Картотека прогулок на лето в 1-й младшей группе
КАРТОЧКА 2
1.
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель.
Уточнить с детьми состояние погоды: погожий денёк, жаркий, теплый, дует тёплый ветерок.
2.
Игровое упражнение: “Допрыгни до ладошки”.
Цель.
Учить детей подпрыгивать на двух ногах в высоту.
3.
Сюжетно-ролевая игра:“Семья”
Цель.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.
4.
Д/и: “Найди и назови”
Цель.
Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы и называть их, их цвет, размер, форму.
5.
П/и:“Через ручеёк”.
Цель.
Закрепить умение детей ходить по наклонной доске, сохраняя равновесие.
6.
Рисование на песке пальцем. “Солнышко”.
Цель.
Развивать воображение детей, закрепить умение рисовать округлые формы.
7.
Самостоятельная двигательная активность.
Цель.
Воспитывать у детей желание выполнять физ. упражнения на прогулке.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 4
1.
Наблюдение за насекомыми.
Цель.
Учить называть: бабочка, жук, божья коровка, спокойно вести себя вблизи насекомых, не причиняя им вреда.
2.
Д/и: “Как жужжит жук”.
Цель.
Развивать слуховое восприятие, развивать артикуляционный аппарат.
3.
Игровое упражнение: “Перепрыгни через шнур”.
Цель.
Упражнять в прыжках через препятствие.
4.
Трудовое поручение: сгребать песок в кучку и переносить его в песочницу.
Цель.
Приобщать детей к выполнению простейших трудовых действий.
5.
П/и: “Солнышко и дождик”.
Цель.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
6. Рассказывание потешки: “Тени – тень, потетень…”,
с выполнением игровых действий.
Цель.
Сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровыми действиями.
С/д игра: “Научим Катю пользоваться носовым платком”.
Цель
. Формировать навыки пользования инд. предметами.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 6
1.
Наблюдение за погодой.
Цель.
Учить детей, вместе с воспитателем отмечать состояние погоды
/
светит солнышко и идет дождь, который быстро проходит. По небу плывут белые, легкие облака
/.
2.
Игровое упражнение: “Попади в цель”.
Цель.
Учить детей бросать мяч в цель.
3.
Трудовое поручение:
собрать игрушки в корзину в конце прогулки.
Цель.
Приучать детей выполнять простейшие трудовые поручения.
4.
Инд.работа по ФИЗО: “Зайки”.
Цель.
Упражнять в подскоках на двух ногах.
5.
Д/и: Кто к нам пришел.
Цель.
Учить детей узнавать и называть животных, четко произнося звуки
[м], [б], [м’], [б’],
отдельные звукосочетания, подражать голосам животных.
6.
П/и: “Воробушки и автомобиль”.
Цель.
Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
7.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель.
Приучать детей к совместным играм небольшими группами.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 8
1.
Наблюдение за растениями, цветущими на клумбе.
Цель.
Учит любоваться ими, ноне рвать. Закрепить названия частей растения: стебель, цветок.
2.
Игровое упражнение: “Спрыгни в воду”.
Цель.
Учит детей спрыгивать со скамейки, приземляясь, на обе ноги.
3.
Трудовое поручение на участке:
полив рассады.
Цель.
Помогать взрослым, ухаживать за растениями.
4.
П/и: “Самолеты”.
Цель.
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
5.
Д/и: “Мамы и детки”.
Цель.
Закрепить знания о домашних птицах и их детенышах.
6.
Рассказывание стихотворения З.Александровой: “Одуванчик”. Цель.
Рассмотреть одуванчик. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
7.
С/р игра: “Семья”. Цель.
Учить детей играть дружно. Формировать навыки пользования инд. предметами.
8.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель.
Приучать детей к совместным играм небольшими группами.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 10
1.
Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Цель:
учить детей различать деревья и кустарники по внешнему виду, строению листьев. Формировать умение видеть красивое в жизни, восхищаться природой.
2.
Дидактическое задание:
покажи, где у растения стебель /листья, ветки, цветок/.
Цель:
учить различать части растения, называть их цвет.
3.
Инд.работа по ФИЗО.
Цель:
упражнять детей в хождении по наклонной доске, в метании на дальность из-за головы. Воспитывать в детях смелость и ловкость.
4. Трудовое поручение:
сгрести песок в кучу и перенести ведерком в песочницу.
Цель:
приучать детей выполнять простейшие трудовые поручения.
5.
П/и: “Карусель”.Цель:
учить детей бегать друг за другом в разном темпе, выполнять действия в соответствии с текстом игры.
6.
Хороводная игра: “Ах, березка, зелена, кудрява”.
Цель:
развивать желание слушать народную песню, подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.
7.
Игра с водой и песком: “Вылавливание сачком игрушек, плавающих в воде”.
Цель:
закрепить знания о свойствах предметов/тяжелые-тонут, легкие – плавают, бумажная лодочка промокает пластмассовая — промокает…
8.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель:
приучать детей к совместным играм небольшими группами.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 12
1.
ЕЛОЧКА. Целевая прогулка.
Цель:
показать детям, где она растет. Рассмотреть ее, обратить внимание на части дерева: ствол, ветки, иголочки. Уточнить, что иголки колючие. Загадать загадку про елочку.
2.
Инд.работа по ФИЗО. Цель:
упражнять детей в ходьбе по наклонной доске. Развивать равновесие.
3.
Трудовое поручение:
сбор на участке веточек, камушков в ведерко.
Цель:
прививать детям элементарные трудовые навыки.
4.
П/и: “Пузырь” Цель:
научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
5.
Д/и: “Подбери к домику окно и крышу”. Цель:
учить детей различать сенсорные характеристики: цвет, форму, величину.
6.
Муз.-дид. игра: “Вышла курочка гулять…”
Цель:
учить выразительно передавать образ или характер героев игры в движении, мимике. Обогащать двигательный опыт детей.
7.
Самостоятельная игровая д-ть. Цель:
приучать детей к совместным играм небольшими группами.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 14
1.
Наблюдение за кустом шиповника.
Цель:
учить детей замечать изменения, которые произошли с кустарником / бутоны раскрылись, появились розовые цветы/, а так же выделять характерные особенности шиповника /колючий/. Поэтому его можно понюхать, но трогать и рвать нельзя.
2.
Инд.работа по ФИЗО. Цель:
упражнять детей в бросании и ловле мяча, развивать координацию движений.
3.
Трудовое поручение:
полив сухого песка из леечек.
Цель:
закрепить знания о свойствах песка /сухой – сыплется, влажный – лепится/.
4.
П/и: “Лохматый пес”. Цель:
учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, старясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
5.
Игра с песком. Цель:
закрепить понятия мокрый и сухой. / Сухой песок сыплется, из него нельзя лепить. Мокрый — легче сгребать в кучу, нагружать, перевозить. Из него можно построить гараж, дорогу для машин/.
6.
Д/и: “Чей одуванчик улетит дальше”. Цель:
развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот.
7.
Игровое упражнение: “Спрыгни в воду”.
Цель:
учить детей спрыгивать со скамейки, приземляясь на обе ноги.
8.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель:
учить детей самостоятельно отбирать игрушки для игры, пользоваться заместителями. Играть дружно, делиться игрушками со сверстниками.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 16
1.
Наблюдение за транспортом. Цель:
учить детей узнавать и называть транспорт на улице. Выделять общие признаки /руль, кабина, фары, колеса /.
2.
Трудовое поручение:
подмести скамейки и столы.
Цель:
привлекать детей к выполнению элементарных трудовых действий.
3.
Д/и: “Что для чего”. Цель:
расширить опыт ориентировки в частях собственного тела/ голова, лицо, руки, спина и т.д./
4.
Игровое упражнение:“Поймай мяч”.
Цель:
учить бросать и ловить мяч двумя руками.
5.
П/и: “Курочка и цыплята”.
Цель:
учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, быть внимательным. Приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
6.
Игра с водой: “Веселая рыбалка”. Цель:
закрепить умения пользоваться удочкой, развивать глазомер, быстроту реакций, создать радостное настроение.
7.
Рисование мелками на асфальте: “Дождик”.
Цель:
продолжать учить детей рисовать прерывистые вертикальные линии.
8.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель:
приучать детей к совместным играм небольшими группами, учить делиться игрушками, не ссориться.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 18
1.
Наблюдение за солнцем.
Цель.
Формировать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло. Поддерживать радостное настроение.
Смотрит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
2.
Трудовое поручение. Сбор сухой травы на участке.
Цель.
Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовольствие от выполненной работы.
3.
Д/и: “Найди пару” Цель.
Учить детей классифицировать предметы по цвету /форме/.
4.
П/и: “Кот и мыши” Цель.
Бегать, не наталкиваясь друг на друга.
5.
П/и: “Попади в круг”. Цель.
Совершенствовать умения действовать с предметами. Учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.
6.
Индивидуальная работа по ФИЗО: “Ворота”. Цель.
Упражнять детей в подлезании под дугой.
7.
Пальчиковая игра: “Идет коза рогатая….” Цель
. Развитие мелкой моторики рук.
8.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. Цель.
Учить детей самостоятельно подбирать для игр атрибуты и игрушки – заместители.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 21
1.
Наблюдение: пешеходная дорожка – транспорт /вечер/Цель.
Закрепить знания о правилах поведения на улице воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве. Объяснить детям, что они пешеходы и должны строго соблюдать ПДД, двигаться только по пешеходным дорожкам /тротуару/. Где мы должны идти. Как должны идти. /Не спеша, не кричать, быть внимательным, слушать воспитателя/. Кто ходит по тротуару. Можно ли по тротуару бегать. Почему.
Я сегодня — пешеход. У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля, Под ногой моей земля.
Никого я не толкаю, Ни кого не обгоняю,
В детский садик я иду, Скажут: кроха-пешеход
В садик правильно идет.
2.
Подвижная игра: “Воробушки и автомобиль” .
Цель.
Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
3.
Хор.игра: “Мы веселые ребята…”Цель.
Учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Мы – весёлые ребята, Любим бегать и играть,
Мяч, попробуй нас догнать. Раз, два, три – догони.
4.
Трудовое поручение: уборка палочек и камушков на участке. Цель:
учить трудиться сообща, получать удовлетворение от выполненной работы.
5.
Д/и: “Можно-нельзя”. Цель.
Продолжать учить детей правилам безопасного поведения с опасными предметами.
6.
Д/и: “Семья”. Цель.
Продолжать закреплять знания детей о членах семьи: имена. Родственные отношения. Формировать чувство любви и заботы.
7.
Инд.работа по ФИЗО. Упражнение: “Поймай мяч”. Цель:
учить ловить и бросать мяч двумя руками.
8.
Самостоятельная игровая деятельность. Цель:
учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
ЛЕТО
КАРТОЧКА 22
Наблюдение за работой шофера /день/
Цель:
знакомить с работой шофера. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
На прогулке обратить внимание на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Кто водит машину. Познакомиться с шофером. Что привезли в детский сад. Как управляет машиной. После рассказа, обойти машину, рассмотреть её. Работа шофера трудна и сложна Но как она людям повсюду нужна.
П/и “Паровозик” Цель:
учить двигаться в разном темпе, менять направление, передавать характерные движения птиц, животных, упражнять в произношении звуков.
Малоподвижная игра “По узенькой дорожке”
Цель:
учить перешагивать из круга в круг /нарисованный, мелом на асфальте/.
Трудовое поручение: смести песок со скамеечек.
Цель:
приучать детей к элементарным трудовым действия, доводить начатое дело до конца.
Индивидуальная работа по ФИЗО. Упражнение “Зайки” Цель:
упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижение вперёд.
Д/и “Что у нас какого цвета” Цель:
учить детей называть предметы одежды и её цвет. Развивать внимание.
Игры с песком. Лепка пирожков и печенья с помощью формочек. Цель:
показать свойства песка / из влажного можно лепить печенье/.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Цель:
учить детей самостоятельно подбирать для игр атрибуты и игрушки-заместители.
П/и “Воробушки и автомобиль”
приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Начинать движение и менять его только по сигналу воспитателя, находить своё место.
Имп “По узенькой дорожке…” Цель:
учить ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.
Трудовое поручение: уборка мусора на участке. Цель:
развивать умения выполнять простейшие трудовые действия. Воспитывать чувство ответственности.
П/и “Мой веселый звонкий мяч”
учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст, догонять мяч только тогда, когда будут произнесены слова.
Игры с водой: “Нырки”. Цель:
закрепить свойства предметов. /Показать, что маленькие мячики шарики от пинг-понга не тонут, а выпрыгивают из воды/.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом Цель:
учить детей самостоятельно подбирать для игр атрибуты и игрушки-заместители.
Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Образовательные:
формировать представление о свойствах песка;
обучать малышей навыкам экспериментирования с песком;
побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
обогащать тактильный опыт:
развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;
Воспитательные:
вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
воспитывать интерес к художественной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое.
Предварительная работа:
Рассматривание осенних деревьев. Заучивание песенки. Игры с песком.
Оборудование:
Мешочек с песком, тарелочка с песком, шаблоны листочков, клей ПВА, цветной песок.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с будем с вами играть. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: Дети возьмите в руки мешочек. Какого цвета мешочек? Угадайте что в мешочке?
(Ответы детей. Песок.)
Воспитатель: Ребята песочек не только в, мешочках но и в тарелочках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с песком? (Ответ.)
Какого цвета песок. (Ответ.)
Скажите, а что можно слепить из песка? (Ответ.)
Ребята, а можно ли лепить из сухого песка? (Ответ.)
Как можно играть с сухим песком? (Ответ.)
Можно ли рисовать сухим песком? (Ответ.)
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить порисовать пальчиком в тарелочках с песком. (Дети рисуют пальчиком: дождик, дорожки и солнышко.)
Давайте нарисуем с вами дождик. (Рисуют дождик.) А теперь погладим песочек ручкой и нарисуем дорожки.
Физкультминутка
Ярко солнышко сияет (руки фонарики)
И ребяток приглашает (руки вперед наклоны)
Поиграть сейчас в песочек (имитирует игру с песком)
Выходи скорей дружочек (шаги).
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к столу и посмотрите, какой волшебный песок я вам принесла. В этом стаканчике, песок какого цвета? (Ответ.) А какого цвета в этом стаканчике? У нас на столе лежат листочки они не красивые, а давайте их украсим. Я беру песок красного цвета и посыпаю листочек. А теперь я возьму желтый песочек и тоже украшу листик. Посмотрите какие красивые листочки у меня получились. А теперь возьмите песочек, и украсьте свои листочки. Посмотрите, как волшебный песок украсил наши листочки. Так хочется спеть про них песенку.
Песенка: «Приходи красавица».
Воспитатель: Ребята давайте полюбуемся красивыми листочками. Чем мы их раскрасили? Каким песком? А он был сухой или мокрый?
Организация и методика проведения прогулок в летний период
Автор: Кравякова Светлана Витальевна
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем с вами работу нашего семинара – практикума по организации и методике проведения прогулок в летний период.
Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-педиатра, который говорил: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.Н. Сперанский)
Итак, что же такое прогулка?
Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.
Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.
В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.
Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.
Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.
Типы прогулок:
- Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.
- Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
- Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);
· Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.
Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти частей:
· Наблюдение;
· Трудовая деятельность детей;
· Подвижные игры
· Индивидуальная работа с детьми;
· Самостоятельная деятельность детей.
Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.
И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.
Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты, использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы ), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.
Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры
. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.
Подвижные игры в младшей группе — 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:
-время года (погодные условия, температура воздуха);
-возраст детей (состояние здоровья, желание);
— характер предшествующей деятельности.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д.
Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.
Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т.к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.
Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения.
Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.
Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий
.
Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в подгруппах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.
Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
на прогулке тщательно планируется. Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т.е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.
Во время прогулок воспитатель может также организовывать индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)
В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Следующий структурный компонент прогулки — самостоятельная деятельность
детей,
которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.
Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.
В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка,
но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.
comments powered by HyperComments