ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ «ФЕРМА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ:
Группа
III разновозрастная
Тема
«Ферма»
Вид конструирования:
конструирование по заданной теме
Воспитатель Михеева Анна Владимировна
Задачи:
— обучающие: Учить самостоятельно, отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя.
— развивающие: развитие у детей умения использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним.
— воспитывающие: Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре
Методы и приемы руководства игровой деятельностью:
— словесные: словарная работа
— наглядные: строительный материал
— практические: обыгрывание постройки
Игровые материалы и оборудование:
Воспитателя
На каждого ребенка
Общие
Настольный строительный материал (бруски, кубы, арки), набор игрушек «Ферма».
Настольный строительный материал (бруски, кубы, арки), набор игрушек «Ферма».
Настольный строительный материал (бруски, кубы, арки), набор игрушек «Ферма».
В случае, если по ходу занятия в процессе действий дети будут перемещаться по групповой комнате, желательно начертить план размещения необходимого игрового оборудования.
Предварительная работа:
Беседа о домашних животных
Индивидуальная работа
: Игра с разными игрушками, изображающие домашних животных и детёнышей. Каких животных называют домашними? Почему? Кто видел в деревне корову, лошадь и других животных? Как зовут их детенышей?
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):
Начало игры (введение в игровую ситуацию)
Знакомство с игровыми правилами и действиями
Игровые проблемные ситуации для развития игры.
Завершение игры (рефлексия)
Воспитатель дает детям набор игрушек «Ферма» и предлагает поиграть.
Обращает внимание на то, что животным нужно обустроить безопасное место, чтобы они не разбежались, и никто не нанес им вред, подводя детей к выводу о необходимости постройки ограды вокруг фермы.
Воспитатель предлагает заселить ферму мелкими животными (поросята, овцы, птица) и проверить, достаточно ли высока ограда. Затем заселяются крупные животные (коровы, лошадь).
Воспитатель показывает образец надстройки забора (куб чередуется с перевернутой аркой, приставляется вплотную друг к другу сверху на ограде из брусков).
Воспитатель задает вопросы о ферме и предлагает обыграть постройку.
Дети рассматривают набор игрушек
Дети сами выбирают строительный материал (бруски) и методом приставления деталей вплотную друг к другу выстраивают ограду.
Дети приходят к выводу о недостаточной высоте забора
Дети заканчивают постройку
Играют в «Ферму»
Дети заинтересовались игрой, с удовольствием выслушивают воспитателя
Дети самостоятельно выстраивают ограду
Игра продолжается путем исправления ограды
Дети научились строить ограду для животных. Обыгрывать постройку
Анализ игры со строительным материалом
Анализ наблюдения игровой деятельности детей и роли воспитателя
- Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.
- Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?
- Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).
- Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.
- Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.
- Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:
- по заданной теме;
- по замыслу;
- по условиям;
- «по моделям».
- Место и время для игры.
- Объединения детей.
- Какие условия были созданы для обыгрывания построек.
- Воспитательная направленность игры.
Анализ приемов руководства строительными играми, использованные воспитателем.
1. Доставила ли игра детям радость?
2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:
— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;
— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);
— подготовка детей;
— по чьей инициативе возникла игра;
— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;
— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;
— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);
— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?
— деятельность детей в игре;
— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;
— как была закончена игра — организованно или неожиданно;
— как проведен анализ.
3. Как бы Вы руководили этой игрой?
Предварительный просмотр:
Строительная игра: «Мы строим город и деревню» .
Задачи:
Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности,
Формулировать самооценку конечного результата,
Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,
Содействовать развитию связной речи,
Выполнять постройку в определенной последовательности,
Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.
прививать патриотические чувства;
Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования.
Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни ; ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Источники : Программа и технология «Детский сад — дом радости» Н.М.Крыловой.
Ход занятия.
Хороводная игра « В шар играют медвежата ».
В.: Давайте поздороваемся
Мотивация.
В.: Как Вы думаете, кто сегодня пришел первый?
В.: Первый… ты пришёл сегодня первый… Будет ли это (сомнение) точно? (я пришёл первый, больше никого не было)
В.: А мне кажется, что ты второй. (Нет, из детей первый)
В.: А почему я сказала, что ты второй?! (так можно сказать, потому что Вы пришли первая, а я второй)
В.: Это неточный ответ… В математике так считать не разрешается, счёт неточный… Когда про нас можно сказать, что нас ДВА… или ДВОЕ (два человека)
В.: Так кто же сегодня первый ? (и Вы, и я). Ответ отражает понимание задачи.
В.: Мы сегодня с тобой можем оба назваться «первыми»… Только ты будешь первый…, кто? (Ребёнок ) Да, я буду первой (взрослой) . А если скажу, что я — первый ЧЕЛОВЕК, тогда ты будешь?! (Второй человек, — звучит как эврика, радостно ).
В.: Пойди к календарю, посмотри, есть ли там ПЕРВОЕ. (Сегодня 1декабря; декабрь — первый месяц зимы, Понедельник — первый день недели, январь — будет первым месяцем года) .
В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)
В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)
В.: Вот есть такой вид труда — строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют ).
В.: А у нас есть строительный материал… Можем ли мы быть строителями?! (Можем )
В.: Где вы хотите строить? Из какого материала…? Что задумали? Так, что же получается (странно), каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Дети должны понять, что строитель, как и любая иная профессия, зависит от замысла архитектора, а их замыслы зависят от условий местности) .
В.: Вы выбрали, ЧТО вы хотите строить? А кого же не хватило, чтобы ваши результаты труда… и мосты, и дома, и дороги, и фабрики приносили людям пользу и были бы им удобны?!(Нужен архитектор…, он задумывает город или село… ).
В.: Но прежде чем строить, что он должен сделать? Выбрать место. Значит, главный ПЕРВЫЙ в строительстве будет архитектор?!
В .: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.
В .: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами)
В.: Какие же профессии строителей у нас будут ? (Мостостроители, дорожные строители, домостроители… А ещё надо вокзал построить… Да и фабрику… Мы построим деревню.. А мы в городе сделаем молокозавод ).
В.:А можете ли вы придумать игру про то, что нарисовано на доске?
В.: Итак, мы сегодня, что задумали? (город и деревню построить)
В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы
здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО … (азартно)? (Да ).
В.: Уж больно быстро соглашаетесь (шутливо), а вы (азартно) можете такой город построить?! (Можем ).
В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим .?!
В.: Ну (размышляя ) можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили… А можно и так, как строилась Москва… Она ведь строилась не сразу, а постепенно… Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.
В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).
В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть въезд, вокзал. А речка будет? Вот она речка…
В.: ВЫ архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.
В.: И я говорю: «Здесь будет город заложен, по этому плану».
Деятельность.
Оценка. Построили.
В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)
Все собрались для оценки .
В.: Мы в какой стране живем? (России )
В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне )
В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)
В.: А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)
В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России )
В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)
В.: Что еще может являться символов государства ? (Герб, гимн)
(Включить гимн России)
В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют ).
В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!
Все безработные ? (Завод есть ).
В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть ?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе).
В.: Откуда сырье берут для завода? (
В.: Куда же отправляется продукция и кому?! Далеко или близко отправлять ?!(Рассуждают).
В.: Её как надо отправлять…, каким транспортом…? Можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным. ., можно и самолётом… ?!(Рассуждают, если назовут речным транспортом )
В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно тогда самолётом).
В.: А аэродром есть? (Рассуждают ).
В.: В магазинах у вас всё было… и овощи, и фрукты ?(Да).
В.: И они так и лежат в магазине… и не кончаются?! (Их провозят ). На чём?
В.: А где же их разгружают? (Опять называют будущие постройки).
В.: Вывезли… и вам привезут… Откуда? (Показываете деревенские дома)
В.: Вы оттуда что-нибудь привезли? (Называют)
В .: А что бы из вашего города туда можно было послать?
(Да, наверно, им нужны и косы, и тракторы…).
В .: Молодцы! Вы настоящие строители!
Те, кто завершит разговор, занимается либо игрой в построенном городе, либо рассматривают книги. Но большинство будут стремиться к игре. Она приобретет форму режиссёрской игры. Дети будут за матрёшек (разного размера) разговаривать, водить их в магазины, театры, в школы и т.д. Очевидно, дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки, дороги, водить матрёшек в театр, в магазин…
ПРИЛОЖЕНИЕ
— важная составляющая в воспитании и обучении детей. Поэтому для начала нужно рассмотреть некоторые вопросы про конструктивные . Надеюсь, материал, рассказанный мной, поможет Вам в занятиях с детьми.
Какие вопросы мы рассмотрим:
- Что такое конструктивные
- Какие нужны ребенку для конструктивных игр
- Этапы развития конструктивной игры
- Приемы обучения конструктивной игре
Что это такое? — это вид , где дети отражают свои впечатления, об окружающих предметах, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания, дороги, но делают это в схематичном, обобщенном виде. В конструктивных играх предметы замещаются другими предметами, то есть постройки возводятся из специальных конструкторов, строительных наборов, природного материала. Именно поэтому конструктивные игры относят к творческим играм. У детей 3-5 лет конструктивные игры часто проходят в виде сюжетно-ролевой игры , в которой дети выполняют роль рабочих-строителей.
Какие нужны ребенку для конструктивных игр
- Умение создать образ предмета в его пространственном выражении. Так развивается чувство ориентирования в пространстве, умение различать и устанавливать пропорции и величину предмета, его пространственные отношения.
- Умение оценивать и учитывать при постройке свойства и качества используемых материалов, предвидеть и выполнять последовательность действий. Поэтому конструктивные игры приучают детей к постановке цели и планированию своих действий.
- Конструктивные игры формируют у детей умение сравнивать и сопоставлять созданную ими постройку с реальными предметами, на основе которых возводилась постройка. Это развивает у детей наблюдательность и внимательность.
Этапы развития конструктивной игры
- Дети 3-5 лет изображают единичные предметы, небольшие сооружения. Темы их построек связаны с их сюжетно-ролевыми играми, например, гараж для машины, дом для куклы. Их конструкции очень простые. Их постройки расположены горизонтально, как рисунок на бумаге. Тот же дом для куклы — это некое пространство, которое отгорожено несколькими кубиками, а сверху лежит какая-либо пластинка или дощечка, называемые крышей. Дети в этом возрасте возводят постройку, потом разрушают ее и начинают строить ее вновь. Им интересен сам процесс строительства, а не результат, получаемый в конце этой деятельности. Очень часто бывает так, что строительство опережает замысел: ребенок начинает что-то строить, а лишь потом узнает в своей постройке какой-нибудь предмет.
- Дети 5-7 лет постепенно расширяют темы построек. У них появляются корабли, дороги, мосты, здания, машины. В своих конструкциях дети стараются передать своеобразие конкретного сооружения. Например, строят не просто дом, а свой дом, в котором живут или свой детский сад.В этом возрасте они начинают усложнять саму конструкцию. Постройки растут вверх. Дети украшают их колоннами, башнями, окнами, используя различные перекрытия.
Приемы обучения конструктивной игре
Взрослые (родители воспитатели в детском саду) должны обучать детей конструктивным навыкам и умениям. Потому что без этого постройки детей будут оставаться простыми и примитивными. Существует несколько приемов, с помощью которых взрослые могут учить детей нужным для конструктивных игр навыкам.
- Рассматривание предметов, сооружений, зданий. Во время рассматривания надо обратить внимание детей на назначение предмета, особенности его конструкции, на части и их пропорции. Все это должно сопровождаться беседой в детьми (именно беседой, а не монологом взрослого). можно также дополнительно рассмотреть или рисунки аналогичных предметов.
- Косвенное руководство взрослого — это обогащение и обновление знаний детей о предметах и особенностях материалов, из которых они возводят свои постройки.
- Прямое руководство — это ролевое участие взрослого в игре, объяснения, советы в ходе игры.
Сегодня мы говорили про конструктивные игры
, об умениях, которые нужны ребенку для них, об этапах развития конструктивных и о приемах руководства ими.
Если у Вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.
More from my site
Дата наблюдения:24.04.2014 г.
Консультация для педагогов «Строительно — конструктивные игры в средней группы»
Строительно – конструктивные игры в средней группе.
Средняя группа – это пятый год жизни. В этой группе используются все виды конструирования: конструирование из строительных материалов, из бумаги и дополнительных материалов, конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов в этой группе ставит задачу закреплять знания и умения, приобретенные в предыдущих группах.
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации.
У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами , распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы.
Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно – конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель использует образец постройки.
Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире.
Когда воспитатель сооружает постройку вместе с детьми, то дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин , пароходов и т.д.
Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно – конструктивных игр.
Также , педагог не только показывает образцы гармоничных в цветовом отношении построек, но и объясняет им, что постройка становится красивой, когда удается хорошо сочетать детали по цвету.
Игр очень много. И немаловажным условием для строительно – конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
В средней группе дети строят: двухэтажные дома, Пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, поезд и т.д.
Строительные игры детей в средней группе:
Найди постройку.
Материал:
карточки, постройка, коробочка.
Цель:
развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.
Правило:
дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается,берет вторую карточку.
Гараж.
Цель:
учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается.