Виды деятельности согласно Федеральным государственным требованиям
Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения страны. Так, основные виды детской деятельности в соответствии с ФГТ включают игровую составляющую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, а также чтение.
Общеобразовательная программа в детском саду должна осуществляться не только благодаря взаимодействию взрослого и ребенка. Многие задачи малыш должен решать самостоятельно. Такая деятельность позволяет не только приобрести новые навыки, но и закрепить уже имеющиеся.
Федерально-государственные требования разработаны с учетом режимных моментов у детей в соответствии с возрастом. Исходя из этого, основные виды детской деятельности необходимо планировать, принимая во внимание периоды сна и бодрствования.
Специфически детские виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей в контексте ФГОС ДО.
Назмутдинова Ольга Сергеевна, методист МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
Специфически детские виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей в контексте ФГОС ДО.
В п.2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что содержание дошкольного образования определяется целями и задачами Программы и может реализовываться я в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Далее представлена таблица специфически детских видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
Младенческий возраст (2мес.-1 год) | Ранний возраст (1-3 года) | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми(ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого) | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками | Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами) |
Манипулирование с предметами | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.) | Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
Познавательно-исследовательские действия | Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого | Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
Восприятие музыки, детских песен и стихов | Самообслуживание (умываться, чистить зубы, расчесываться, раздеваться и одеваться с частичной помощью взрослого), и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка) | Восприятие художественной литературы и фольклора (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи) |
Двигательная активность | Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок | Самообслуживание (умываться, чистить зубы, расчесываться, одеваться и убирать одежду на место, завязывать шнурки на обуви) и элементарный бытовой труд в помещении и на улице (развешивать одежду в шкафу, поливать комнатные растения, на огороде рвать зелень, убирать граблями листья) |
Игровая деятельность в детском саду
Игру можно по праву назвать основным видом деятельности в дошкольном учреждении. Ролевые игры помогают развитию личности, активные способствуют быстрому физическому становлению ребенка. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Неслучайно многие образовательные программы построены именно в форме игры.
Весь дошкольный возраст ребенка можно подразделить на две группы. В младшем дошкольном возрасте игры по большей мере приобретают предметный характер. Дети изучают окружающий мир визуально. Они стараются отличить один предмет от другого, попробовать его на вкус. В старшем дошкольном возрасте малыши уже начинают взаимодействовать друг с другом. Популярными становятся ролевые игры. А если воспитатель правильно построит образовательный процесс, в форме игры можно будет научить детей письму и чтению. Все виды детской деятельности в детском саду в той или иной степени должны быть с ней связаны.
Виды детской деятельности и способы ее поддержки
Светлана Мальцева
Виды детской деятельности и способы ее поддержки
1. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива»
можно определить как почин,
«первый шаг»
, к началу какого-нибудь действия.
2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования»
, в Законе Российской Федерации
«Об образовании в РФ»
и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие • проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • проявлять способность к волевым условиям; • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; • проявлять способность к принятию собственных решений.
4. Развитие детскойинициативы и самостоятельности осуществляется:
В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно организованной; в режимных моментах в самостоятельной; деятельности; 5. Без самостоятельности мы не получим инициативы. Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу «сказал — сделал»
. И только в последнее время у нас утвердился
«позитивный»
подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
6.Развитие самостоятельности:
Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте»
,
«до свидания»
,
«спасибо»
,
«пожалуйста»
; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).
Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.)
.
Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены и ребенок им пользуется в любой ситуации.
7.Характерные черты развитой самостоятельности :
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его)
;
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат)
;
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
8 Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей,ошибок воспитания:
а)излишняя регламентация деятельности,
б)постоянный контроль и опека,
в)преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
г)обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
9. Этапы развития самостоятельности замысла ребенка.
2-3 года — апробирование себя во внешнем поле (кто я)
;
3-5 лет — появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу)
;
5-7 лет — подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу)
10 Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой.
11 Способы и направления поддержки детской инициативы.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития
12. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности
13. Условия, необходимые для развития инициативы детей.
1. Развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе должен преобладать демократический стиль общения воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители должны развивать умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители должны быть в курсе всего,что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиску.
14. Виды и направления детской инициативы :
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
15. Проявления детской инициативы в разном возрасте.
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
16. «Баланс взрослого и детской инициативы:
Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»
Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы творческой активности детей.
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
.
2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
8. Совместные (обучающие)
игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Познавательно-исследовательская деятельность
Не менее важной деятельностью можно считать познавательно-исследовательскую. Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность имеет огромное значение в любом детском возрасте. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии.
Отдельно следует обратить внимание на целевые прогулки. В теплое время года благодаря походам в парк или за город воспитатель помогает детям решить сразу несколько задач. Активный отдых можно совместить со знакомством с природой и животными родного края. Кроме того, свежий воздух способствует улучшению детского аппетита и сна. Препятствием для ежедневных прогулок может стать слишком низкая температура воздуха или осадки. В летнее же время года воспитатели должны следить за тем, чтобы дети меньше времени проводили на открытом солнце и носили головные уборы. Практически все виды детской деятельности в детском саду летом могут быть осуществлены на свежем воздухе.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области).
Основные виды деятельности детей в ДОУ:
1. Игровая деятельность —форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия
и
способы осуществления
и характеризующаяся принятием ребенком
условной
позиции ( в отличие от его реальной жизненной).
Существует огромное количество классификаций детских игр. Традиционная классификация детских игр:
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:Сюжетно – ролевые, Режиссерские, Игры – драматизации, Театрализованные, Игры со строительным материалом, Игры – фантазирование, Игры–этюды.
ИГРЫ с ПРАВИЛАМИ:Дидактические, Подвижные.
Сюжетно – ролевые игры
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на
:
n Игры на бытовые сюжеты;
n Игры на производственные и общественные темы;
n Игры на героико-патриотические темы;
n Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
n роли, которые исполняют дети в процессе игры;
n игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
n игровое использование предметов(реальные заменяются игровыми).
Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Режиссерские игры — игры, в которых ребенок заставляет кукол говорить, выполнять разнообразные действия, действуя и за себя и за куклу. В ходе данных игр ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры.
Условия для развития режиссёрских игр:
n Создание индивидуального пространства для ребёнка, обеспечение места и выделение времени для игры.
n Подбор игрового материала ( игрушки, предметы-заместители различные элементы одежды)для режиссёрской игры ребёнка.
n Создание макетов (дом для куклы Барби, макет рыцарского замка или космического пространства).
Театральная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Виды театрализованных игр:
1. Настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр рисунков.
2. Стендовые театрализованные игры:
стенд-книжка; фланелеграф; теневой театр.
3. Игры-драматизации, включающие:
пальчиковый театр; театр бибабо( перчаточный); кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду. Ониосуществляют развитие сенсорных способностей детей и закрепляют сенсорные эталоны.
ИГРЫ с ПРАВИЛАМИ
Дидактическая игра
Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Дидактическая игра специально создается взрослым
в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
По содержанию: Математические, Речевые, Экологические
По дидактическому материалу: Игры с предметами, Настольно–печатные, Словесные:игры – поручения, игры – беседы, игры – путешествия, игры – предположения, игры – загадки.
Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают все процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей использовать приобретенные двигательные навыки.
2.Познавательно – исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание
свойств и связей объектов и явлений,
освоение
способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Виды: Экспериментирование, исследование; Моделирование: замещение, составление моделей, -деятельность с использованием моделей; по характеру моделей ( предметное, знаковое, мысленное)
3. Коммуникативная деятельность —форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений
и
достижения общего результата
. Это
конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; Устная речь как основное средство общения.
4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Виды:
— Гимнастика:основные движения( бег, ходьба, прыжки, лазанье, равновесие); строевые упражнения; танцевальные упражнения; с элементами спортивных игр.
— Игры: подвижные; с элементами спорта.
— Простейший туризм.
— Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах.
5. Самообслуживание и элементы бытового труда —форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей; приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ почувствовать.
Виды детского труда: Самообслуживание, Хозяйственно – бытовой, Труд в природе, Ручной труд.
Отличие труда дошкольников:
n Дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей
, но,
результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых ребенком, оказываются полезными не только для ребенка, а и для других людей.
n Труд дошкольника тесно связан с игрой (подражание трудовым действиям взрослых).
n В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным
.
n Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
n Труд ребенка носит ситуативный,необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.
6. Изобразительная деятельность –форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
Виды: Рисование, Лепка, Аппликация.
7. Конструктивная деятельность –форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Коммуникативный вид деятельности
Основная задача дошкольного учреждения состоит в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни. Маленький человек должен приобрести много навыков, прежде чем он попадет в общество. Это не только умение разговаривать или по назначению использовать бытовые предметы, но и правильное общение с окружающими.
Большинство детей достаточно просто находят общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. Но в каждом детском дошкольном учреждении обязательно находится группа замкнутых малышей, которым трудно дается социализация. Такое поведение может быть связано с особенностями характера или родительским воспитанием. Нередко неурядицы в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и не хочет общаться со своими товарищами. Основные виды детской деятельности направлены на то, чтобы помочь такому малышу. В игровой форме воспитатель помогает ему раскрыться и наладить контакт с ровесниками.
Правильно организованная коммуникативная деятельность в детском саду способствует также и развитию речевого аппарата малышей. Занятия могут включать общение с детьми на определенные темы, ситуативные задачи, беседу, отгадывание загадок. Огромной популярностью у малышей пользуются сюжетные игры. В роли любимых сказочных героев дети становятся более самоуверенными, раскрывают свой творческий потенциал.
Характеристика основных видов деятельности детей и особенности их организации в ДОУ
Определение 1
Деятельность — это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок имеет возможность «примерить» на себя различные социальные роли, в процессе игры у детей развиваются речь, мышление, фантазия, познавательные процессы и формируются необходимые практические навыки.
Различают следующие формы организации игры:
- Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые предусматривают наличие определенного сюжета и распределение ролей между участниками.
- Театрализованные игры – это разнообразные диалоги по ролям, драматизации, игры-имитации, игры-импровизации и инсценировки.
- Режиссерские игры – это игры, в которых используются игрушки-персонажа или предметы-заместители.
- Игры с фантазиями – это игры, которые в основном представлены ТРИЗ технологиями.
- Игры с использованием строительного материала (кубики, строительные наборы, природный материал и т.д.).
- Игры-экспериментирования – игры, с использованием разнообразных материалов (вода, лёд, свет, бумага, магниты и т.д.)
- Дидактические игры – представлены настольно-печатными, словесными и играми с предметами.
- Интеллектуальные развивающие – это игры, в которых использованы головоломки, лабиринты и т.д.
- Подвижные игры – представлены сюжетными, бессюжетными, народными, спортивными и т.д. играми.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Вне зависимости от вида и формы организации, все игры направлены на личностное развитие ребенка и удовлетворение его возрастных потребностей.
Определение 2
Образовательная деятельность – это специально организованный или самостоятельный процесс, во время которого ребенок получает определенные знания, умения, расширяет собственный кругозор и приобретает навыки практической деятельности.
Различают следующие виды организации образовательной деятельности:
- Организованная партнерская (совместная) деятельность педагога и детей – подразумевает включение педагога в организованную деятельность наравне с детьми. Включенность детей в совместную деятельность основана на добровольном желании детей, не допускается какое-либо принуждение на участие.
- Организация образовательной деятельности в разных режимных моментах – это образовательная деятельность, которую педагог организует и проводит во время прогулки, в утренние и вечерние часы и в иные режимные моменты в течение дня. Данный вид деятельности может быть организован в форме подвижных игр с правилами, бесед, закаливания, анализа различных проблемных ситуаций и т.п.
- Организованная образовательная деятельность, подразумевающая непосредственное взаимодействие педагога с одним ребенком, с подгруппой детей или со всей группой. Выбор воспитанника или воспитанников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей и организуемого вида деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в режимные моменты дня, продолжительностью не менее 3-4 часов в день. Самостоятельная деятельность не подразумевает того, что дети предоставлены сами себе. Задача воспитателя создать им необходимые условия и организовать предметно-пространственную среду для продуктивной и интересной самостоятельной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Организация различных видов деятельности и общения детей 480 ₽ Реферат Организация различных видов деятельности и общения детей 220 ₽ Контрольная работа Организация различных видов деятельности и общения детей 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Определение 3
Трудовая деятельность – это целенаправленная деятельность, основной задачей которой является формирование у детей уважительного отношения к труду, а также развитие необходимых трудовых умений и навыков.
Трудовая деятельность детей может быть организована в форме:
- Самообслуживания – это деятельность, направленная на обслуживание ребенком самого себя во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания-раздевания и т.д.
- Дежурство – организуется по столовой, в уголке природе и совместной образовательной деятельности, когда 2-3 ребенка оказывают помощь младшему воспитателю или воспитателю.
- Хозяйственно-бытовой труд – представлен организованной уборкой групповой комнаты, игрушек, ремонтом книг, одежды, игрушек и т.д., под руководством воспитателя.
- Труд в природе – организованная уборка участка, заготовка природного материала, уборка снега, изготовление кормушек для птиц, работа на летнем участке (полив клумб, прополка сорняков и т.д.).
- Ручной труд – это организованная деятельность по изготовлению поделок из бросового и природного материала, изготовление различных атрибутов для игры и т.д.
Трудовая деятельность в дошкольном учреждении
Для того чтобы существовать в полноценном обществе, ребенку необходимо не только научиться правильно общаться, но и обслуживать себя. Все виды детской деятельности в детском саду способствуют обучению малышей самостоятельности. Они должны уметь правильно одеваться и держать кухонные приборы без помощи взрослых.
Хозяйственно-бытовой труд также стоит не на последнем месте. Ребенок должен быть ознакомлен с деятельностью взрослых. Особенно это касается бытовых задач. Не только воспитатель обучает малышей культуре быта, но и родители в домашних условиях. Еще в детском дошкольном возрасте родители вместе с воспитателями должны научить ребенка аккуратности. Все малыши должны убирать за собой игрушки и кухонные приборы. Дошкольник обязан знать о том, что все вещи имеют свои места.
Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует также и социальному развитию. Малыш быстрее учится решать те или иные бытовые задачи, начинает понимать степень своей значимости в обществе.
Продуктивная деятельность
Занятия в детском саду невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант.
Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других.
Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.
Музыкально-художественная деятельность
Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.
Чтение в детском саду
Несмотря на то что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации.
В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые гласные и согласные. Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их — в слова.
Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.
Виды деятельности в детском саду согласно ФГОСметодическая разработка
Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС
Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.
- 1.1 Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
- 1.2 Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
- Как мотивировать детей на разные виды деятельности
- 2.1 Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
- Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
- 3.1 Таблица: Мельникова О.И., конспект совместной образовательной активности с детьми средней группы в рамках темы «Мой друг робот» познавательно-исследовательской деятельности (фрагменты)
- Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
- 4.1 Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Суть понятия «деятельность»
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Вид деятельности | Суть | Формы работы с детьми |
Игровая | Основной вид активности дошкольников, нацеленный на процесс работы и отличающийся тем, что малыш принимает условную ситуацию. | Игры творческого характера (театрализованные):
|
Игры с установленными условиями:
| ||
Исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная) | Вид активности малышей, способствующий установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания. |
|
Коммуникативная | Вид активности, направленный на установление контакта с окружающими людьми посредством общения в любой устной форме. | |
Изобразительная | Деятельность, предполагающая создание материального продукта творческого осмысления реальности. |
|
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность | Направленные усилия, призванные реализовать представления о способах удовлетворении физиологических и моральных потребностей. |
|
Конструирование | Активность, формирующая пространственное мышление ребёнка и способность предугадывать конечный результат деятельности. | Конструирование из:
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию и найти интересные виды работы можно в картотеке игр по конструированию |
Музыкальная | Вид деятельности, дающий ребёнку возможность быть в позиции творца, исполнителя или слушателя. |
|
Перцепция литературы и фольклора | Вид работы, подразумевающий не пассивность, а активность изучения сюжета, то есть создание эффекта присутствия. |
|
Двигательная | Помогает малышам реализовывать двигательную функцию и за счёт этого решать двигательные задачи. |
|
Деятельность организации активности дошколят едина для всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
Вид деятельности | Цели | Задачи |
Игровая |
| Первая младшая группа:
|
Вторая младшая группа:
| ||
Средняя группа:
| ||
Старшая группа:
| ||
Подготовительная группа:
| ||
Исследовательско-познавательная |
| В младших группах эти задачи будут едины, так как работа во второй продолжает те направления, которые были начаты в первой:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Коммуникативная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Изобразительная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старших группах:
| ||
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом. | ||
Конструирование |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
| ||
Музыкальная |
| Музыкальная деятельность ставит перед воспитанниками ДОУ следующие задачи вне зависимости от возраста:
|
Восприятие литературы и фольклора |
| Задачи этого вида деятельности также будут обобщёнными, разница только в материале, с которым работают малыши. Например, в младших группах это сказки («Репка», «Теремок» и пр.), в средней и старшей это тексты, в которых героев и сюжетных поворотов больше. Итак, задачами реализации этого вида деятельности:
|
Двигательная |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
|
Как мотивировать детей на разные виды деятельности
Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.
Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
Приём | На какой вид деятельности мотивирует | Пример |
Беседа |
| Может использоваться для мотивации на деятельность по любой теме. Картотеки бесед для:
|
Загадки |
| Универсальный приём, обладающий большим методическим потенциалом, и при этом не требующий больших временных затрат. Начать музыкальное занятие с малышами средней группы, на котором предполагается, что дети будут играть на инструментах, можно с таких загадок:
|
Стихотворения |
| Для дежурных, которые в рамках нерегламентированной деятельности, приступают к дежурству, мотивирующими будут строки:
|
Сказки |
| На занятии по дизайн-деятельности перед выполнением рамок из газетных трубочек, своим подопечным старшей группы я рассказываю историю о чудесном превращении. «Жила-была на свете одна Газета. Очень она была интересная, поэтому её читали и перечитывали все члены семьи. Но постарела Газета, стала неинтересной. Однажды она прилегла на подоконник, где стала думать, что же с ней будет дальше. Мысли эти были очень печальные, так как несколько раз она видела, как хозяин выбрасывал старые газеты в мусорное ведро. И вдруг прилетела Бумажная Фея. Ей стало жаль Газету, и волшебница превратила её в красивую розу, которая стала украшать собой подоконник. |
Чтение |
| В подготовительной группе перед игрой в лото по видам рыб, дети подготовительной группы сами зачитывают короткие справки об удивительных особенностях обитателей глубин. |
Рассматривание картинок |
| Так, перед выполнением домика для игрушки из конструктора Лего, дети старшей группы внимательно рассматривают схему сборки. |
Просмотр видео (мультимедийной презентации) |
восприятие литературы и фольклора. | Разговор по содержанию и основной идее сказки «Каша из топора» в старшей группе можно начать с просмотра мультфильма. |
Игра | Все | Во второй младшей группе, перед тем как приступить к конструированию «домика для собачки», педагог предлагает малышам сыграть в дидактическую настольную игру «Помоги детёнышу найти свою маму», в которой дети соединяют две части картинки: взрослую особь и малыша. Для усложнения можно предложить детям распределить зверей по двум категориям: домашние и дикие. |
Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:
- самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
- затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
- деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
- деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
- самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).
Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.
Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
Образовательный процесс в детском саду представляет собой сочетание непосредственной образовательной, регламентированной, деятельности (НОД), то есть занятия, и нерегламентированную деятельность — активность, основанную на добровольных началах и проводимую вне НОД: при выполнении режимных моментов, во время организации и участия в досуговых мероприятиях, в работе кружков и секций.
Это интересно. Внеучебная деятельность дошколят в методической литературе часто используется как синоним нерегламентированной. Однако в этом объединении терминов есть один важный нюанс: когда мы говорим о внеучебной деятельности, то обычно подразумеваем работу кружков, секций, в понятие же нерегламентированной активности малышей включаются все (!) виды взаимодействия, за исключением НОД (занятий). То есть получается, что, когда говорят о внеучебной деятельности, имеют в виду скорее форму организации работы с малышами, а когда о нерегламентированной, то подразумевают конкретные способы взаимодействия с воспитанниками.
Досуг является одним из наиболее любимых детьми форматов нерегламентированной деятельности
Учебно-воспитательный процесс в детском саду основывается на комбинации разных видов деятельности дошкольников в тех или иных формах. Для максимально эффективной реализации учебно-воспитательных задач педагогу необходимо методически целесообразно комбинировать эти формы и виды, используя подходящие мотивационные приёмы. Тогда познание мира вокруг у дошкольников будет всесторонним, что является залогом формирования гармоничной личности каждого малыша.
Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Общение | Игра | Познавательная практическая | Художественная | Элементарная трудовая |
|
|
|
|
|
Правильная организация досуга также важна
Обучение основным навыкам ребенка в детском дошкольном учреждении стоит на первом месте. Но правильно организованная кульурно-досуговая деятельность в детском саду также важна. Чтобы дети смогли с пользой проводить свободное время в группе, должно быть грамотно организовано пространство. Особое внимание взрослым следует обратить на игрушки. Огромную пользу имеют соответствующие зоны в виде живого уголка, кухни или аптеки. Специальные игрушки делают детские ролевые игры более насыщенными.
Условия реализации видов деятельности детей в детском саду включают также и театрализованные мероприятия. Представления и сказки помогают детям лучше закрепить пройденный материал. Кроме того, создаются благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в стенах детского дошкольного учреждения.
Няня или детский сад?
Сегодня все больше родителей отдают предпочтение воспитанию детей в домашних условиях. Между тем именно в дошкольном учреждении малыш может получить навыки социально-ролевого поведения. Между детьми устанавливается опыт общения в самых разнообразных формах. Даже негативный опыт, который невозможно получить в стенах родного дома, пойдет малышу на пользу. А игра как ведущий вид детской деятельности будет способствовать всестороннему развитию малыша в коллективе.
Вместе с этим имеет преимущества и воспитание ребенка дома. Няня с педагогическим образованием будет прилагать все свои силы для воспитания конкретного ребенка с учетом особенностей его характера. Это даст возможность воспитать в нем самые лучшие качества.