кто работает в школе, чему в ней учат, о школьных принадлежностях, о значимости книг).
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Понедельник | Утро | Физическая культура; здоровье, познание, социализация | Утренняя гимнастика ; Рассматривание сюжетных картинок: «Дети в школе»; Беседа : «2 апреля- Всемирный день детской книги» Цель: развивать интерес к книгам | Заучивание наизусть стихотворения Сергея Есенина «Черемуха» Дидактическая игра : «Числовые домики» Цель: закрепление знаний состава числа | Беседа о пользе и свойствах воды при умывании. Содержание беседы: Человек состоит из воды; вода необходима для жизни, для гигиены, она прозрачна, не имеет формы, цвета, вкуса. | Атрибуты для сюжетных игр : дневники, журналы, азбука, указка, тетрадки, ручки, карандаши. |
Непосредственно образовательная деятельность | Художественная литература; социализация; здоровье | 1.Музыка – по плану музыкального руководителя 2.Познание (РЭМП) – «Количественный и порядковый счет». Цели и задачи: развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; закреплять знания детей в счете и отсчете предметов; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20. 3.Коммуникация – «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «ШКОЛА». Цели и задачи: Совершенствовать умения составлять рассказы на заданную тему по набору картинок с последовательно развивающимся действием; помогать составлять план рассказа и придерживаться его; развивать умения употреблять в речи сложноподчиненные предложения; развитие связной речи; воспитывать интерес к школе. | ||||
Прогулка | Физическая культура; труд; познание; коммуникация Познание; Художественная литература; здоровье Художественное творчество; труд; познание; коммуникация. Физическая культура; труд; познание. | Наблюдение за оттепелью.Цель: закреплять представление о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны Д/и: «Когда это бывает?» Подвижная игра: «Урок и перемена» | Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; Повторение прямого и обратного счета в пределах 10; Д/и: «Где находится мой дом?» | Экспериментирование: «Снег и лед». Вода, изменившая свое состояние под действием температуры. Ситуативный разговор о том, что талая вода – грязная, после прогулки необходимо тщательно промыть руки с мылом во избежание инфекций. | Выносной материал : вертушки, лопатки, совочки. Атрибуты для сюжетных игр: рули, фуражка, жезл, светофор. | |
Работа перед сном | Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о пользе сна. Дежурство по столовой. | |||||
Вечер | Релаксация после сна. Слушание музыки П.И. Чайковсткого «Подснежник». Кружок «Мастерилка» (по перспективному плану). Изготовление закладок для книжек и тетрадок. | Трудовое поручение : заклеиваем старые книжки Д/и по РЭМП «Кривые зеркала Цель : учить находить предыдущее и последовательное число | Ситуативный разговор о бережном отношении к книгам, как к источнику знаний. Рассказать о значимости книги в жизни человека и о том, какие книги бывают. | Обогащение уголка творчества материалами: губки, краски, свечи, восковые мелки; Атрибуты для сюжетных игр: картотека, книжки-малышки, карточки. | ||
Прогулка | Наблюдение за идущими из школы ребятишками. Цель: воспитывать интерес к школьной жизни у будущих первоклассников; Труд: расчистка дорожек на участке. П/И: «Урок и переменка»; «Бегунки» Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом (вертушки) |
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 ВторникУтро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика
;
Чтение
рассказа Драгунского «Друг детства».
Цель:
воспитывать бережное отношение к игрушкам и дорогим сердцу вещам.
Д/И по РЭМП:
«Победили Цифрозавра».
Цель:
упражнять в умении раскладывать числовые фигуры в возрастающем и убывающем порядке.
Ситуативный разговор
о правилах поведения за столом. (Красивое поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья; прямая осанка, соблюдение чистоты и аккуратность)
Настольные игры:
«Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Атрибуты для сюжетных игр
: дневники, журналы, азбука, указка, тетрадки, ручки, карандаши
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; здоровье; познание; коммуникация.
1.Физическая культура
– по плану инструктора по физическому воспитанию
2.Художественное творчество (лепка) – «Терем».
Цели и задачи: закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов; побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствие с темой и замыслом; развивать у детей творческое воображение; развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.
3. Социализация, труд, безопасность. – «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».
Цели и задачи: расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Напомнить детям о том, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умения вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть корректными собеседниками.
Прогулка
Познание; физическая культура; здоровье; труд; коммуникация. Художественная литература; труд Здоровье; труд; познание; коммуникация; художественное творчество Познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение
за передвижением птиц Цель: продолжать закреплять знания детей о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам; побуждать желание подкармливать их.
Д/и:
«Летает –не летает»
Подвижная игра:
«Птицы и гнездышки»
Развитие движений:
совершенствовать приемы игры с мячом у стенки
Трудовое поручение:
Предложить собрать сухие ветки на участке.
Беседа
о красоте природы и гармонии природы и человека. Объяснить ребятишкам, как важно соблюдать порядок на участке, не мусорить на улице, потому что люди – это часть природы.
Выносной материал:
вертушки, савочки, лопатки.
Атрибуты для сюжетных игр
: дорожные знаки, рули, жезл, фуражка.
Работа перед сномЧтение
стихотворений, пословиц и поговорок о книгах.
Дежурство
по столовой.
ВечерАртикуляционная гимнастика.Психологическая гостиная.
(по плану психолога)
Труд:
работа по уходу за растениями, полив и рыхление комнатных растений.
Д/И по познанию:
«Установи причину и следствие»
Цель:
научить устанавливать причину и следствие.
Заучивание
наизусть пословиц об обучении
Ситуативный разговор
о дружбе. Пояснить детям. Что необходимо уважительно относится к сверстникам, искать общие интересы, помогать и выручать друг друга, а не драться и ругаться.
Обогащение уголка творчества:
Соленое тесто; иллюстрации хлебо-булочных изделий.
Игровой уголок:
различные виды конструкторов; макеты построек.
ПрогулкаНаблюдение
за проезжающим транспортом.
П/И:
«Уголки»; «Пустое место»
Д/И:
«Сделай комплимент соседу слева»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Среда
Утро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика.Беседа:
«Скоро школа!!!»
Цель:
рассказать детям об особенностях школьной жизни: уроках, переменах, изучаемых предметах, людях, работающих в школе.
Графический диктант
в математических тетрадях
Д/И:
«Укрась слово»
Ситуативный разговор
о необходимости получать знания, так как это опыт, опыт накопленный поколениями.
Заучивание пословиц
и
поговорок
о знаниях и учении.
Обогащение уголка творчества:
линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги.
Настольные игры
«Бродилки»; «Паззлы».
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; коммуникация; социализация; труд; здоровье
1.Музыка –
по плану музыкального руководителя
2.Познание (явления общественной жизни) — «У меня есть права».
Цели и задачи: дать детям представление об их правах и обязанностях; развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; научить уважать достоинство и личные права других людей; рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Художественное творчество (рисование) – «Веснянка в гости к нам спешит».
Цели и задачи: учить создавать образ весны, изображать ее портрет, декоративно украшать образ; учить связывать поэтический образ весны с изобразительным или фольклорным; закрепить знания о протретной живописи; продолжить знакомство с русскими народными традициями, расширять знания о фольклорном творчестве; развивать зрительное и слуховое восприятие, образное представление, мышление, воображение.
Прогулка
Физическая культура; познание; коммуникация Художественная литературы; труд Здоровье; познание; коммуникация; физическая культура; художественное творчество познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение
за лужами.
Цель
: формировать представления о весенних изменениях в неживой природе; воспитывать культуру поведения
Д/и:
«Угадай, что в мешочке»
Подвижная игра:
«Кто скорее до флажка?»; «Тетушка Сова»
Метание мяча
в цель
Упражнение
«Дружу со скакалкой
Закрепление
порядкового счета
Ситуативный разговор
о пользе физкультурных упражнений для здоровья человека;
Материалы для экспериментирования:
бутылочки, вода, соль, сахар, мука, масло.
Сюжетные игры:
Корабль, якорь, морские береты; детская посуда.
Работа перед сномЧтение
рассказа «Как Маша и Гриша правильно и красиво накрыли стол». Цель: посредством чтения рассказа донести до детей информацию о том, как правильно сервировать праздничный стол: необходимо использовать скатерть, салфетки, украшать стол цветами и свечами.
ВечерПальчиковая гимнастика.«Веселые старты»Цель:
развивать умение работать в команде; воспитывать волю к победе;
Д/И:
«Веселые стихи читаем, и слово рифму добавляем»
Трудовое поручение
подточить поломанные карандаши;
Д/И
«По часовой стрелке и против часовой стрелки»
Экспериментирование
с крупой и водой. Цель: закреплять знания о свойствах воды; показать детям, что крупа разбухает из-за впитывания в себя воды.
Ситуативный разговор
о необходимости есть кашу по утрам, ее пользе
Обогащение уголка творчества:
книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.
ПрогулкаНаблюдение
за погодой.
П/И:
«Урок и переменка»; «Пустое место»
Д/И:
«Бегите к цифре»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Четверг
Утро
Физическая культура; Здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастика
;
Слушание
аудиозаписи сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Д/И:
«Веселый счет».
Цель:
закрепление в речи согласования числительных и существительных
Рисование по клеточкамРабота по формированию культурно-гигиенических навыков
: уборка в
Напоминание
о необходимости мыть руки с мылом. Если помыть руки без мыла. Бактерии не исчезнут и вместе с пищей могут попасть в организм человека.
Обогащение уголка театрализованной деятельности
масками и шапочками.
Для сюжетных игр
: подготовить указку, журнал, азбуку, дневники, тетрадки, ручки, карандаши, линейки.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественная литература; здоровье; социализация; художественное творчество
1.Физическая культура
– по плану инструктора по физическому воспитанию
2.Познание (РЭМП)- «Сравнение длин двух предметов».
Цели и задачи: учить сравнивать длину двух предметов с помощью третьего путем наложения; коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании и различении; учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры (бумаги в клеточку); воспитание мотивации к учению.
3. Коммуникация – «Коллективное рассказывание»:
Цели и задачи: развивать умение составлять рассказы из личного опыта; упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений; в согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже; учить подбирать однокоренные слова.
Прогулка
Физическая культура; познание; коммуникация Музыка; труд Здоровье; познание; коммуникация; художественное творчество; труд познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение
за облаками
Цель:
формировать умение видеть красоту неба, развивать фантазию
Д/и
: «Похож – не похож»; «Мое облако»
Русская народная игра:
«Мячик кверху»
Упражнять
в прыжках на скакалке;
Индивидуальная беседа
об умение держать негативные эмоции при себе, не вымещать зло на сверстниках
Трудовое поручение
собрать крупные камешки на участке
Объяснить
детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых. Необходимо быть тактичным, дождаться, пока взрослые переговорят и лишь потом задавать свои вопросы. Те дети, которые перебивают взрослых нарушают правила этикета
Выносной материал
: вертушки, лопатки, совочки.
Спортивный инвентарь:
скакалки, мячик, резинка, кегли.
Работа перед сномСлушание
классической музыки П.И. Чайковского «Подснежник».
Релаксация.Дежурство по столовой.ВечерАртикуляционная гимнастика«Обучение грамоте» (
по перспективному планированию)
Сюжетно-ролевая игра
«Школа»
Театрализация:
«Наши эмоции» Цель: учить распознавать эмоции по мимике
Работа по обучению грамоте:
Деление на слоги двусложных и трехсложных слов
Трудовое поручение
помыть строительный материал.
Похвалить
Дашу и Ярослава за помощь в мытье строительного материала.
Напомнить
детям, почему так необходимо мыть игрушки.
Настольные игры:
«Паззлы»; «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Обогащения уголка творчества:
пастель сухая и масляная; свечи; черная и синяя тушь, кисти, ватные палочки
ПрогулкаНаблюдение
за погодой.
П/И:
«Ручеек»
Д/И:
«Дорожные знаки»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом (вертушки) и спортивным инвентарем (скакалки, кегли)
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 Пятница
Утро
Физическая культура; здоровье; познание; социализация
Утренняя гимнастикаБеседа:
«Какой я?»
Цель:
учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки; формировать навык рефлексии.
Трудовое поручение:
полить комнатные растения в уголке природы.
РЭМП
. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Ситуативный разговор
о бережном отношении к игрушкам и настольно-печатным играм во время их заклеивания.
Обогащение уголка творчества:
салфетки, степлер, двухсторонний скотч, картон; гофрированная бумага.
Обогащение уголка театрализованной деятельности:
кукольный театр.
Непосредственно образовательная деятельность
Коммуникация; познание; здоровье; художественная литература
1.Итоговое мероприятие:Экскурсия в библиотеку. «Международный день детской книги».
Цель: Познакомить детей с городской детской библиотекой; рассказать о том, что существует праздник – всемирный день детской книги; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к книгам, журналам, интерес к библиотеке как источнику знаний.
2.Физическая культура (на улице) – по плану инструктора по физическому воспитаниюПрогулка
Физическая культура; познание; коммуникация; труд труд; художественная литература; здоровье здоровье; познание; коммуникация; художественное творчество познание; физическая культура; коммуникация Наблюдение
за ветками деревьев.
Цель
: закреплять знания о том, что дерево –живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить определять деревья по внешним признакам.
Д/и:
«Закончи предложение»
Подвижная игра:
«Медведь и пчелы»
Трудовое поручение
покормить птиц.
РЭМП
прямой и обратный счет в пределах 10.
Упражнять
в прыжках на скакалке.
Ситуативный разговор
о правилах дорожного движения во время экскурсии в библиотеку. Разговор о сигналах светофора, пешеходном переходе, дорожных знаках.
Выносной материал
: вертушки, лопатки, совочки.
Спортивный инвентарь:
скакалки, мячик, резинка, кегли.
Работа перед сном
Формирование культурно-гигиенических навыков: учить самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде.
ВечерПсихогимнастика.
Коорекция негативного поведения. Игра на внимание и умение себя сдерживать.
Чтение художественной литературы.
Басня С.Михалкова «Ошибка»
Заучивание
наизусть стихотворения Я.Акима «Апрель»
Игры на ориентировку в пространствеЦель:
учить располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Беседа о здоровье
во время прихода медицинской сестры. Цель: рассказать детям о необходимости следить за своим здоровьем, заниматься физкультурой, одеваться по погоде.
Обогащение уголка творчества:
цветная бумага, салфетки, клей, картон, ножницы.
Книжный уголок:
оформление выставки: «Наши любимые писатели» — книги, принесенные детьми из дома, журналы, открытки.
ПрогулкаНаблюдение
за дождем.
П/И:
«Ручеек»; «Бегунки»
Д/И:
«Скажи наоборот»
Самостоятельная деятельность
: игры с выносным материалом (вертушки) и спортивным инвентарем (скакалки, кегли)