Поддержка детской инициативы в проектной деятельности
Анфиса Матвеева
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.
В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Цель работы – выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Показателями развития инициативыи самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в проектной деятельности.
Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я»
, научиться высказывать своё мнение, проявлять
инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Как развивать инициативность?
1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи)
.
4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, на мой взгляд, является проектная деятельность. Также Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы»
рекомендует активно использовать данную технологию в работе, так как использование метода
проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей, что дает возможность многогранно и глубже рассматривать любую тему. Проект, реализуемый по принципам ФГОС, предполагает модель партнерства. Таким образом, педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.
Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Для разработки проектов, мы используем форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)
После нескольких таких детских советов выработался определенный алгоритм планирования и проведения детского совета. Таким образом, многие успешные проекты воплотились в жизнь. Например, исследовательские — «Волшебная соль»
,
«Что такое снег?»
,
«Что за чудо мыльные пузыри»
,
«Моя прабабушка-наша гордость»
, творческие – «Сказка
«Кукушка»
,
«Великая Отечественная война»
.
Давайте рассмотрим алгоритм планирования Детского совета на тему
«Народная якутская песня «Саадьаай оус»
.
Этапы планирования Роль педагога Вопросы, которые могут быть заданы
Инициирую общее обсуждение на детском совете, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Выступаю в роли модератора, помогая детям обсуждать, договариваться, делать выбор и принимать решения Какое у вас настроение?
Кто хочет сразу задать вопрос?
Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями?
Чем нам может помочь эта новость?
Что вас порадовало (удивило, огорчило?
Вовлекаю детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге – в выбор темы образовательного проекта. Поддерживаю детскую инициативу и креативность, демонстрирую партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
Помогаю детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Знакомство с темой проекта. Прослушивание народных песен. Выбор песни.
— Слышали ли вы раньше народные песни?
— О чем эта песня?
-Давайте вместе решим, как можно обыграть эту песню.
-Как бы вы исполнили эту песню?
-Каково настроение песни?
Составляем план Опрашиваю желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми.
Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых. Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться?
Что вы хотите сделать?
Что вы предполагаете сделать сегодня?
Что вы хотите узнать, чему научиться?
С чего вы начнете?
Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?
Реализуем задуманное Коротко рассказываю о том, что сама предлагаю им.
Планирую вместе с детьми свою деятельность как образец.
Помогаю детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирую выборы детей)
.
В течение дня спрашиваю о результатах, успехах и неудачах. Прослушивание песни. Учить песню, мелодию. Научиться петь самостоятельно. Хоровое исполнение. Предложения по исполнению. На этом этапе дети предложили ввести образ быка.
Проводим итоговый совет Подводим итоги и намечаем перспективы вместе с детьми. Поддерживаю стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.
Моя задача сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми.
Кто хочет рассказать о проделанной работе?
Какие трудности вы встретили?
Что было самое интересное?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Что легче всего было сделать?
Мы считаем, что детский совет – то место, время, форма, где самым естественным образом и формируются, и проявляются компетенции и ключевые компетентности.
Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Они с большой охотой поддерживают все наши проекты и начинания, шьют костюмы, готовят декорации, делают опыты со своими детьми.
Заключение: Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.
Развитие дошкольника через проектную деятельность
Метод проектов — один из новейших течений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется внимание и интерес.
Проектная деятельность-форма производственной деятельности.
В рамках проекта ведется самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социальный результат. Проект базируется на задаче, требует поиска исследования в разных направлениях, результаты которого суммируются и в целом будут обобщены. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает возможности решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заданной схеме. [5]
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей, но только в том случае, если педагог намерен сохранить проблемную ситуацию. Именно эта проектная деятельность отличается от производственной деятельности, при которой проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Поэтому в рамках дошкольного и начального образования, как отмечают исследователи и педагоги, психическая готовность включает в себя достаточно высокий уровень когнитивного развития, исследования и умственные операции [11].
Анализ ряда исследований (в. в. Гусев [20], Д. г. Левитес [16], Н. В. Матяш [18] показывает возможность и преимущество использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая заключается в том, что деятельность, где каждый аспект является целостным процессом, который принимает все особенности личности, в том числе познавательный интерес к операции.
Суть метода проектов — интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение определенной суммой знаний, и за счет проектной деятельности, стимулирования, которая предусматривает решение одной или нескольких проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — Ассоциация академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего равновесия на каждом этапе обучения.
Метод проектов основан на развитии познавательных интересов детей, умение конструировать свои знания в информационном пространстве, развитие критического мышления [9].
Познавательный интерес стимулирует избыточную надситуативную активность. Это явление было обнаружено в окрестностях исследователей (д. Б. Богоявленский [6], в. А. Петровский [19] и др.). Это стремление ребенка к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулирующее мероприятие»). Для ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Б. Д. [10] писал, что в этой способности не «удалять» в ответе, а «собирать» в новом вопросе тайну познавательного интереса, способности видеть что-то новое в предмете нет, так что вы можете видеть других.
Проектная деятельность — это особый вид взаимодействия ребенка и взрослого и должна основываться на определенных принципах [3]:
1. Действие проекта начинается, если нет прямого действия. Проектная деятельность-это когда ребенок видит проблему и ваше решение думать.
2. Проектная деятельность предполагает перемещение ребенка в комнате. Он ищет решения своих проблем во время деятельности методом проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант, но делает это самостоятельно. Например: воспитатель приглашает детей сделать подставку для кистей. Детям предлагается на выбор самый нетрадиционный материал. Педагог предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать «эскиз» опоры.
План ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги может привести к трудностям в реализации. И здесь он может рассчитывать на помощь друзей или взрослых. Совместная реализация плана ребенка позволяет лучше понимать друг друга и устанавливать доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна приводить к готовности выполнять работу за ребенка.
Проектная деятельность основывается на субъектности ребенка, на проявлении его инициативы, проявлении самостоятельной деятельности. Субъективность выражается при наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Например: при обсуждении подарков к 8 Марта некоторые дети предлагают сделать открытку. Все согласны. Воспитатель выслушивает все варианты. Хвалит ребенка за то, что он предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке. Попробуй придумать что-нибудь другое. Воспитатель дает начало включению всех детей в творческий проект. Любая детская инициатива должна быть поддержана и одобрена.
Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи ребенка, но и реализацию ее смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него что-то значимое. Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понимать и узнавать, что такое праздник? (это особенный день в жизни человека или страны). Почему мы празднуем это? Как мы выражаем свое отношение к празднику? И как только значение определено, вы можете искать способы его представления.
Деятельность проекта направлена на дошкольный возраст. Поскольку ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личностные смыслы в проектной деятельности, он всегда ищет адресата — того, кому адресовано его высказывание, оформленное как произведение. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженный социальный характер и является одним из немногих социально значимых действий, доступных для детей дошкольного возраста.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Работа может сочетать в себе различные области знаний, кроме того, имеются большие возможности в организации совместной учебно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей [15].
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует но воспитанию любознательного, еще самостоятельного, успешного но ребенка. Детям нужен политика определенный промежуток но времени, чтобы еще понять информацию, политика усвоив ее, они еще сделают более политика сложный виток в политика познании мира. В педагогической практике политика познавательный интерес политика рассматривают как но внешний стимул оно познавательных процессов, оно как средство политика активизации познавательной но деятельности обучающегося, еще как эффективный оно инструмент воспитателя, еще позволяющий ему политика сделать процесс но обучения привлекательным, но выделить в обучении оно именно тех но дошкольников, заставит политика активизировать мышление, еще волноваться и переживать, политика увлеченно работать оно над учебной но задачей.
Дошкольный возраст-оно это сензитивный оно период для оно развития познавательных но потребностей, поэтому политика очень важно еще своевременное стимулирование еще познавательных процессов и но развитие их но во всех политика сферах деятельности еще детей. Интерес к учебе-оно залог успешного политика обучения и эффективности еще образовательной деятельности в но целом. Познавательный интерес политика охватывает все политика три функции оно учебного процесса, оно традиционно выделяемые в политика дидактике: образовательную, политика развивающую, воспитательную. Благодаря чему но познавательный интерес, и еще знания, и процесс политика их приобретения политика могут стать политика движущей силой еще развития интеллекта и еще важным фактором политика воспитания личности, а но также основой политика для подготовки политика дошкольников к школе.
Проектная деятельность оно дошкольников-это оно условное воспроизводство в оно реальной практической но деятельности людей, но создает условия оно реального общения. Эффективность обучения оно здесь обусловлена в но первую очередь оно взрывом мотивации, политика повышением интереса к оно предмету.
Проектная деятельность но активизирует желание политика дошкольников контактировать политика друг с другом и но воспитателем, создает оно условия равноправия в политика речевом партнерстве, политика разрушает традиционный политика барьер между оно воспитателем и дошкольником. Эта работа но позволит робким, оно неуверенным в себе еще детям говорить и оно тем самым политика преодолеть барьер политика неопределенности. Здесь каждый еще получит роль и политика должен быть политика активным партнером в еще речевом общении.
В ходе реализации но проектов, дошкольники, но конечно, должны обладать еще такими элементами еще общения, как оно умение начать но беседу, поддержать ее, оно прервать собеседника в но нужный момент, еще согласиться с ним оно или опровергнуть еще его, умение еще целенаправленно слушать но собеседника, задавать оно уточняющие вопросы. Хорошим собеседником политика часто бывает политика тот, кто еще может наиболее политика четко распознать политика ситуацию, в которой еще находятся партнеры, политика учесть уже еще известную информацию и но выбрать языковые политика средства, которые оно будут эффективны политика для общения. Почти все политика время в проекте, основная политикаосновная о деятельность -это оно речевая практика, оно не только политика говорить, но и еще слушать как оно можно более политика активно, так еще как ребенок оно должен понимать еще реплику партнера, оно соотнести ее с оно ситуацией, определить, но насколько она политика соответствует ситуации и еще задаче общения и но правильно отреагировать оно на реплику.
Благодаря обоснованному и но адекватному сочетанию политика теории и практики оно проектная деятельность оно способствует актуализации оно знаний, умений и но навыков детей еще для самостоятельного политика поиска и решения но задач, стимулирует но интересы, потребность в еще творческой деятельности, оно создает условия политика для сотрудничества оно со взрослыми и оно сверстниками.
Список литературы:
1. Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Текст] « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6241).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: текст с изм. и доп. на 2021г. – М.: Эксмо, 2013.- 208с.
3. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуреобщей способности у дошкольников и младших школьников /Э.А. Баранова // ВестникМининского университета. — 2014. — № 3 (7). — С. 1.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческихспособностей [Текст] / З. М. Богуславская. — М.: Ось, 2012. – 189 с.
6. Богуславская, 3.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольноговозраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011. – 89 с.
7. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Голицын // Педагогика. – 2011 — № 3. – с.4-6.
8. Гризик, Т. Методологические основыпознавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 10. – с. 44-46.
9. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Знание, 2015. – 156 с.
10. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В.В.Давыдов. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
11. Данилов, М.А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов [Текст] / М.А. Данилов, В.Н. Малинин // Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 73-95.
12. Деркунская, В.А. Проектная деятельностьдошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Драгунская. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 114 с.
13. Истанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшегодошкольного возраста [ Текст] / И.В. Истанько //Управление дошкольным образовательнымучреждением. — 2004. — № 4. – с.12- 15.
14. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf, свободный. — (Дата обращения: 19.09.2016).
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2013. – 464 с.
16. Левитес, Д.Г. Школа дляпрофессионалов, или семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. — М.: МПСИ, 2011. — 256 c.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 2015. – 296 с.
18. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: Учебное пособие длястуд. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 160 c.
19. Петровский А.В. Психология [Текст]: учебн. пособие / А.В. Петровский. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2015. — 501 с
20. Проектный метод вдеятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практическихработников ДОУ / Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.