Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС


Статья:

В настоящее время педагоги ДОУ активно используют весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.[3]

Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1]

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:

  • «Круглый стол» по любой теме;
  • тематические выставки;
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • конкурс семейных талантов;
  • день открытых дверей;
  • сайт ДОУ.

Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.[2]

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей «Радужные лучики», которая издается в нашем ДОУ и выпускается ежеквартально. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей. В оформлении газеты принимают участия не только педагоги, но и дети подготовительной группы. Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

В ДОУ был создан семейный клуб «Мы вместе », который родители активно посещают уже несколько лет. Цель клуба: создать в каждой группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, семейные конкурсы, мастер – классы, родители делятся своими проблемами, семейным опытом, рецептами здоровья. Занятия семейного клуба проводятся 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован мини – музей. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья». В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так же в нашем ДОУ есть день «Добрых дел», который проводится раз в месяц, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, в зимние время года: постройка горок, снежных фигур.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  2. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

«Вовлечение родителей в школьную деятельность. Совместная работа по обмену опыта»

Автор: Фисенко Елена Николаевна

Из статьи С. В. Астахова «Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс».

Астахов Сергей Владимирович

Занимаемая должность

(должности):руководитель структурного подразделения

Уровень образования:

высшее

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы

:18

Стаж работы по специальности:

18

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии):-НИУ «Высшая школа экономики», 2014 г., «Модели государственно-общественного управления образованием в условиях реализации ФЗ от 29.2012 г. № 273-ФЗ», 72 ч. -НИСО, 2013 г., «Требования ФЗ 273-ФЗ к общеобразовательным учреждениям», 8ч. -ГБОУ ВПО МГПУ, 2013 г., «Основы педагогического и финансового менеджмента в ОУ», 144 ч. -Учебный , 2013 г., «Оплата труда в образовании», 12 ч. — Учебный , 2013 г., «Увольнения работников», 12 ч. — ГБОУ «ГОМЦ «Школьная книга», 2012 г., «Нормативно-правовые основы лицензирования образовательной деятельности», 12 ч. — АНОЦПП «Профзащита», 2013 г., «Организация и представление платных образовательных услуг в ОУ с учетом последних изменений в законодательстве», 6 ч. — НИИ Инновационных технологий, 2012 г., «Мыследеятельностная педагогика – эксперимент и инновация в образовании», 72 ч. -МИОО, 2012 г., «Основы религиозных культур и светской этики», 72 ч. -АНООПЦ «Мегаполис», 2012 г., «НСОТ в ОУ: типичные ошибки, проблемы и пути их решения», 12 ч. -ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», 2011 год «Информационно-коммуникативные ресурсы современного урока», 72 часа — МИОО, 2011, «Информационно-образовательная среда начальной школы. Основы работы в информационной среде», 228 часов; — МИОО, 2010, «ИКТ-компетентность учителя начальной школы»,72 часа; — Центр педагогического мастерства, 2010, «Методические основы мастерства педагога»,72 часа.

Категория:

Высшая

Опыт работы:

учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

Награды и почетные звания:

Победитель конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках национального проекта «Образование» Финалист конкурса «Учитель года Москвы — 2002, 2004, 2010» Грант Москвы в области образования Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ Почетный знак СВАО «Лучший учитель» e-mail:[email protected] контактный телефон:8-916-9008958 O себе: Аттестован по должности «руководитель» приказом Департамента образования г. Москвы № 14/ср от 23.05.2012 года, «соответствует занимаемой должности руководителя ГОУ сроком до 23.05.2017 г.»

Печатные работы:

-статьи в газете «Учительская газета — Москва»; — журнал «Первоклассные родители»: №3-2012 («Призыв к родителям: не давайте покоя учителям!»); — журнал «Начальная школа плюс до и после»: №1 – 2010 («Категория «жизнь» в образовательном пространстве начальной школы»), №1 -2011 («Духовность в современной школе»); — сборники АПКиПРО: 2008 («Возможности родительского участия в развитии жизни детей»), 2009 («Обучение на основе содержательных оценок: итоги работы»); — проект в методическом пособии «Учебное проектирование»; — на сайтах: газеты «Первое сентября»; всероссийского электронного издания ЗАВУЧ.ИНФО; Центра дистанционного образования «ЭЙДОС»; — журнал «Управление начальной школой»: №№10, 11 – 2010, №2 – 2011, №1- 2015, №3- 2015.

© Ссылка на источник:

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

Ø Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

– создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

Ø Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы),

а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учеников («уроки на родителях»);

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

– подготовка папок программного материала для родителей и др.

Ø Приглашение родителей на уроки в качестве учеников.

Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

«Уроки на родителях».

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п

. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей

.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

– показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.

Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

Необходимость создания папок программного материала для родителей

мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.
comments powered by HyperComments

Как школе вовлечь родителей в учебный процесс (и зачем это нужно?). Опыт педагогов из США

В понедельник, 18 января, российские школьники массово возвращаются в классы. Учителя беспокоятся: как все будет после нескольких месяцев на дистанте? Не отвыкли ли дети от очной учебы? Смогут ли быстро перекроить режим? И это тот случай, когда поддержка родителей нужна и детям, и педагогам. Вместе с преподавателями из США разбираемся, как включить мам и пап в учебный процесс.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Зачем родителям участвовать в школьной жизни

Согласно американским исследованиям Национальной образовательной ассоциации и Национального центра профилактики исключения из школ, активное участие родителей в учебном процессе влияет на успеваемость детей.

У школьников, чьи родители поддерживают их в учебе, улучшаются посещаемость и поведение, быстрее развиваются социальные навыки. Кроме того, им легче адаптироваться к изменениям и вероятность поступить в вуз у них выше. Фактически чем больше родители участвуют в школьной жизни, тем большего успеха добьется их ребенок.

Привлекать родителей к учебному процессу можно двумя способами. Во-первых, на микроуровне, когда учитель лично общается с родителями каждого школьника. Во-вторых, на макроуровне, когда коммуникацию с семьями налаживает школа или образовательный комплекс.

Как педагогу вовлечь родителей в учебу

Родители обычно все время заняты, постоянно работают. Иногда им сложно найти время, чтобы сходить на собрание или отвести ребенка в школу — не то что активно участвовать в жизни класса. Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней школы Лос-Анджелеса, предлагает «8 способов вовлечь родителей в учебный процесс», которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке.

  • Похвала.
    Звоните родителям не только для того, чтобы рассказать о выключенной камере на онлайн-уроке или несделанном домашнем задании. Сообщайте им и об успехах ребенка, какими бы незначительными они ни были. Подчеркивайте сильные стороны ученика, хвалите его. Родители должны видеть в вас союзника, а не противника.
  • Атмосфера.
    Школа должна сотрудничать с родителями, а не нервировать их. Стоит творчески подходить не только к преподаванию, но и к взаимодействию с семьями. Разговаривайте с родителями не только на собраниях, но и общайтесь с ними в мессенджерах. Старайтесь поддерживать неформальное общение и позитивную атмосферу.
  • Индивидуальный подход.
    Выбирайте удобные для большинства родителей время и способы коммуникации. У некоторых из них может не быть компьютера, а другие могут не уметь пользоваться почтой. Помните о том, что все семьи разные и находятся в разных условиях.
  • «Кусочек пирога».
    Упрощайте все. Родителям тяжело участвовать в учебном процессе. Например, объявления должны висеть не только у входа в школу, но и на сайте, и в чате закрепленным сообщением. Коммуникация по нескольким каналам требует больших усилий и от учителя, и от администрации, но так родители будут активнее вовлекаться в жизнь школы.
  • Постоянство. Не сдавайтесь.
    Продолжайте отправлять рассылки, размещать видеоуроки, звонить и хвалить. У педагогов тоже мало времени и большая нагрузка, но наша настойчивость поможет увеличить родительскую активность.
  • Причины. Объясняйте свои решения.
    Например, вы следуете принципу восстановительного правосудия и при разрешении конфликтов в первую очередь заботитесь о состоянии детей, а не ругаете их. Помните, вас могут неправильно понять и решить, что в школе просто нет дисциплины. Рассказывайте и о целях изменения чего бы то ни было. Проектное обучение или новая программа? Объясните родителям, почему и зачем это появилось.
  • Личность. Покажите, что вы тоже человек.
    Если ученики будут знать вас не только как педагога, они станут вашими союзниками и помогут преодолеть существующий между школой и домом разрыв.
  • Поддержка.
    Школу нужно рассматривать не только как место для получения оценок. В ней же есть кружки и дополнительные уроки, организовывается продленка. Школа должна оказывать родителям поддержку, она один из важнейших общественных институтов. Вышеописанные советы бывает нелегко реализовать на практике. Но педагог не должен делать это в одиночку, нужно научиться сотрудничать с активными родителями, учениками и администрацией школы.

Как школе вовлечь родителей в свою жизнь

Не только учитель, но и вся школа или образовательный комплекс могут принимать меры для того, чтобы наладить коммуникацию с родителями и вовлечь их в учебный процесс.

Это можно сделать несколькими способами. Например, провести опрос родителей, чтобы понять их потребности, выяснить, что им нужно для помощи детям. В то же время узнать у педагогов, какую поддержку они хотели бы получить от семей учеников. Школа также может делать трансляции крупных мероприятий или даже уроков, чтобы родители могли учиться вместе с детьми.

Стоит убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие у школы есть соцсети, понимают, где искать информацию

Так, объединенный школьный округ Сан-Габриэль, где работает Хизер Вольперт-Гаврон, создал программу «Родители как партнеры». Они провели несколько вебинаров для школьников и их семей, на которых эксперты рассказывали о том, как правильно общаться и поддерживать дружбу (в том числе и в онлайне), противостоять буллингу, контролировать время, проведенное за экраном.

Детский сад №32 «Ёлочка»

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка мы поставили.

Цель – максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

В целях эффективного взаимодействия с родителями разрабатывается годовой план работы с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В своей деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников использую как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы сотрудничества в соответствии с ФГОС ДО:

Информационно — аналитические: сбор банка данных по семьям воспитанников — направлена на выявление интересов, запросов родителей: анкетирование, социальные обследования, тесты, тренинги, опрос на любые темы.

Наглядно-информационные: форма используется для ознакомления с работой деятельности сада, жизни группы, особенностями воспитания и развития через презентацию на официальном сайте ДОУ, группы в Контакте в сети Интернет; родительские уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, папки – передвижки.

В учебном году работа касается вопросов, связанных с решением задач годового плана ДОУ на текущий учебный год. Через анкетирование родителей, издание информационных папок-передвижек, стендов мы стараемся пояснить родителям значение рассматриваемых вопросов в развитии ребенка. Содержание папок — передвижек включает раздел и из опыта семейного воспитания и развития детей.

Познавательные: дают возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через: семейные клубы, круглые столы, тематические и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, открытые занятия с детьми, педагогические беседы, мастер – классы, родительские собрания с использованием фотоотчетов, мультимедийной, видео презентаций о жизни детей в группе; создана детская библиотека для детей и родителей на базе ДОУ – «Мой сказочный мир», где собран фонд не только детской художественной литературы, но и фонд популярной для родителей педагогической, психологической литературы, журналов «Для вас родители», которые родители могут взять на дом на определенное время.

К подготовке родительских собраний привлекаются родители с целью развития родительской заинтересованности и инициативы, на собраниях родители делятся опытом семейного воспитания.

«Родитель — гость группы»: позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми — родители привлекаются к организации и проведению ООД, режимных моментов; участвуют в «Неделе знакомства с профессией родителей», где рассказывают о своей профессии, используют современные методы, информационно-коммуникативные технологии; читают детям книги, «Нам вместе весело играть» — организуют игры и пр.

Посещение детского сада во время «Дня открытых дверей»: в это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна и пр.

Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности: участвуя в реализации проекта, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Защита семейных проектов (итог работы над проектом) носит творческий характер: сообщение с наглядной информацией, презентация, выставка, фоторепортаж и пр.

Совместная творческая деятельность с детьми: тематические выставки, конкурсы, задания организованные в рамках реализации проектов по образовательным областям основной общеобразовательной программы ДОУ: выставки, конкурсы и задания предоставляют родителям и детям дома организовать совместную творческую деятельность (нарисовать рисунок, смастерить поделку, макет, оформить фотоколлаж, фотовыставку, сочинить сказку, подготовить костюм и пр.); участие родителей совместно с детьми в конкурсах на разных уровнях — республиканских, муниципальных, внутри ДОУ. В процессе совместной подготовки материалов взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.

Досуговые: тематические и творческие — используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: совместная подготовка детских праздников, досугов, тематических дней, викторин, литературных вечеров и участие в них родителей; участие в творческих мастерских ДОУ; «Час семейных увлечений» — родители проводят мастер – классы по обучению мастерства своего рукоделия, освоению нетрадиционных техник рисования, обучают плетению волос и пр; «В гостях у сказки» — привлечение родителей к организации театральных постановок.

Помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы, прогулочной площадки: традиционными в ДОУ стали акции «Подарки для группы» (игрушки, книги, журналы, игры, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации образовательной деятельности в ДОУ); изготовление дидактических материалов, пособий для занятий и свободной игровой деятельности детей.

Работа в Родительском комитете группы: в группе Родительский комитет создается из числа заинтересованных родителей и оказывает воспитателям помощь: создание условий для образовательной деятельности в группе, организация чаепитий, участие в трудовых десантах, субботниках «День добрых дел», «Творческий выходной» по благоустройству площадки и группового помещения, организация детских мероприятий за пределами ДОУ: организация экскурсий, посещение театров, музеев, библиотек, спортивной базы.

Введение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников способствуют:

  • Положительному эмоциональному настрою педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, сплочению участников образовательных отношений.
  • Учету индивидуальности ребенка, т.к. педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
  • Самостоятельному выбору родителей форм и направлений в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.
  • Укреплению внутрисемейных связей.
  • Возможности реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]