ДЕТСТВО-ГИД
Картотека игр на доброжелательность
для детей 3-4 лет
Иваненко Галина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 5,
г. Павлово Нижегородской обл.
«Солнышко дружбу освещает»
Цель: развитие дружелюбия детей друг к другу, желание радовать.
На листе бумаги нарисован круг. Дети раскрашивают гуашью ладошки, и печатают ладошку, по нарисованному кругу, с кем рядом хотелось бы создать пару.
«Комплименты»
Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: отрабатывать навыки невербального общения. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Друзья»
Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Дети стоят в кругу. 1 куплет. Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд), Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)! Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь), Вместе мы друзья (взялись за руки)! Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь) Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем) Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь) Вместе мы друзья (обнимают друг друга).
«Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук. Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
«Весёлый паровозик»
Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например: — Я веселый паровозик Лена, а ты кто? — А я красивый вагончик Саша. — Поехали дальше вместе. — Поехали. Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом . В таком положении они преодолевают различные препятствия: На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
«Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Возраст: любой. Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля) . Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: отрабатывать навыки невербального общения. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу
«У птички болит крылышко — пожалей птичку»
Цель: способствовать формированию у детей умения сотрудничать с детьми. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку»
«Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
«У кого больше «любимок»?»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» —людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
«Кто пришел к нам в гости?»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…» и т.п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали.
«Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара — «мама» и «дочка», а потом — «бабушка» и «внук» и т.п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».
«Листочек падает».
Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги.
«Карандашик — кисточка»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженной, вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку — мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» — дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» — расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку… Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
«Волшебник»
Цель: содействовать формированию доверия в группе. Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей 31 становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей. Один ребенок садится на «волшебный стульчик», а другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
«Пусть встанет тот, на кого покажу»
Цель : способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Сначала водит взрослый. Он обводит глазами детей, потом на кого покажет , тот встает. Затем водящими становятся все дети по очереди.
«Обиженный кустик».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
«Стоп, кулак!»
Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях. Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
«Кто сильнее любит».
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим… (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла. «Ожерелье».
Цель: умение делать добрые дела.
Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.
«В помощь птичкам»
Цель: формирование у детей стремление, любить птиц. Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.
«Грустный зайка
Цель : желание ребенка заботиться, жалеть
Найдите среди мягких игрушек «пушистика» с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто, про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.
«Кукольный театр»
Цель: способствование формирований у ребенка, быть добрым.
Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.
«Коробка добрых дел»
Цель: Вызывать стремление делать добрые дела.
Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.
«Я – герой»
Цель: умение приходить на помощь, сочувствовать.
В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
«Назови ласково»
Цель: желание называть своих друзей, ласково.
Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные . Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, зайчик, куколка и т.д.
Картотека игр для детей 2-3 лет Картотека дидактических игр по развитию речи Картотека дидактических игр для средней группы Картотека сюжетно-ролевых игр >
Картотека игр «Дружба»
воспитатель
Егорова Елена Павловна,
МБДОУ ЦРР д/с №242 «Садко», г. Ульяновск
Картотека игр «Дружба»
«Игры на формирование дружеских отношений»
Цели:
Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
Развитие дружеских отношений;
Формирование бережного и позитивного отношения к друг другу;
Повышение самооценки детей.
«Волшебные очки»
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какоелибо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа.
Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
Ход игры:
Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Волшебный стул»
Ход игры:
Один ребёнок садится в , остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
«Волны»
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду… «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
Ход игры: После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
«Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры:
Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
«Фотографии друзей»
Ход игры:
На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
«Назови друга ласково»
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
«Пирамида любви»
Ход игры:
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих
детей
, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы
(следуют рассказыдетей)
. А сейчас давайте построим
«пирамиду любви»
из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.
(Дети выстраивают пирамиду.)
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, А все потому, что мы умеем любить сами и любимы».
«Разноцветный букет»
Ход игры:
Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
Физкультурное развлечение о дружбе для детей средней группы ДОУ. Конспект
Спортивное развлечение для детей 4-6 лет в детском саду «Дружные ребята».
Сценарий разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям детских садов, родителям. Можно провести мероприятие для нескольких разновозрастных групп (младшей, средней и старшей).
Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи: Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность. Образовательные: Формировать двигательные умения и навыки; упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания, обучать игре в команде. Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, воспитывать умение действовать в коллективе, чувство товарищества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение дружить, уступать, быть добрыми, заботливыми, умение выполнять правила в играх. Развивающие: Развивать выдержку, ловкость, ориентировку в пространстве, смекалку, мышление Оборудование: Дуга, канат, кольцеброс, обручи, муляжи овощей и фруктов, игрушка ёжик. Музыкальное оформление: Музыкально — ритмическая композиция «Есть друзья», музыкальное сопровождение для игр.
Ход развлечения:
Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Нам здесь хорошо! Мы дружим и называем друг друга ласковыми именами. Игра «Назови ласково». Дети по очереди называют друг друга ласковыми именами.Воспитатель: Но иногда нам становится очень грустно. Давайте покажем наше настроение. Физминутка «Настроение» Настроение упало, (развести руки в стороны и вниз, пожать печально плечами) Дело валится из рук… ( бьем легонько по внешним сторонам ладоней) Но еще не все пропало, (пальчиком влево-вправо) Если есть хороший друг. (показать на друга) С делом справимся вдвоем, (положить руки на плечи друга) С облегчением вздохнем – Эх Настроение поднимем (присели, собрали настроение в ладошки) И от пыли отряхнем! (отряхивают руки). Воспитатель: Ребята, а мы ведь знаем стихотворение о дружбе мальчиков и девочек, вспомним его. Игра-имитация «Девочки и мальчики». Мальчики и девочки – Поочередно выставляют правую и левую руку вперёд, ладонями кверху.
Все у нас равны,
Скрестить пальцы рук в замок перед грудью.
Только помнить мальчики
Грозят указательным пальцем правой руки.
Об одном должны: Девочки слабее их,
Прижимают руки к груди и дрожат.
Могут и пищать, И должны их мальчики
Изображают силача.
Храбро защищать!
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в весёлые и добрые игры, которые помогут нам лучше узнать друг друга, стать дружными детьми. Эстафета:«Бег на четвереньках с подлезанием под дугой». По сигналу воспитателя дети встают на четвереньки и бегут кто быстрее, добегают до дуги и подлезают под ней.Воспитатель: Ребята, в следующем конкурсе нам нужно держать равновесие, пройти по канату. Ваша задача пройти по канату и не упасть. Задание понятно? На старт, внимание, марш! Эстафета «Пройди по канату». Взявшись за руки, дети проходят по канату, не разрывая рук.Воспитатель: Ребята, следующим заданием мы проверим вашу меткость. Вам нужно будет набросить кольца на кольцеброс на расстоянии. Эстафета: «Набрасывание колец». Дети подходят к черте и стараются накинуть кольцо на кольцеброс.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали? Нет? Тогда следующее задание для вас. Игра «Съедобное — несъедобное». На полу стоит корзина с продуктами и игрушками. Дети должны выбрать, что съедобное и несъедобное и бежать до обручей, положить в зеленый обруч съедобное, а в красный – несъедобное.
Воспитатель: Внимание: а теперь мы превращаемся в «сороконожку»! Игра «Сороконожка». Дети встают друг за другом и кладут руки на пояс впереди стоящему ребёнку. Играющие должны крепко держать друг друга, чтобы «сороконожка не разорвалась». Ведущий бежит по кругу, вокруг елочек и т.д.
Воспитатель:Молодцы! Вы все веселы и бодры! Мы дружные ребята? Дети: Да! Имитационная игра «Как живете?» — Как живете? — Как утром делаете зарядку? — Как танцуете? — Как грозишь? — Как умываетесь? — Как ждете обед? — Как машете вслед? — Вдаль глядите? — А как вы шалите?
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру, которая называется «Ёжик». Подвижная игра «Ёжик». Дети, стоят в кругу с вытянутыми вперёд руками. В Дети: Что ты, ёж, такой колючий? Ёж: Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. На слово «медведи» «ёж» бежит по кругу и старается дотронуться до рук детей, а дети быстро убирают руки.
Воспитатель: А сейчас у нас игры для неразлучных друзей. Игра «Пары». Играющие встают парами, под музыку разбегаются и бегают в любом направлении. Музыка заканчивается, на сигнал «Ты не спи и не зевай, быстро пару выбирай! » встают парами, с тем с кем стояли изначально.Игра «Пылесос и пылинки». Под музыку дети-пылинки летают по всей комнате, кружатся вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол. Но как только музыка останавливается, начинает работать пылесос. Воспитатель собирает все пылинки, задевая пылинки по плечу. Кого он коснется, тот встает за ним и дальше собирают пылинки.Воспитатель: А сейчас веселый танец для веселых и дружных ребят. Танец «Есть друзья».
Воспитатель: Вот и подошло к финалу наше развлечение. Спасибо, ребята, за дружные игры! Вы отлично справились со всеми заданиями. Все участники показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости! Оставайтесь всегда дружными ребятами.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы Досуг по ПДД в детском саду. Средняя группа Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы детского сада Сценарий физкультурного развлечения в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Физкультурный досуг для детей средней группы на тему «Здоровье»
Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»
выполнила:
Педагог – психолог МБДОУ «Ручеек» Коваленко Елена Владимировна
МБДОУ «Ручеек»
ЯНАО, г.Ноябрьск
Игровой тренинг для старших дошкольников «Дружба»
Педагог – психолог МБДОУ «Ручеек» Коваленко Елена Владимировна Цель занятия: -снятие эмоционального и мышечного напряжения -развитие чувства эмпатии, сотрудничества. -расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг”, «дружба”. -познакомить детей с правилами дружеских отношений. -способствовать развитию коммуникативных навыков и умений.
Тема: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дружбе, и познакомимся с правилами дружеских отношений.
1.«Комплименты» Психолог: «Сейчас мы внимательно-внимательно друг на друга посмотрим. А теперь каждый из нас по очереди сделает по одному комплименту каждому Давайте по кругу, я начну.
2. Беседа о дружбе. Психолог: Сегодня к нам в гости пришел Мишка. Он сказал нам по секрету, что у него совсем нет друзей. И просит нас, чтобы мы научили его дружить. Мы поможем Мишке? Да? Тогда, давайте скажем Мишке: • Что такое дружба? • Зачем нам нужны друзья? Психолог: Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья — это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным(заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
3. Игра «Хорошо — плохо». Психолог: Для того, чтобы научить мишку дружить мы поиграем с вами в игру«Хорошо – плохо . Слушаем правила игры. Я буду говорить о поступках людей. Если поступок хороший – улыбнитесь и хлопайте в ладоши, если плохой – молчите и нахмурьтесь. (Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
4.«Пересядьте все, кто …» Психолог говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое, … плавать в реке, … ложиться спать вовремя, … убирать игрушки и т.п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
5.Игра «Подружись со сказочным героем» (3 мин) Психолог: Ребята, я буду вам по очереди показывать картинки персонажей из разных сказок и мультфильмов. Все они с различными характерами и поступками. Психолог по одной показывает картинки с героями (Золушка, Дюймовочка, Буратино, Баба- Яга, кот Леопольд, кощей Бессмертный, змей Горыныч, Лунтик). После показа каждой картинки психолог спрашивает у детей, почему бы они хотели/не хотелидружить со сказочным героем. Психолог: А почему вы не выбрали этих героев? (показывает картинки отрицательных героев, которых дети не выбрали). Дети: … (ответы детей). Психолог: Со злыми, жадными, недружелюбными героями сказок никто дружить не захотел. Для того, чтобы с нами хотели дружить, нам нужно обладать хорошими качествами. Быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Но и с отрицательными героями можно подружиться, но нужно научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков и научить их правилам дружбы.
6. «Рукавички» Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.
Психолог:Игра. «Друзья» Дети делятся на малый и большой круг. Дети стают напротив друг друга и поют песенку: Ключик в сердце повернись (Изображают рукой поворот ключа, напротив сердца) Дверца в сердце отворись (Изображают рукой, как открывается дверь) Спой волшебный слова: «Я мой друг люблю тебя» (Обнимаются и большой круг меняет партнера, малый круг стоит на месте). Повтор три раза.
Рефлексия.
Игра-занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Поговорим о дружбе»
Игра-занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Поговорим о дружбе».
Основные направления:
познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательные области:
коммуникация, познание, социализация, художественное творчество.
Предварительная работа:
— чтение произведений и их обсуждение (А. Барто «Имя и фамилия», Р. Сеф «Имя у тебя одно», русская народная шутка «Серёжки и Алёшки», М. Пляцковский «Урок дружбы», русские народные сказки «Лиса и журавль», «Кот, козёл да баран», «Два товарища» (по басне Л. Толстого); потешки, дразнилки, песни, стихи, в которых встречаются имена;
— изготовление мобиля «Наши имена»;
— попросить родителей побеседовать с ребёнком о его прошлом, которое он не помнит. Как выбирали ребёнку имя? Почему его так назвали? Кто ещё из родственников, близких, известных людей носит такое же имя?
— дидактические игры «Придумай имя», «Ласковое имя», «Как растёт твоё имя».
Цель:
способствовать формированию основ поведенческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
уточнить представления детей о собственном имени; раскрыть значение понятия «дружба», показать духовно-нравственное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях, воспитывать дружественные отношения между детьми.
Оборудование:
фломастеры, воздушные шары, птичка, мяч.
Ход занятия
Приветствие | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Владимировна. Я хочу с вами сегодня провести игровое занятие! Вы умеете вставать в круг? Покажите мне! Хорошо, а парами в круг? Замечательно, вот так в кругу парами мы останемся и поиграем в игру «Два друга». Дети, стоя парами, лицом друг к другу, произносят текст совместно с педагогом: Я дрозд и ты дрозд. У меня нос и у тебя нос. У меня щёчки гладенькие и у тебя… У меня губки аленькие и у тебя… Мы два друга. Мы любим друг друга. Хорошо, дети, молодцы! Вот с такой дружелюбной игры мы и начали наше занятие. |
Игры на знакомство. | А теперь отгадайте мою загадку: «Тебе дано, а все им пользуются». (Имя.) Сколько вас много, а я никого из вас не знаю, давайте познакомимся. А поможет нам в этом игра «Снежный ком». Дети по очереди называют свое имя. Каждый последующий ребёнок называет по порядку имена всех предыдущих, прибавляя к ним свое. Для повышения интереса предыдущих детей меняем местами. Последней пробую я назвать всех детей. — Сколько интересных, разных имён в вашей группе! — Как славно девочек зовут! Вот … (мальчики называют имена девочек). — Как славно мальчиков зовут! Вот … (девочки называют имена мальчиков). — Хорошо, молодцы, вы хорошо знаете друг друга! |
Философские рассуждения | — Что такое «Я»? — Девочки с одинаковыми именами – одинаковые? Или в них есть что-то разное? — Как будет звучать ваше имя по-взрослому? — Как вас ласково дома называют? — Есть ли у вашей семьи имя? — Кто знает своё отчество? |
Игра «Лишнее слово» | В пяти названных словах четыре будут похожи, а пятое – отличаться. Нужно назвать лишнее слово и сказать, почему оно лишнее: 1. Серёжа, Коля, Витя, Маша, Дима. 2. Соня, Егор, Таня, Лена, Ира. 3. Катя, Ира, Аня, Даша, Елена. 4. Петров, Иванов, Сидоров, Васильев, Андреевич. 5. Андреевна, Сергеевна, Владимирович, Петровна, Ивановна. |
Проблемная ситуация. | — Можно ли назвать другом человека, с которым вы только что познакомились? Почему? А как можно назвать такого человека? (Товарищ, приятель, знакомый.) Каким должен быть друг? — С каким героем и из какой сказки вы хотели бы подружиться? Чем понравился тебе это герой? — Среди вас есть друзья? Возьмите за руку своего друга. |
Игра «Птичка» | — Ребята, вспомните все сказку «Дюймовочка». Какое доброе дело сделала девочка Дюймовочка в этой сказке? Вот и я, дети, пока шла к вам, увидела возле крылечка замёрзшую птичку. Давайте мы все вместе её отогреем! (Дети согревают дыханием птичку и передают из рук в руки по очереди). — Смотрите, птичка ожила, свершилось чудо, дети, вы сделали доброе дело! |
Игра «Подарки». Итог занятия. | — Ребята, мне с вами было очень хорошо, а вам? — Что вам больше всего понравилось? — Вы любите дарить подарки? — Возьмите каждый по шарику и фломастеру, нарисуйте на шарике подарок и подарите друг другу, ну а я вместе с птичкой с вами прощаюсь! До свидания! |
Игра – путешествие «В поисках дружбы»
Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель
МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Игра – путешествие Тема: «В поисках дружбы». Старшая группа
Цель: способствовать развитию командного взаимодействия внутри детского коллектива. Задачи: – способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи; – способствовать укреплению дружбы в детском коллективе; – способствовать развитию умения самостоятельно принимать решение; – способствовать развитию познавательного интереса, воображения дошкольников; – закрепить знание числового ряда (1-10); – закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10; – расширить кругозора, эрудиции. Оборудование: мультимидийное оборудование, презентация «Планета Шелезяка», «Полет в космос», аудио- запись «Сигнал SOS c планеты Шелезяка», атрибуты для игр «Поводырь» (маски, повязки на глаза), «Треножки», звёздные карты для р\и « Соедини по точкам», талисман Дружбы, каменный сундук, числовые карточки – ключи, стеки, музыка из мультфильма «Тайна третей планеты» – композитор Александр Зацепин. Предварительная работа: беседы «Что такое Дружба?», «Кого можно назвать настоящим другом?», Чтение рассказов В. Осеевой «Сторож», «Синие листья», Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик», р\и «Где бывали, что видали?», р\и «Поводырь», р\и «Треножки», р\и «Яблочко на тарелочке», р\и «Грибок», спортивные эстафеты. Ход занятия 1. а) Воспитатель. Ребята, мы с вами много беседовали о дружбе, о друзьях. А сегодня, я хочу вас познакомить со стихотворением Юрия Энтина «Про дружбу». Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо! Воспитатель. Ребята о чем это стихотворение? Каким должен быть. по мнению поэта, друг? Чего он не должен делать? Дети отвечают.
б) Включается радиосвязь с космосом. Сообщение: робот с планеты Шелезяка просит о помощи. Он просит отыскать талисман Дружбы, который похитил космический пират Глот. Обсуждение сообщения: о чём просит робот, почему жители планеты поссорились, как им помочь.
Воспитатель. Ребята, как быть? Мы сможем помочь жителям планеты Шелезяка? Вы готовы отправиться в такую опасную экспедицию. Дети. Да. Воспитатель. Сможет ли один человек выполнить эту просьбу? Почему? Что поможет команде выполнить эту опасную миссию? Дети отвечают. (Дружба, взаимовыручка) Воспитатель. Ребята, наш космический корабль «Пегас» рассчитан только на детскую команду, и я не смогу полететь в космос с вами, вы ещё хотите лететь? Дети. Да! Воспитатель. Хорошо, тогда вы должны выбрать капитана корабля, которого вы будете во всём слушаться, а капитан будет заботиться о команде. Дети. Выбирают капитана, капитан назначает своего заместителя. Воспитатель. Для того чтобы выполнить спасательную миссию, вам необходимо проложить маршрут, и тогда вы узнаете в каком секторе звёздного неба находятся опасная планета Медуза, и планета Шелезяка. (Дети прокладывают маршрут : р\и « Соедини по точкам»).
Воспитатель. Ребята, вы оправляетесь в космос одни, вы теперь команда. Я буду с Центра управления наблюдать за вами, и помогать советами в опасных ситуациях. Чтобы отправиться в такое опасную экспедицию, нужен боевой настрой, и поможет поднять нам настроение наша гимнастика. в) Пальчиковая гимнастика «Дружба»: работа в парах. Воспитатель. Так же нельзя оправляться без спецоборудования, вот оно в космическом ранце, его нельзя терять, за это отвечает капитан. Воспитатель. Для того чтобы ваш космический корабль смог оторваться от земли, необходимо включить обратный отсчёт. Капитан командуй. Капитан. Пристегните ремни. Обратный отсчет 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. (Дети вместе считают).
Полет под музыку из мультфильма «Тайна третьей планеты» (композитор Александр Зацепин).
2. Планета Медуза а) Воспитатель. Внимание, внимание! Вот вы на планете Медуза, хочу вас порадовать на ней атмосфера как на вашей родной планете Земля, и можно выходить из корабля без скафандра. В остальном это очень опасная планета. На ней живут злые треноги, они уничтожают всех, у кого нет 3 ног . Вам необходимо замаскироваться и превратиться в треногих существ. Капитан открывает космический ранец, выбирают необходимые атрибуты, дети делятся на пары. Р\и ««Треножки» ( в парах).
б) Воспитатель. Осмотритесь, где Глот мог бы спрятать, талисман Дружбы. Дети находят необычный каменный сундук с замками числовыми карточками, и ключи (с цифрами), которые необходимо очистить, что бы увидеть изображение. Дети выполняют задание и достают талисман Дружбы. Капитан выбирает ответственного за хранение талисмана.
в) Воспитатель. Внимание, внимание! Злые треноги ушли, но скоро, начнется опасное для ваших глаз излучение . Вы не успеете добраться до корабля. Вам необходимо надеть специальное оборудование. Масок в комплекте две, остальные надевают защитные повязки.
Капитан раздаёт атрибуты для р\и «Поводырь». Они с помощником строят команду в две колонны и проводят колоны до корабля.
Воспитатель. Поздравляю, вы справились с заданием, теперь надо вернуть талисман хозяевам. Капитан. Пристегните ремни. Обратный отсчет 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. (Дети вместе считают).
Полет под музыку из мультфильма «Тайна третьей планеты» (композитор Александр Зацепин).
3. Планета Шелезяка Воспитатель. Внимание, внимание! Приближаетесь к планете Шелезяка. Атмосфера как на нашей Земле. К вам приближается робот. Капитан командует покинуть корабль.
Робот. Я вас приветствую. Как вам удалось справиться? Что вам помогло? Дети. Нам помогла дружба. Робот. У вас есть талисман дружбы, покажите его мне! Дети. У нас его нет, дружим без талисмана. Дружим, потому что уважаем и любим друг друга. Робот. Благодарю вас! Мы тоже, попробуем научиться так дружить. Дети. До свидания! Робот. Доброго вам пути! Капитан. Пристегните ремни. Обратный отсчет 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. (Дети вместе считают).
Полет под музыку из мультфильма «Тайна третьей планеты» (композитор Александр Зацепин).
4.Планета Земля Воспитатель. Внимание, внимание! Вы приближаетесь к вашей родной планете Земля! Как её ещё называют? («Голубая жемчужина»). Посмотрите, какая она красавица! И чтобы она не стала такой ужасной, как планета Медуза, её надо беречь! Капитан командует покинуть корабль. Воспитатель. Ребята, вы справились с миссией по спасению дружбы жителей Шелезяка? Вам было трудно? Почему? Что вам помогало в пути? Дети отвечают.
Воспитатель. После такого трудного путешествия вам надо отдохнуть. До свидания!
Используемая литература: Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез 2010. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: – Мозаика-Синтез, 2007 Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г –