Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.
- 2 Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп
2.1 Виды раздаточного материала2.1.1 Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
- 3.1 Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
3.1.1 Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
- 4.1 Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки
- 5.1 Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы
Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».
Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:
- конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
- используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
- возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).
Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше
Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:
- научным (соответствовать научным данным о счёте);
- педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
- санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
- эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)
Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп
Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:
- крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
- мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.
Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.
- Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
- Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
- Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
- Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.
Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.
Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.
На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации
Виды раздаточного материала
Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:
- палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
- блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
- кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
- пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
- бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
- картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
- веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
- лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.
Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».
Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы
Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки
Веер с цифрами — это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду
На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах
Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры
Наглядное пособие для книжного уголка второй младшей группы.
Наглядное пособие для книжного уголка во второй младшей группе.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах
воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Позже,
в средней группе
, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. В книжной витрине
младшей группы
выставляется, как правило, немного
(4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам
. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Также здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.). Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.
С целью более доступно объяснить правила пользования книгой во второй младшей группе, мною было разработано наглядное пособие, которое позволяет каждое правило закрепить наглядно, что делает изучение правил более интересным и запоминающимся. Озвучивая каждое правило, я параллельно демонстрирую соответствующую картинку.
- Брать книгу чистыми руками:
- Перелистывать осторожно за угол страницы:
- Не рвать, не мять, не использовать для игр:
- Не бросать:
- Всегда ставить книгу на место:
Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!
Использованные материалы:
Материал с сайта: https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
Воспитатель МБДОУ № 308
г. Красноярска
А.Ю.Рудакова
Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»
Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.
Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.
Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».
- Закрепить умение считать до 10.
- Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
- Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
- Учиться писать цифры.
- Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
- Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
- Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
- Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.
После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.
Обычно в лэпбук входят:
- картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
- карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
- пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
- картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
- раскраски;
- прописи;
- загадки, считалки и т.д.
Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.
Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным
Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым
При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать
Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер
С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения
Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы
Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино
Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп
Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).
- Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
- В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
- В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
- В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.
Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.
Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.
Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки
В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам
В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10
Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой
В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10
Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект ОД по познавательному развитию «К доктору в больницу» с использованием макета «Больница» для детей 2–3 лет Задачи: Образовательные: учить принимать на себя игровую роль (помощник доктора, пациент, побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница»
, используя знакомые медицинские инструменты
(игрушечные)
и
макет «больница»
. Развивающие:
способствовать возникновению ролевого…
Мастер-класс по изготовлению мини-макета к потешке «Пошел котик на торжок» (вторая группа раннего возраста)
Потешки — малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка. Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Краткость и небольшой…
Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах
Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.
Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы
Карточки с цифрами можно сделать дома
Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое»
Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина
Такие домики помогают детям усвоить состав числа
Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.
Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы
Так детям презентуется принцип вариативности слагаемых при одинаковой сумме
Это динамическая карточка, то есть к ней прилагается кармашек с шариками с примерами, а также карточки с цифрами-ответами
В подготовительной группе дети с лёгкостью справляются с заданием вписать соседей чисел в окошках домика
Такое пособие не только тренирует математические навыки, но и развивает мелкую моторику
Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Макет по ПДД «Безопасная дорога» для детей старшей и подготовительной групп Данный макет представлен для детей старшей и подготовительной группы Он мобил ен: все дорожные знаки приклееены на липучки ,тем самым можно легко менять условия и создавать проблемные ситуации для детей. Данное пособие очень нравится ребятам ,они его используют и для сюжетно…
Фотоотчёт об изготовлении макета «День фантастики. Планета чемпионов» в подготовительной группе
18 октября — День фантастики на МААМ (ко дню рождения Кира Булычева. Кира Булычев — автор, произведения которого завораживают своей неповторимостью. Знаком ли современным детям этот писатель-фантаст? Читали ли родители детям книги Киры Булычева (у него было много псевдонимов?…