Конспект занятия «Насекомые осенью. Куда на зиму прячутся комары и где живут
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.
Скачать:
Разработка открытого занятия « Насекомые осенью.»
Муравьи
– великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом? теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Питаются муравьи мякотью плодов, семенами, орехами, корневищами растений, соками деревьев, падью, Муравьи – полезные
насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Зимуют в муравейнике, закрыв все входы и выходы
загадка
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком. ( пчела)
Пчелки
– яркие медоносные насекомые. Пчела имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У неё есть крылья и хоботок. Им она высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, – полезное и очень вкусное лакомство. Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленным для них сахарным сиропам.
Пчелы, как и муравьи, живут большими дружными семьями – от 10 до 70 тысяч особей. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Например, матка – это своего рода пчелиная царица-мать – занимается откладыванием яиц. В пчелиной семье много рабочих пчел – добытчиц меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями. В улье переживут зиму
.
1.
Физминутка
Утром Пчелка проснулась Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела
2.
Загадка
Не зверь, не птица — Нос, как спица. Летит — пищит, Сядет — молчит. Кто его убьёт, Тот кровь свою прольёт (комар)
Комар
На нашей планете обитает более 2 тысяч видов комаров.
У комара есть хоботок, которым он протыкает кожу и впускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Активны комары вечером.
За один раз самка комар выпивает крови, в 5–6 раз больше ее массы. Многие думают, что комары пищат, но мы слышим звук комариных крылышек.
Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни.
Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы, а также птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Зимой спят.
загадка
Кто над нами вверх ногами Ходит — не страшится, Упасть не боится, целый день летает, Всем надоедает? (муха)
Муха
Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, они состоят из множества мелких глазков-фасеток. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы видим комнатную муху. Она очень опасна и переносит разные опасные болезни. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов. Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. К счастью у мух много врагов в природе лягушки , птицы: трясогузки, синицы, воробьи
. Мухи тоже спят в укромных местах.
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Самые красивые, самые нарядные насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и бросаются в глаза яркой окраской.
Больше всего бабочек
бывает в мае и июне. Преимущественно они питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Большинство видов употребляет соки деревьев, гниющие и перезревшие фрукты. Но оказывается, бабочка не всегда так выглядит.
Цикл развития бабочек
: бабочка откладывает яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой. Внутри кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку.
Бабочки в основном, полезные, они опыляют растения.
Но есть и вредные бабочки. Бабочка-капустница, моль.
Некоторые бабочки имеют отпугивающую окраску.
В природе существует большое разнообразие бабочек по окраске.
3.
Вывод
Ребята, а осенью все насекомые прячутся в укромные места
, под кору деревьев, в расщелинах коры, старых пнях, под листьями, некоторые залетают в чердаки домов, в комнаты домов, спят в комнатных цветах, например
4.
Рефлексия
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Пчела …собирает мёд Муха…..разносит микробы Кузнечик…стрекочет надкрыльями Муравей является…санитаром леса Комар…пьет кровь бабочка питается…нектаром цветов Божья коровка…уничтожает тлю
Эскпресс-тест «Полезный-вредный»
5.
Итог занятия
Что нового узнали сегодня? Понравилось ли на занятии? Выбери бабочку настроения… какое настроение у вас после занятия (хорошее, разноцветное)
Литература:
1. Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2014г
2. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 2017г
3.Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2015г
4.Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2012г
5.Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2015г
6.Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 2016г
7.Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2014г
8. Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2014г
9.Энциклопедии «Растения», М, 2021г
Шевелились у цветка