Циклограмма младшего воспитателя – на что обратить внимание?

Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего учебного и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя ДОУ по ФГОС. С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей в группе, вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям передовой педагогической науки.

Ознакомление и дополнение

Разобраться в этой теме мне предложила одна из моих читательниц – младший воспитатель в группах детей с ОВЗ, которой приходится трудиться за одну ставку на двух должностях, выполняя дополнительные обязанности коридорной няни.

Как известно, общедоступные циклограммы младших воспитателей могут лишь примерно указывать на распорядок рабочего дня, а вот четкий инструктаж и ознакомление с должностными обязанностями сотрудник получает во время устройства на работу от непосредственного руководителя – заведующего ДОУ.

Особенно внимательно следует изучать документацию будущим сотрудникам частных детских садиков, так как руководство имеет право дополнять циклограмму младшего воспитателя по ФГОС своими требованиями, если они не идут в разрез с законодательством РФ.

Особенности должностной инструкции

Унифицированного стандарта по составлению должностных инструкций не существует. В связи с этим каждая организация имеет право вносить свои изменения в этот документ. Несмотря на большую степень свободы, многие работодатели придерживаются единой структуры инструкции, состоящей из четырех глав:

  1. «Общие положения»;
  2. «Должностные обязанности»;
  3. «Права»;
  4. «Ответственность».

В данном случае к указанному плану был также добавлен пункт «Взаимодействие» — его присутствие объясняется спецификой работы воспитателя и необходимостью частых контактов с сотрудниками.

Важно! Должностная инструкция распечатывается в единственном экземпляре – для каждого работника. В задачи младшего воспитателя входит ознакомление с ее содержанием и подтверждение согласия своей подписью. Помимо сотрудника документ также подписывается руководителем учреждения.

Содержание инструкции

В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:

  • занимаемая должность;
  • наименование ДОУ;
  • Ф.И.О.;
  • подпись и расшифровка.

Основная часть

Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.

Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.

В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.

Второй раздел

Второй раздел полностью посвящен перечислению обязанностей, выполнения которых наниматель будет требовать от сотрудника. Поскольку каждое учреждение имеет свои особенности функционирования, содержание этой главы варьируется. К примеру, в одном детском саду может быть один младший-воспитатель на группу, а в другом – несколько. Это приведет к разделению функций между сотрудниками.

Третий раздел

Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.

Четвертый раздел

Четвертый раздел указывает на границы ответственности сотрудника и содержит перечень действий, за которые тот может понести наказание. В качестве наказания работодатель вправе использовать увольнение, временное отстранение от должности, штраф и так далее. Характер применяемой санкции зависит от того, какой именно закон был нарушен.

Пятый раздел

Пятый раздел посвящается проблемам коммуникации младшего воспитателя со своими коллегами. К примеру, он имеет право обратиться к воспитателю с предложением провести профилактическую беседу с воспитанником – при наличии объективной причины. Также сотрудник может взаимодействовать с завхозом или медработником, поскольку для решения многих вопросов требуется вовлеченность нескольких коллег.

В конце инструкции указываются данные младшего воспитателя, а именно:

  • Ф.И.О.;
  • наименование дошкольного образовательного учреждения;
  • паспортные данные;
  • подпись;
  • дата ознакомления с инструкцией.

Быть во всеоружии

Так или иначе, решившись на должность младшего педагога нужно быть готовым к тому, что работы много, а оплаты мало. Ранее я уже рассказывала в статье «Обязанности младшего воспитателя – кому они подходят?» отличительные особенности няни и младшего воспитателя.

Последний помогает основному специалисту с воспитательной частью и организационной работой. Он должен иметь средне-специальное образование как минимум.

Таким образом, чтобы быть во всеоружии, лучше обратиться к дополнительным ресурсам повышения квалификации. Офлайн вебинары и курсы, по моему мнению, это отличное решение повышения квалификации для специалиста ДО.

И вот еще один вариант, для того, чтобы пройти профессиональную переподготовку по программе педагогического образования в специализациях: воспитатель-гувернер, младший воспитатель, помощник воспитателя, воспитатель-аниматор.

Однако вернемся к вопросам нашей читательницы – что гласит нам должностная инструкция младшего воспитателя-няни в соответствие с правилами ФГОС?

В законе прописать забыли

По закону младший воспитатель может заменять временно отсутствующего коллегу, получая за это материальную компенсацию, то есть аналогичную заработную плату, которая рассчитывается в соответствии с тарификацией согласно отработанного количества часов. Но это в случае, если существует вторая кадровая единица в штате. Если же нет, то вы изначально шли на такие условия.

Привлечь законную сторону в разбирательстве вашего вопроса довольно сложно, так как количество детей, которое должно приходиться на одного воспитателя (младшего воспитателя) государством не регулируется. Группы дошкольных учреждений формируются в соответствие со следующим документом — СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В нем сказано, что формирование групп в садиках происходит исходя из расчета квадратных метров на 1-го воспитанника. Пункты 1.11 и 1.12 регулируют количество малышей детского сада именно для групп с ограниченными возможностями.

Разберём по пунктам

Так вот закон регулирует оптимальное количество воспитанников для групп ДО исходя из возраста и особенностей здоровья малышей. Пунктом 1.11 предполагается, что максимальное количество деток со статусов ОВЗ в возрасте до 3-х лет и старше должно быть таким:

  • 6 – 10 ребят при наличии тяжело нарушенной речи;

  • 12 дошкольников старших групп, если имеются фонетико-фонематические нарушения речи, то есть неправильное восприятие и воспроизведение звуков малышами. Например, если ребенок не может отличать звук «к» от «г» или «б» от «п»;

  • 6 ребят в возрасте до 3-х лет и старше с отсутствием слуха;

  • для малышей с нарушениями слуха предполагаются группы не более 8-ми детей;

  • 6 ребят с отсутствием зрения;

  • а вот группы слабовидящих малышей или имеющих диагноз «косоглазие» и «амблиопия» могут достигать количества 10 детей;

  • 6 – 8 дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • если у ребенка задержка психического развития, то он должен посещать группу, не превышающую количества 10 детей;

  • 6 – 10 детей при наличии умственной отсталости легкой степени;

  • для воспитанников старше 3-х лет, умственная отсталость которых имеет умеренную либо тяжелую степень – 8 детей;

  • детки с диагнозом «аутизм» должны посещать группы из 5-ти человек;

  • если ребята имеют несколько дефектов развития, будь то психические или физические отклонения, то количество воспитанников также не должно превышать 5-ти детей;

  • и, наконец, малыши имеющие другие ограничения здоровья занимаются в больших группах по 10 – 15 человек.

Если же в дошкольном учреждении предполагаются группы детей комбинированной направленности, то и количество детей в них подразумевается несколько иное.

Что отображено в пункте 1.12

Во-первых, как и в первом случае, нам нужно учитывать возраст ребят. Малыши младшего дошкольного возраста занимаются в группах по 10 детей и не более. При этом лишь трое из них могут иметь ограничения здоровья. В более старшем дошкольном возрасте группы воспитанников ДО разделяют на 3-и категории:

  • если среди воспитанников детского сада есть малыши с отсутствием слуха и зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также умственной отсталостью средней и тяжелой степени, то они должны заниматься в группах по 10 человек, где дошкольников со статусом ОВЗ должно быть не более 3-х человек;
  • ребята с нарушением слуха, зрения, речи, с амблиопией и косоглазием, а также умственной отсталостью легкой степени распределяют в группы по 15 человек, где малышей с ОВЗ должно быть не более 4-х человек;
  • если же дошкольники имеют задержку психического развития, то они могут посещать группы по 17 человек, 5 из которых имеют статус ОВЗ.

Получается, что для воспитательной части ваше руководство предусмотрело 2-х воспитателей, а вы, как я понимаю, выполняете обязанности няни, которая в группах с детьми без ОВЗ как раз выполняет ваш объем работы.

Но я подчеркиваю, что это мое логическое предположение. Конкретно вам может ответить только ваше руководство. И, кстати говоря, вы имеете право затребовать документацию с прописанными должностными обязанностями, нормами и правилами, регулирующими ваш рабочий процесс.

В решении возникающих вопросов воспитания и работы педагога всегда поможет вспомогательная литература, как, например, вот этот .

Что такое циклограмма

Сам термин «циклограмма» является заимствованным. Ранее он использовался в космической отрасли, и обозначал расписание команд, которые передавались управляемому аппарату (ракете, спутнику) автоматическими системами или людьми из Центра управления полетами. Также термин применяется и в других отраслях промышленности, связанных с регулярным, цикличным повторением процессов.

Изначально термин был предложен в позапрошлом веке для исследования движений.

В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса в детском учреждении. Она применяется и в детских дошкольных учреждениях (садах, детдомах, интернатах, специализированных заведениях), и в школах.

Составляется циклограмма своей деятельности специалистами разного типа и уровня, то есть от младшего воспитателя до старшего и так вплоть до администрации ДОУ и профильных специалистов – дефектологов, логопедов, психологов, предметников и так далее.

Циклограмма может быть рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в документе планируются мероприятия на разное время, то она может иметь вид списка. При этом в нее сначала вносятся виды ежедневной деятельности воспитателя, а затем уже идет список мероприятий, проводящихся каждую неделю, и так далее. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.

Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации. На ее базе компонуется рабочая программа, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.

Циклограмма младшего воспитателя ДОУ

Наконец, вопросом о том, правомерна ли уборка вами музыкального и физкультурного залов, тоже можно варьировать исходя из устройства дошкольного учреждения и обязательной документации.

За коридорной няней, а проще говоря, уборщицей ДОУ должны быть закреплены определенные территории и помещения, которые она регулярно убирает. Чаще всего к ним относятся лестничные площадки, коридоры, санузлы общего пользования и служебные помещения, а никак не учебные кабинеты.

Поэтому вопрос о законности такого распределения обязанностей вам опять же нужно задавать непосредственному заведующей детским учреждением или поднимать его на общих собраниях, где вы имеете право присутствовать. Должностные обязанности каждой из штатных единиц должны быть отображены в документации и иметь законное основание.

Но мне бы хотелось добавить от себя, что труд ранее няничек, а теперь младших воспитателей был всегда «не благодарным». Во все времена им приходилось осуществлять не только свои прямые обязанности, но и выполнять дополнительную работу, так сказать внеплановую. То есть и листья убирать на территории детского сада, и помогать с ремонтными работами, и на кухне кастрюли драить.

Поэтому решаясь освоить такую профессию, вам нужно быть готовым к ее сложностям. Хорошо, если коллектив подберется дружелюбный, и воспитатели будут относиться к вам с пониманием, а не нагружать дополнительной работой.

Не забывайте, что, как младший воспитатель вы должны иметь квалификацию педагога, а значит принимаете непосредственное участие в воспитании и обучении дошкольников. Особенно тяжело найти общий язык с малышами, имеющими ограничения по здоровью.

Поэтому, чтобы быть более подкованными в воспитании и развитии детей, а также правильно общаться с родителями таких дошкольников вам необходима дополнительная литература с теоретическим и практическим материалом по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ, а также методическими рекомендациями.

Примерная циклограмма

Работа двух младших воспитателей по сменно: 1 смена с 07.30 ч. до 13.00 2 смена с 13.00 ч до 18.00

Если на группе один младший воспитатель, рабочий день короче. За более точной информацией обращайтесь к своему работодателю.

Циклограмма младшего воспитателя
7.30-8.00Начало рабочей смены. Протирание пыли во всех помещениях группы. Проветривание спальни.
8.00 – 8.10Получение завтрака. Сервировка столов.
8.10 – 8.30

Завтрак.

Раскладывание пищи по тарелочкам. Встреча детей. Помочь детям сесть за стол. Постоянно находится у стола, убирает посуду. Провожает и встречает детей из уборной.
8.30-9.00Убирает, моет, замачивает посуду. Протирает столы, пол. Проветривает группу.
9.00-9.40Уборка согласно графику. Влажная уборка спальной комнаты.
9.40-9.55Сервировка стола. Второй завтрак. Мытьё посуды.
9.55-10.00Отправляет поевших детей в уборную комнату, выполнение требований КГН.
10.00-11.50

11.40

Получение обеда

Проветривание групповых помещений. Влажная уборка. Сопровождает детей во время прогулки. Подготовка кроватей ко сну детей (расправление). Сервировка столов.
11.50-12.15 Встречает детей, помогает детям снять обувь. Провожает детей в группу.

Помогает детям снять одежду. Раскладывает пищу (1 блюдо).

12.15-12.45

Обед.

Постоянно находится возле стола. Убирает посуду, накладывает 2-е блюдо. Контролирует КГН детей и сопровождает их в спальню. Помогает раздеться. Замачивает посуду.
12.45-14.00Проветривание групповой комнаты. Мытьё посуды. Влажная уборка.
14.00-14.30Перерыв.
14.45. Получает полдник.

Сервировка столов. Раскладывание пищи.

15.00-15.10 Помощь детям во время закаливающих мероприятий.

Помощь в одевании и обувании. Причесывание детей.

15.10-15.30

Полдник.

Встречает детей из спальни, приглашает за стол, помогает сесть за стол. Заправляет кровати. Проветривает спальню.

Сопровождает детей в уборную комнату после приема пищи. Убирает, моет посуду.

15.30-16.00 Уборка по графику. Организует деятельность по заданию воспитателя. Проветривает групповые помещения.

16.00. Получает ужин.

16.10. -18.00. Ужин Сервировка столов.

Раскладывает пищу. Встречает детей у стола, помогает сесть. Находится у стола, убирает посуду.

Замачивание посуды. Мытьё посуды. Влажная уборка. Вынос мусора. Уход домой.

Надеюсь, я смогла раскрыть тему вопросов о работе младших воспитателей. Пишите, спрашивайте – я всегда рада помочь. На этом все. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать в нашу дружную компанию друзей. До свидания и до новых тем!

С уважением Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Циклограмма взаимодействия воспитателя и младшего воспитателя в течение дня

ВремяОбязанности воспитателяОбязанности младшего воспитателя
7.00 – 8.15Осуществляет прием детей в группе, проводит беседы с родителями, организует игровую деятельность детей. Готовит пособия к НОДПроводит влажную уборку в группе.
8.15 – 8.30Проводит утреннюю гимнастику. Ведет детей мыть руки перед завтракомПолучает завтрак, организует работу дежурных по сервировке стола, накрывает на столы, знакомит детей с меню на завтрак. Встречает детей после мытья рук, помогает им сесть за стол
8.30 – 9.00Завтрак Руководит процессом принятия пищи: следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Привлекает дежурных к знакомству детей с названиями блюд на завтракПомогает детям в процессе завтрака. Моет посуду. Руководит работой дежурных. Проводит влажную уборку в музыкальном/физкультурном зале
9.00-9.25Проводит НОД с 1 подгруппой детейОрганизует совместную деятельность с детьми, незанятыми в НОД
9.30-9.55Проводит НОД с 2 подгруппой детейОрганизует совместную деятельность с детьми, незанятыми в НОД
10.00-10.10Организует совместную и самостоятельную деятельность детей, работу дежурных по сервировке столовПолучает второй завтрак
10.10-10.30Второй завтрак Ведет детей мыть руки перед завтраком. Руководит процессом принятия пищи: следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткойПомогает детям в процессе завтрака. Руководит работой дежурных. Моет посуду
10.30-10.40Подготовка к прогулке. Ведет детей в туалет. Помогает детям одеваться на прогулку. Выводит детей на прогулкуПомогает детям одеваться на прогулку. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку (помогает детям спуститься с лестницы, доводит детей до площадки)
10.40-12.00Проводит прогулку (наблюдения, игры, физические упражнения, индивидуальная работа) по плануПроводит уборку помещений. Проветривает помещения группы, спальни. Готовит посуду для дежурных для сервировки столов к обеду. Получает обед
12.00-12.20Заводит детей с прогулки. Помогает детям раздеваться, вешать мокрую одежду сушиться. Ведет детей в туалет, следит за мытьем рук. Организует работу дежурных по столовойВстречает детей с прогулки возле входной двери и провожает до группы. Помогает детям идти по лестнице. Помогает детям раздеваться, вешать мокрую одежду сушиться. Руководит работой дежурных по столовой
12.20-12.30Организует совместную и самостоятельную деятельность детейПолучает и раскладывает пищу. Знакомит детей с меню на обед
12.30-13.00Обед Руководит процессом принятия пищи: следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Привлекает дежурных к знакомству детей с названиями блюд на обед. После обеда ведет детей в туалет и помогает раздеваться. Укладывает детей на дневной сонПомогает детям в процессе обеда, организует работу дежурных по раздаче второго блюда, уборке посуды, протирании столов, подметании полов после обеда,гигиенических процедур и раздевании на дневной сон
13.00-15.00Сон детей. Готовится к методическим мероприятиям, изготавливает пособия, занимается самообразованием, оформлением родительских уголков, работает с документациейМоет посуду и группу после обеда. Проводит влажную уборку и проветривание помещений, генеральную уборку по графику. Помогает педагогу в изготовлении пособий
15.00-15.30Поднимает детей. Проводит закаливающие процедуры. Помогает детям одеваться. Ведет детей в туалет, помогает умыватьсяПолучает полдник, привлекает дежурных к сервировке столов на полдник, вместе с детьми накрывает на столы. Уточняет с дежурными названия блюд на полдник. Заправляет кровати, моет пол в спальне
15.30-15.50Полдник Руководит процессом принятия пищи: привлекает дежурных к знакомству детей с названиями блюд на полдник, следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.Моет посуду и группу после приема пищи
15.55-16.20Проводит НОДОрганизует совместную деятельность с детьми, незанятыми в НОД
16.20-16.30Помогает детям одеваться на прогулку. Выводит детей на прогулкуПомогает детям одеваться на прогулку. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку (помогает детям спуститься с лестницы, доводит детей до площадки)
16.30-17.15Проводит прогулкуЗавершение рабочего дня
17.15-17.30Заводит детей с прогулки. Помогает детям раздеваться, вешает мокрую одежду сушиться. Ведет детей в туалет, следит за мытьем рук. Организует работу дежурных по столовой и руководит их работой. Знакомит с названиями блюд
17.30-18.00Ужин. Руководит процессом принятия пищи: следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Руководит работой дежурных по столовой после принятия детьми пищи (сбор посуды, сметание крошек со стола, подметание пола вокруг столов)
18.00-19.00Организует совместную и самостоятельную деятельность детей. Подводит итоги прожитого дня с детьми. Проводит оценку и самооценку работы дежурных, заполнение календаря добрых дел и т.п.

6. Мониторинг индивидуального развития детей(критерии и показатели мониторинга, периодичность)

Критерии (на примере вариативных образовательных программ дошкольного образования «Детство» и «Наш дом – Южный Урал», МДОУ № 137):

1. ОО «Социально-коммуникативное развитие». Критерии: мир социальных отношений, ценностное отношение к труду, игра, безопасное поведение в быту, социуме, природе.

2. ОО «Познавательное развитие». Критерии: развитие сенсорной культуры; первые шаги в математику; первичное представление о себе, других людях; ребенок открывает мир природы; первичное представление о малой Родине и Отечестве.

3. ОО «Речевое развитие». Критерии: связная речь (монологическая и диалогическая); грамматический строй речи; развитие речевого творчества; речь как средство общения и культуры; книжная культура, детская литература; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие». Критерии: изобразительное искусство; представление и опыт восприятия произведений искусства; продуктивная деятельность и детское творчество; коллективно творческая работа; распознавание, понимание, анализ характера музыки; владение вокальными приемами; двигательные способности; использование звуковых сенсорных эталонов.

5. ОО «Физическое развитие». Критерии: двигательная деятельность; становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Показатели на примере ОО «Социально-коммуникативное развитие» (младшая группа).

Мир социальных отношенийЦенностное отношение к трудуИграБезопасное поведение в быту, социуме, природе
ЭмоцииВзаимоотношенияКультура поведения, общение со взрослыми и сверстникамиСемьяТруд взрослыхСамообслуживаниеСюжетно-ролевыеРежиссёрскиеДидактические
— понимает и различает отдельно ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, гнев, слезы, веселье); — учитывает эмоциональное состояние в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться-имеет представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, о животных, растениях; — осваивает простые способы общения и взаимодействия: вступает в парное общение, обращается к детям по именам, договаривается о совместных действиях; -участвует в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готов отвечать на его вопросы, действует согласованно, учитывает советы и предложения педагога-имеет представление об элементарных правилах культуры поведения, упражняется в их выполнении (здоровается, прощается, благодарит); — понимает, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга-имеет представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге); — отвечает на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.-имеет первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми; — совместно со взрослым устанавливает взаимосвязь «цель — результат» в труде; — в процессе наблюдения имеет представление о хозяйственно — бытовом труде взрослых дома и в детском саду; интересуется действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.-осваивает отдельные действия самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи; — приучается к соблюде-нию порядка (не сорит, убирает игрушки и строительный материал на место, старается быть опрятным).-проявляет интерес к разнообразному содержанию сюжетно-ролевых игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок; — умеет принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы об игре; -проявляет инициативу в дополнении игровой обстановки, использует предметы-заместители, детали костюмов; — при поддержке и помощи воспитателя вступает в игровое общение со сверстниками; во втором полугодии — самостоятельно договаривается со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете-участвует в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок; — показывает сценки при помощи игрушек, выполнение несложных игровых заданий; -проявляет желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагирует на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации-совместно с воспитателем участвует в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками; -умеет выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму); -выделять в предмете несколько признаков; — при помощи воспитателя принимает игровую задачу; -выполняет действия в определенной последовательности; -начинает действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимает несложные схемы-осваивает представление об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми; — в природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы; без разрешения старших не есть ягоды, листья растений, не покидать участок детского сада

Приложения

a. Календарный план образовательного процесса (МДОУ № 105)

Группа____________ Возраст____ Тема___________________________________________________________________________________

Цель _________________________________________________________________________________________________________________

Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия_________________

Ответственный за проведение итогового мероприятия________________________________________________________________________

День неделиРежимСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными, художественными школами, общеобразовательными учреждениями)
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяОбразовательная деятельность в режимных моментах
Утро:игры, дежурство,индивидуальная работа,поручения, утренняя гимнастика, КГН, завтрак,игрыУтр. гимнастика; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастикаБеседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление материала по образовательным областямОбъяснение, показ, личный пример, напоминание, ситуативный разговорОбогащение предметно-развивающей среды в группе. Активизация детей к самостоятельной деятельности в центрах: книги, природы, художественного творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природыБеседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые). Совместные праздники, досуги, занятия. Экскурсии, наблюдения, чтение. Совместное творчество. Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники. Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы, интеллектуальный марафон. Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс. Семинары- практикумы. Игровые образовательные программы. Анкетирование. Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы. Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть. Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра
Непосредственно образовательная деятельность(занятия по расписанию) Указывается деятельность и краткое содержание занятий
Игры. Прогулка: игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работаПодвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огородеБеседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областямСюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, изготовление макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговорОбогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке. Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Игры с песком (со снегом). Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сномЧтение художественной литературыСамостоятельная деятельность детей в центрах активностиСамостоятельная деятельность детей в различных центрах активности
Вечер:оздоровительные и закаливающиепроцедуры, КГН, полдник, игры самостоятельная деятельность детей, досуги, кружки индивидуальная работаГимнастика после сна, закаливание. Кружки. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуговые игры. Чтение художественной литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей. Выставки. Драматизации. Показ спектаклейБеседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление материала по образовательным областямОбогащение предметно-развивающей среды в группе. Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печатные игры. Самостоятельная художественная деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, художественного творчества. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деятельность
ПрогулкаВсе мероприятия планируются также, как и в первую половину дня

И так далее – до конца недели.

ВАРИАНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – Календарный план образовательного процесса(тема «Народная культура и традиции», 1 младшая группа, МДОУ № 31)

Задачи:

1. Ознакомление детей с предметами быта, их названиями, предназначением.

2. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок).

3. Ознакомление с народным творчеством на примере народных игрушек.

Взаимодействие с родителями / социальными партнерами (театрами, спортивными, художественными школами, общеобразовательными учреждениями)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы и участки улицы)
— Дидактические игры с матрёшками; — посещение музеев; выставок народного быта; — домашнее чтение, знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.); — задание: предложить родителям совместно с детьми испечь сладкое угощение для дедушки и бабушки; — рекомендовать родителям знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек (матрешки, неваляшки); — задание: предложить родителям прогуляться вместе с детьми в парк, обратить внимание на деревянные скульптуры (домики)— мини-музей матрёшки; — предметы для обогащения звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами; — предметы для разукрашивания, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок); — плоскостные фигурки для фланелеграфа, для обыгрывания знакомых потешек и сказок и активизации речи; — вырезанные трафареты одежды и фигурки для их украшения; — предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии; — книги сказок с иллюстрациями, книжка-игрушка, книжка-картинка, книга-панорама; — иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Курочка ряба», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка» для рассматривания; — внесения нового оборудования: чугунок, ухват, кочерга, печь; — сарафаны, платочки; — иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Репка»; — образцы расписанной одежды (рубашка и штанишки для мальчика, сарафан и кокошник для девочки)

Понедельник

Структурные составляющие режимаОбразовательные областиСовместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяГигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку
УтроФизическое развитие, речевое развитие, познавательное развитиеУтренняя гимнастика. Игры с матрёшками. Собрать матрешек по размеру. С/ р игра «Дом» — учить детей правильно использовать игрушечную посудуПовторить правила поведения в детском саду (Нельзя брать в рот посторонние предметы, нельзя бегать вокруг столов и т.д.) с Данилом, Артемом, АнейПродолжить учить детей кушать аккуратно, не бросать крошки на пол. «Не стоят на месте ножки, и летят на пол все крошки»
ООДХудожественно-эстетическое развитие08.45 -09.00. Музыка:Учить проявлять эмоциональную отзывчивость при прослушивании песенки. Проявлять активность при подпевании, выполнять простейшие танцевальные движения. Слушание и сравнение звуков различных музыкальных произведений (колыбельная и марш). Импровизационный танец под музыку С.Майкапора «Танец с листочками» (дети выбирают из предложенных листочков только определенного цвета и танцуют с ними)
ПрогулкаСоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие физическое развитиеКарточка № 1 «Знакомимся с территорией». Цель:Уделить особое внимание эмоциональному состоянию детей. Снять чувство тревожности и негативизма. Продолжать знакомить с территорией для ежедневных прогулокИгры малой подвижности на развитие основных движений с Данилом, Региной, МакаромПриучение детей к порядку одевания и раздевания
После прогулкиСоциально-коммуникативное развитие, речевое развитиеЧтение русской народной сказки «Теремок»
ООДФизическое развитие, речевое развитие, познавательное развитиеОздоровительная гимнастика после сна. Босохождение по массажным коврикам. Рассматривание книжек-картинок «Домашние животные». Закреплять знание звуков издаваемых животными: коза, конь, корова –«МУ, му» и т.д. Дидактическая игра «Что звучит?»Продолжить заучивать потешку «Как у нашего кота» с Настей, Оминой, АнейСитуативная беседа «Зачем нужно мыть руки»
Художественно-эстетическое развитие1 подгруппа: 15.45-15.55; 2 подгруппа: 16.05-16.15. Рисование: «Сделаем узор на чашке». Совершенствовать умение рисовать карандашом. Стараться равномерно закрашивать рисунок на чашке, не выходя за контур рисунка. Развивать зрительное восприятие, моторику пальцев рук
ПрогулкаФизическое развитие, познавательное развитие, речевое развитиеЦелевая прогулка по территории детского сада «Деревья наши друзья». Игровые действия по подражанию «Где же наши ручки?». Подвижная игра: «У медведя во бору»

ВАРИАНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – Календарный план образовательного процесса(сентябрь, тема «День знаний», 1-ая неделя, подготовительная к школе группа, МДОУ № 25)

Задачи: 1. Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам.

2. Закрепление знаний детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя (кто и чему учит в школе, предметы, изучаемые в школе).

3. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми (привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу).

Итоговое мероприятие:Игра-путешествие «По дороге в страну Знаний»

2

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]