Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления. Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.
Советы родителям
Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предлагать малышу те задания, с которыми он справится, не спешить, детально прорабатывать материал и не браться за новое, пока в старом имеются пробелы. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, ведь развитие у каждого идет по индивидуальному пути, и то, что понятно одному крохе, может быть очень сложным для другого. Это важно учитывать.
- Похвала родителя – мощная мотивация, ее необходимо использовать всегда, даже если успехи не впечатляющие. Похвалить можно хотя бы за старание.
- Из двух вариантов – любой ценой вбить в голову малыша полезный материал или привить ему любознательность и желание учиться, – без сомнения, нужно выбирать второй. Ребенок со временем запомнит цифры, величины, научится ориентироваться в пространстве, но если у него пропадет интерес к процессу, то вернуть его будет непросто.
- Правильный выбор задания. Секрет успеха в том, чтобы подарить ребенку момент маленького открытия, поэтому и задания нужно подбирать так, чтобы он смог справиться. Успех поможет обрести и укрепить веру в себя.
Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.
О счете на пальцах
На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.
Картотека прогулок в средней группе на зиму
Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.
Ребенок считает на пальцах
До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.
Далее:
- Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
- Потом добавляют еще один палец = 3.
- К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
- К четырем добавляют еще один палец и получают пять.
Теперь осваивается вычитание:
- От пяти отнять один палец и станет четыре.
- От четырех отнять один палец и станет три.
- Если от трех отнять один палец, их останется два.
- От двух отнять один палец и останется один.
Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.
Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.
Задания и упражнения по возрасту
Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.
- Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
- Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.
Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.
Занятия дома
Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.
Математика – это не только счет, но и логика, поэтому можно сыграть с ребенком в игру «Составь букет». Для этого рисуется заготовка: простые горшки, из которых виднеются три стебелька. Также заранее нужно подготовить набор из пуговиц трех цветов. Далее мама дает задание – для каждого горшка подобрать «цветы» так, чтобы один из них обязательно был синего цвета или так, чтобы рядом в каждом горшке оказались синий и красный цветки. Задание хорошо еще и тем, что тренирует мелкую моторику.
Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу. Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру. Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.
Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.
В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:
- Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
- Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.
Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.
Подвижные игры
Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:
- «От одного до четырех». Мама напевает песенку, а затем произносит число от 1 до 4. Как только оно прозвучало, ребенок должен занять определенную позицию, соприкоснувшись с полом количеством точек, обозначенных названным числом (например, если это 1, то нужно встать на одну ногу, если 2 – просто остаться стоять на двух ногах, 3 – опереться на руку и обе ноги, 4 – на руки и ноги одновременно).
- «Мяу-гав». Мама дает установку: ребенок должен пропрыгать вперед столько раз, сколько она скажет «мяу», а назад – столько, сколько произнесет «гав». Для выполнения малыш сначала считает мамины фразы, а потом – собственные прыжки.
Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.
Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.
Дидактические игры по математике для детей 4 года жизни (Игры №1-6)
Статья Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада здесь.
Программное содержание: формировать представление о понятиях «много» и «один», умение выделять единичный предмет из множества, образовывать множество из единичных предметов; познакомить со словами «много», «один», концентрировать внимание на количестве предметов в окружающей среде.
1. Волшебный мешочек
Пособия: маленькие пластмассовые куклы (по количеству игроков), грузовая машина с привязанной веревкой, чтобы удобно было ее возить, мешочек.
Ход игры. Воспитатель показывает детям маленьких кукол и спрашивает, какие это игрушки лежат на столе.
Дети. Маленькие куклы.
Воспитатель. Много кукол лежит у меня на столе. (Вызывает 2-3 детей, предлагает им погладить кукол, рассмотреть, как их много. Далее показывает детям мешочек и объясняет, что они сейчас поиграют с этим волшебным мешочком. Вызванный ребенок прячет кукол в волшебный мешочек).
Воспитатель. Сейчас, дети, вы будете получать из мешочка по одной кукле. Но волшебный мешочек открывается только тому, кто хорошо себя ведет. Подойди, Оля, опусти руку в мешочек и достань одну куклу. Сколько ты, Оля, получила кукол, покажи всем детям.
Оля. Одну куклу.
Воспитатель. Ира, сколько Оля получила кукол?
Ира. Одну.
Воспитатель вызывает 2-3 детей и предлагает им выполнить ту же задачу.
Одновременно активизирует и других детей, предлагает им наблюдать за действиями вызванных детей и называть, сколько кукол они будут доставать из мешочка. При этом он следит, чтобы дети не ошибались.
Вова вытащил из мешочка несколько кукол. Воспитатель помог ему отделить одну куклу, остальные ребенок опустил снова в мешочек. Дети с куклами проходят на свои места.
Воспитатель. Вы, дети, хорошо себя вели, поэтому сейчас мешочек откроется для всех. (С этими словами он обходит всех детей с тем, чтобы остальные дети тоже взяли себе по одной кукле). У всех у вас по одной кукле, покажите их. Сейчас мы покатаем кукол в машине. К кому машина подъедет, то посадит свою куклу в машину. (Медленно провозит машину мимо детей, а они по очереди сажают в нее своих кукол). Витя, сколько кукол ты посадил в машину?
Витя. Одну.
Воспитатель (спрашивает еще 1-2-х детей, а потом обращается ко всем). Посмотрите, дети, а сколько сейчас кукол в машине?
Дети. Много.
В конце игры воспитатель предлагает ребенку отвезти на машине всех кукол в игрушечный уголок.
2. Игра с флажками
Пособия: флажки (по количеству игроков).
Ход игры. Воспитатель показывает детям флажки: «Посмотрите, дети, как много у меня флажков (дает их подержать 1-2 детям). Флажков так много, что они не помещаются в руках у Оли».
Воспитатель (берет один флажок). Я возьму один флажок. Сколько я взяла флажков?
Дети. Один.
Воспитатель. А сейчас каждый из вас возьмет один флажок. Наташа, возьми один флажок. И ты, Игорь, возьми один флажок.
Миша хочет взять два флажка. Воспитатель поправляет его: «Ты возьми один флажок, вот это один флажок».
Дети ходят по комнате с флажками, размахивают ими, поют песенку о флажке.
Воспитатель созывает детей к себе: «А сейчас вы сами поставите флажки в вазу. Саша, сколько ты поставил флажков?».
Саша. Один.
Воспитатель. А ты, Игорь, сколько поставил флажков?
Игр. Один.
Воспитатель. Каждый поставил по одному флагу и их снова стало много. Сколько стало флажков?
Дети. Много.
3. Поиграйте с пирамидкой
Пособия: одинаковые пирамидки (по одной на каждого игрока).
Ход игры. Воспитатель показывает пирамидку, предлагает ребенку поиграть ею; ставит перед собой и ребенком по пирамидке. Затем снимает все кольца со своей пирамидки, берет их руками, говорит о том, что их много. Воспитатель предлагает ребенку снять кольца с его пирамидки, поиграть ими, говорит, что и у него их много. Далее воспитатель находит в себе самое большое кольцо, показывает его ребенку и надевает на стержень своей пирамидки, говоря при этом: «Надел одно кольцо». Помогает ребенку найти такое же кольцо и говорит: «И ты надень одно кольцо». Затем воспитатель находит себе кольцо несколько меньшего размера и, надевая его, снова говорит: «Еще одно кольцо надел». Воспитатель предлагает ребенку найти такое же кольцо у себя и надеть его на стержень.
Действия ребенка воспитатель сопровождает словами: «Сколько Витя надел колец?». «И Витя надел еще одно кольцо», — говорит воспитатель, если ребенок молчит. Когда игрушка составлена, воспитатель о.
4. Спасайте зайчиков от лисы
Пособия: силуэты зайчиков, вырезанные из бумаги (по одному на каждого ребенка), игрушечная лиса.
Ход игры. Воспитатель показывает детям зайчиков (все силуэты установлены на подносе): «Смотрите, как много зайчиков собралось. Правда, много?».
Дети. Много!
Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмет по одному зайчику. Сначала Игорь подойдет. Сколько зайчиков ты взял? (Одного). А сейчас Катя. Вася, сколько зайчиков взяла Катя? (Одного). А Лиза возьмет столько же зайчиков, сколько взяла Катя. Сколько ты, Лиза, взяла зайчиков? (Одного). Теперь я подойду к каждому. Вы тоже возьмите по одному зайчик. Пусть все зайчики прыгают на полянке.
Дети садятся на корточки, а зайчиков ставят у своих ног и делают движения как будто зайчики подпрыгивают.
Воспитатель. Сколько зайчиков прыгает на поляне?
Дети. Много.
Воспитатель (ставит игрушечную лису у горшка с цветком). Посмотрите сюда. Кто это под кустом сидит?
Дети. Лисичка.
Воспитатель. Сколько лисичек?
Дети. Одна.
Воспитатель (подсовывает лису к зайчиков). Смотрите, лиса подкрадывается к зайчикам, она хочет их съесть. Спасите зайчиков от лисы (делает движение, как будто лиса бросается на зайцев. Дети бегут к своим стульчикам).
Воспитатель. Спасли зайчиков от лисы? Видишь, лиса, ты одна, а нас много. Мы не пустим тебя к зайчикам.
5. Куры и петух
Пособия: шляпки из бумаги для «кур» и «петуха». Стульчиками отгораживается «курятник».
Ход игры. Воспитатель надел детям шляпки, изображающие голову курицы, а одному ребенку шляпку, изображающую голову петушка.
Воспитатель. Вы все курочки, а Коля — петушок. Курочек много, а петушок один. Петушок, иди в «курятник» и позови курочек.
Петушок заходит за загородку со стульчиков и зовет курочек «Ко-ко-ко!». Дети заходят за загородку.
Воспитатель. Сколько курочек собралось в курятнике?
Дети. Много.
Воспитатель. А сколько петушков?
Дети. Один.
Воспитатель (уходит в сторону и зовет кур). Цып-цып-цып! Ешьте зернышки. Петушок, позови курочек, вот здесь я насыпала зернышки.
Петушок зовет курочек. Дети подходят и делают вид, будто клюют зерна. В конце игры петушок ведет курочек гулять.
Воспитатель. Уже поздно. Петушок, веди курочек спать!
Дети заходят за загородку.
Воспитатель: Какой большой курятник. Курочек много, но все разместились. Правда, курочек много?
Дети. Много.
Воспитатель. А петушков тоже много?
Дети. Петушок один.
6. Отгадайте, где-много, а где-один
Понадобится: два ведра разного цвета, мелкие предметы (в красном ведерке — один, в зеленом — много), две салфетки, ширма.
Ход игры. Воспитатель. Дети, вы знаете, что в этих ведрах? Нет? Володя, иди сюда, опрокинь это ведерко, пусть дети увидят, что было в нем.
Дети видят, что из ведерка выпал один каштан.
Вызванный дальше ребенок показывает, что во втором ведерке было много каштанов.
Воспитатель. В каком по цвету ведерке был один каштан? (В красном). А в каком ведерке было много каштанов? (В зеленом).
После этого воспитатель, пользуясь ширмой, чтобы дети не видели, пересыпает много каштанов в красное ведерко, а один — в зеленый. Ведерки накрывает салфетками.
Воспитатель. Дети, вы помните, в каком ведерке был один каштан?
Дети. В красном.
Воспитатель. Иди, Таня, покажи.
Таня (подошла). Вот в этом, красном.
Воспитатель. Опрокинь ведерко и покажи, сколько сейчас в нем каштанов.
Дети видят, что в красном ведерке теперь много каштанов. А дальше убеждаются, что в зеленом ведерке находится только один.
Игрушки можно заменять, вместо ведерок давать корзины, вызвать других детей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без игр, в данном случае дидактических. Поэтому приобщение к математике через использование игровых приёмов поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Представляю вашему вниманию дидактические игры для детей 2-ой младшей группы на усвоение математических представлений, средств и способов познания.
«Выбери гараж» Цель: Формирование умения устанавливать соответствие предметов по размеру; высоте и длине одновременно; умений объяснять свой выбор. Задание: Рассмотри рисунок и скажи, как называются машины, которые ты видишь. Машины подъехали к гаражам. Сейчас каждая займёт своё место. Какое? Вопросы ребёнку: -Как ты распределишь машины по гаражам? -Почему одна машина осталась? (Ребёнок выбирает пары – машина и гараж – и соединяет их линией на рисунке)
«Убери вещи на своё место» Цель: Формирование умения сравнивать и различать предметы; объединять их по общему признаку. Задание: Рассмотри рисунок. Мальчик Дима и девочка Света перепутали свою одежду и не могут разобрать свои вещи по шкафчикам. Вопросы: -Как бы ты это сделал? — Назови все вещи и помоги детям не перепутать их. (Ребёнок раскладывает вещи по шкафчикам)
«Куда придёшь? » Цель: Формирование умений узнавать и называть фигуры, выделяя в них один или два признака; размер; форму и размер. Проблемная ситуация: Ты хочешь угостить зверей, но к ним можно пройти только по дороге через ручей. Задание: Рассмотри камни в ручье. Вопросы: — Какие они по размеру? По форме? — Кто живёт справа от ручья? — Пройди по большим камням. К кому ты пришёл?
«Какой дом выбрали три поросёнка» Цель: Формирование умений удерживать в памяти признаки предметов (форма, количество) и находить по ним предмет на основе сравнения. Задание: Рассмотри дома: крыши, стены, окна, двери. Три поросёнка выбирают для себя домики. Ниф-Ниф (он с лопаткой) хочет жить в доме с тремя окнами. — Какой дом он себе выбрал? — Нуф-Нуф (он с линейкой) хочет жить в доме с треугольной крышей. Покажи, какой дом он выбрал? — Наф-Наф хочет жить в доме без трубы. Какой он дом себе выбрал? Потом Наф-Наф подумал и сказал: «Давайте жить все вместе в одном доме, который нравился бы и Ниф-Нифу, и Нуф-Нуфу, и мне»
— Какой дом они выбрали? Расскажи, какая у него крыша, и кто хотел такую? Сколько в доме окон? Кто из порося хотел столько?
— Есть ли у дома труба? Для кого это было важно?
(С треугольной крышей без трубы, с тремя окнами)
«День рождения»
Цель: Формирование умений практически устанавливать соответствие предметов по количеству, составлять группы предметов по одному признаку (количество, пользоваться словами «столько же», «по три», «лишний»
Задание: Раздели угощение поровну между детьми и определи, что останется, если каждый из детей возьмёт по одному банану, одной конфете и одному пакетику с соком.
«Укрась колпачки для клоунов»
Цель: Формирование комбинаторных умений в процессе чередования цветных фигур; умения использовать слова «сначала», «потом», «внизу», «наверху», «между»
Проблемная ситуация: Посмотри на рисунок. У клоунов одинаковые колпачки. Они часто путают их, и на выступления надевают не свой. Они решили попросить тебя так украсить колпачки, чтобы можно было отличить один от другого. Сделай узоры на колпачках разными.
Приложи цветные кружки на колпачки каждого клоуна. Сравни и объясни, чем они отличаются теперь эти колпачки.
Следующая > |