Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы


Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы

Образы сказочных героев “ЭКОЛЯТ” защищены охранным документом. Использование образов и наименований героев осуществляется только с письменного разрешения патентообладателей.

Авторы сказочных героев “Эколят” – друзей и защитников природы

Зотов Владимир Валентинович, руководитель Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы», сопредседатель Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации, заместитель исполнительного директора по развитию и связям с федеральными и региональными органами власти Сенаторского клуба Совета Федерации, член межведомственной Рабочей группы по вопросам экологического просвещения в Российской Федерации при Минприроды России, детский писатель, член Союза писателей России, кандидат педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования и Международной педагогической академии, член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН).

Зотова Татьяна Владимировна, соруководитель природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы», член Экспертно-координационного совета по развитию экологического и дополнительного образования на территории субъектов Российской Федерации, кандидат педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, член Союза журналистов России, автор учебного пособия “Азбука Природолюбия”.

Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут тебе весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.

Шалун ©

Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Умница ©

Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

Тихоня ©

Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

Елочка ©

У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут тебе ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

КАКИМИ ВЫРАСТУТ НАШИ ДЕТИ, ЗАВИСИТ ОТ НАС!

Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример — взрослого. Можно бесконечно говорить об уважении к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость!» — то пользы не будет

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, важен личный пример родителей! Их бережное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и приумножает природные богатства, сколько вкладывает труда.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Уважение детей к природеначинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы.

Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде.

Заинтересовывать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Ответственность — важное качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить зеленую травку, пшеничку, овес для домашнего питомца (хомяка, котенка, попугая). Посадить в горшок косточки фруктов и посмотрите, что получится, а весной пересадить саженец и ухаживать за ним. Ну, разве это не чудо.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интереса к природе, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки на природу. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы.

В непосредственном соприкосновении с ней у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Если во время прогулок систематически наблюдать за насекомыми, растениями, птицами вместе с детьми, то у них накопятся определённые знания в этой области. Первые уроки мышления должны быть среди природы.

Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют мысли и интересы малыша.

Предлагаемая литература для детей 3 – 4 лет: «Репка», «Цыплёнок» Корнея Чуковского. Книжки Владимира Сутеева «Под грибом»»Цыплёнок и утёнок» «Палочка-выручалочка», «Яблоко» и другие. Стихи Самуила Маршака «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?». В. Бианки «Как муравей домой спешил» другие. Сюда же относятся народные сказки о животных «Хвосты», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе» и многие другие истории. С возрастом произведения усложняются.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание, которого связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок и родители могут эмоционально общаться – ухаживать, играть, разговаривать. Ребенок становится более общительным, подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Особое значение имеет художественно-творческая деятельность

Организуя дома художественную мастерскую

  • лепка: из глины, пластилина, теста
  • аппликация, конструирование с применением круп, и природных материалов
  • рисование с помощью растительных элементов

Способствует эмоциональному раскрытию ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, воспитывает уважение детей к природе. Творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры, эксперименты, прогулки, на чтение, творчество. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Эколята-дошколята

Всем известно, что 2021 год был объявлен годом экологии в России. По указу президента была создана целая комиссия по проведению года экологии. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности были разработаны ряд социальных проектов, в которых задействованы дети разного возраста. Для детей в детском саду — это проект «Эколоята-дошколята».

Фотоотчет «Эколята-молодые защитники природы»

Ольга Клименкова

Фотоотчет «Эколята-молодые защитники природы»

В рамках проекта «Эколята-молодые защитники природы»

произошло знакомство с героями. Дети познакомились с каждым героем отдельно, узнали их интересы, характер. Но всех их объединяет любовь к
природе и забота о ней.
Рисунок Алибаевой Рианы и описание к нему.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

Поделка «Эколята — защитники природы»

Марина Чаплыгина
Поделка «Эколята — защитники природы»

Вот такие замечательные Эколята поселились в нашем детском саду! Ростом они как детки 4-5 лет. Теперь ребята еще с большим удовольствием участвуют в мероприятиях экологической направленности, узнают много нового и интересного.

Сделала я их из уже полюбившегося паролончика 10 мм, каркас из пластиковой бутылки и металлопластиковой трубы, его я обтянула паролоном и раскрасила гуашью с помощью губки, ботиночки вылепила из цемента, чтобы фигурки были более устойчивыми. волосы из тонких полосок паролона, личики разрисовала красками, а глазки из фоамирана, ручки и ножки Эколят легко гнутся и держат форму. Я постаралась учесть все тонкости изображений героев которые выставлены на всем известном сайте «Эколята молодые защитники природы«. По моему получилось очень похоже, главное что наши детки в восторге от новых друзей. Впереди у нас ещё много интересных занятий с Шалуном, Умницей, Ёлочкой и Тихоней. Надеюсь что вам понравились наши малыши и Вы поселите и у себя таких же.

Фотоотчет «Эколята — защитники природы» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и. Фотоотчет «Эколята — защитники природы» В нашей группе произошло знакомство с Эколятами. Кто они такие и для чего нужны, обо всем об этом узнали наши детки. Знакомство проходило. Фотогазета «Эколята — мы, защитники природы» Фотогазета «Эколята – мы, защитники природы». «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот плохой гражданин». Федор Достоевский.

Презентация «Эколята — молодые защитники природы» 1 слайд:В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека.

Проект «Эколята — юные защитники природы!» ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями,.

Сценарий праздника «Эколята-молодые защитники Природы» СЦЕНАРИЙ 2018 праздника «Эколята-Молодые защитники Природы»-2018 Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на участке.

Уголок «Эколята — маленькие защитники природы» Цель:формировать у воспитанников богатый внутренний мир, систему ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру. В группе.

Презентация «Эколята — молодые защитники природы» «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа» Систематические наблюдения в природе учат детей.

Экологический праздник в ДОО «Эколята — юные защитники природы» Праздник «Эколята – юные защитники природы» Возрастная группа – 5-7 лет Количество участников – 32 человека Авторы: Парий Галина Сергеевна.

Источник

Зеленые грезы: почему защитники природы неправы


Сегодня заботой о планете пропитано все информационное пространство. Рекламные кампании строятся вокруг «натурального» и «органического», а петиции о спасении тайских слонов или арктических тюленей собирают сотни тысяч подписей за пару дней. Казалось бы, человечеству небезразлична судьба собственной планеты, и оно делает осознанные шаги, чтобы избежать краха, — но все далеко не так просто. Дело вовсе не в том, что планете не нужна наша забота, — конечно, нужна, ей так-то довольно плохо. О планете следует заботиться, ей надо помогать. Однако те, кто пытаются это сделать, по большей части живут в мире грез. Общественное восприятие защиты природы построено на в корне неверном мировоззрении.

Разобраться, что к чему, важно хотя бы потому, что природу мы пытаемся сохранить исходя из наших общих представлений о том, что этой природе нужно. Если в головах людей живут демоны, то даже самые благие намерения пользы не принесут. В том, чтобы планета была здорова, заинтересованы все мы, и помогать ей надо правильно, чтобы не наломать дров.

Природа — это…

Сперва надо понять, что же такое «природа», — и уже тут мы сталкиваемся с проблемой. Большинство «зеленых» людей живет в выдуманном мире, в котором природа гармонична. Будто бы все в ней сбалансировано, словно в Эдеме, пока в него не сунется человек. Миф этот пришел из неоязычества и философии нью-эйдж, которую создали люди, мало смыслящие не только в природе, но и в жизни, Вселенной, да и вообще, прямо скажем, недалекие.

Философия нью-эйдж подарила нам еще один миф — о добрых животных, которым небезразлична судьба друг друга. Почему миф, спросите вы, как же ролики на ютьюбе? Мы видели, как львица выхаживает детеныша газели, а гиппопотам отпугивает крокодила, напавшего на антилопу!

Видео, естественно, реальные, но судить по ним о животном царстве — все равно что составлять мнение о русской культуре по трем песням «Руки вверх». (Аномальное поведение животных очень легко объяснить. Львица, скорее всего, потеряла детеныша, и гормоны, отвечающие за родительскую заботу, делают из нее робота, принимающего за ребенка все, что внешним видом и запахом напоминает ее отпрыска.)

Мифы нью-эйдж, как и само течение, имеют мало общего с логикой и реальным положением вещей. В действительности природа сбалансирована даже хуже, чем рыночная экономика. Единственная причина ее устойчивости — немыслимое количество элементов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Любое незначительное воздействие, вроде вымирания одного вида, компенсируется за счет тысяч других, готовых занять его место.

Думать о природе как о едином организме — порочное занятие, потому что в ней нет места понятию общего блага или общей цели. Каждый вид, каждое животное или растение считается только с собственными интересами. Мы такие же эгоисты именно потому, что мы животные. Все, что есть у нас, в той или иной степени есть у них.

Звери бывают жадными и расточительными. Многие хищники, например волки, будут поглощать еду, пока она не кончится. Иногда — пока у них в прямом смысле не лопнет желудок. Макаки никогда не доедят фрукт, если рядом висит другой — целый. Какаду так вообще наедаются до такой степени, что не могут летать. Если бы у животных были наши возможности, планета превратилась бы сначала в огромный сад (все остальное было бы уничтожено), а потом — в такую же огромную помойку.

Животные жестоки. Косатки выбрасываются на берег, хватают новорожденных тюленят и утаскивают в море — только затем, чтобы играть живым комочком, подкидывать его высоко-высоко в небо и отбивать сильным ударом хвоста. Выдры насилуют до смерти тюленят, морские котики — пингвинов. Не говоря уже о шимпанзе с их войнами и о кошачьих с их играми. Нужно быть человеком, чтобы подавлять свои жестокие порывы. Дети, которые мучают собак или залезают в сумку кенгуру, всего лишь ведут себя в соответствии со своей природой.

Но дело не только в индивидах. Любой вид стремится заполнить собой все возможное пространство и употребить все возможные ресурсы. Природе чужда мысль о будущем, ей чуждо планирование. Около миллиарда лет назад древние водоросли придумали делать кислород — и это уничтожило всех, кто не смог им дышать (то есть всю остальную планету). Раньше по всей Евразии ходили гиены — теперь их нет, потому что 2 млн лет назад из Америки пришли волки.

Для природы меняться — это нормально, равно как для видов — вымирать. Никакой гармонии, никакого божественного замысла в этом нет. Единственное правило природы — бери от жизни все. Это приведет к гибели вообще всех? Ну и ладно.

Первозданный рай.

Вера в миф о гармоничной матушке-Земле всегда порождает желание сохранить природу в ее первозданном виде. Зоозащитные общества выкупают леса с целью вернуть их в то состояние, в котором они были до появления человека. Населить их жившими там зверями, насадить «правильные» растения. Казалось бы, в чем тут проблема? Проблема в том, что определение «первозданный вид» применительно к природе следует понимать как «раскаленный газ» (или что там было во время Большого взрыва?). Тот лес, который рос на месте, скажем, Манхэттена, пришел на смену другому лесу, тот — на смену степи или болоту, и так вплоть до безжизненного камня (и даже далее).

Уверенность в том, что «дочеловеческий» равно «хороший», — наша блажь. Если такой «дочеловеческий» лес «восстанавливается» на месте бывшего завода, в этом нет ничего страшного — но ведь так происходит не всегда. К примеру, в Австралии активисты пытаются очистить леса от завезенных видов. Иноземные растения считаются злом, с ними ведется нешуточная борьба. Но если посмотреть шире, то окажется, что 40 млн лет назад все «местные» виды тоже были чужеземными и точно так же вытесняли тех, кто был до них. Объективных причин ценить одних и бороться с другими нет. К тому же нельзя сказать, что даже с консервативной точки зрения виды-пришельцы однозначно «плохи».

К примеру, ползучая лоза — лантана, заполонившая все эвкалиптовые леса, — позволила размножиться многим видам птиц и рептилий, которым до этого негде было укрыться от хищников. С лантаной ведется активная борьба на том основании, что она вытеснила местный кустарник. Но чего на самом деле пытаются добиться ее противники? Сражаются ли они за свою ностальгию? Понимают ли они, что теперь этот новый вид — полноправный член леса и что его уничтожение обернется катастрофой для многих животных, которые теперь зависят от лантаны?

Как и природа в целом, любая экосистема меняется. Еще 3000 лет назад львы обитали почти по всей Евразии. Потом пришел человек — и их не стало. Если мы решим вернуть лесам Италии «первозданный» вид и поселим в них львов, это приведет к неминуемой гибели всех тех животных, которые прижились там в их отсутствие. Это, в свою очередь, повлечет изменение лесов, и, скорее всего, львы в них жить не смогут и вымрут, а это спровоцирует очередное изменение и т. д. А что делать с дикими животными, вроде североамериканских мустангов или собаки динго, которые стали частью экосистемы только благодаря человеку? И это далеко не единственная причина, по которой глупо пытаться вернуть природу к «дочеловеческому» состоянию.

Если честно, мы вообще не знаем, как она выглядела до прихода человека. За исключением нескольких плавающих в астрале островов, на планете нет не тронутого нами места. Наши предки или кузены побывали везде и очень-очень давно, еще до последнего ледникового периода. Если мы хотим сделать все таким, каким оно было до нас, то надо сперва понять, каким же оно, собственно говоря, было, потом уничтожить все то, что есть сейчас (вообще все), и только после этого воссоздать природу в ее «палеолитическом состоянии». Она, конечно, почти сразу же зачахнет, ибо ни Солнце, ни Земля, ни атмосфера уже не те, но это нас не волнует. Ведь если мы на это всё решимся, то мы явно очень странные.

Уйти и больше не трогать.

Конечно, есть и другие проблемы. В сфере, в которой всем заправляют не профессионалы, а домохозяйки, не может быть иначе. Вас волнует судьба тигров? Хорошо. Вы даете деньги на их спасение. Это почетно и замечательно. Но судьба каких-нибудь ящериц, скажем крошечных, размером со спичечную головку, хамелеонов с Мадагаскара, обитающих на клочке земли в пару квадратных метров, волнует мало кого. Ведь что такое ящерка? Насекомые же вообще вымирают тысячами видов, и никому нет до этого никакого дела.

Мы спасаем только тех, кому можем сочувствовать, кто выглядит красиво, кто что-то для нас значит. Люди имеют право так поступать, но считать это гигантским вкладом в спасение природы глупо. Нам также катастрофически не хватает знаний. Мы на самом деле очень плохо представляем себе, сколько видов населяет планету и как они живут. Спасая одних, мы убиваем других, и наоборот. К примеру, тростниковая жаба из Аргентины, которую по дурости фермеров завезли в Австралию, изрядно сократила численность почти всех местных хищников: в ее коже содержится сильнейший яд. Однако многие редкие виды, вроде гадюкообразных смертельных змей (реальное название), наоборот, стали жить лучше — потому что теперь их меньше едят.

Это не значит, что во все уголки планеты нужно завезти жаб. Это значит, что природа гораздо сложнее наших о ней представлений. Неудивительно, что многие современные экологи на вопрос, как спасать природу, отвечают: «Уйти и больше не трогать».

Весь мир — для нас.

Но и неверное мировоззрение, и неверные намерения — только вершина айсберга, суть главной проблемы лежит куда глубже. Что мы имеем в виду, говоря «охрана природы»? Охрана — от кого? От нас. А мы кто? Почему мы выделяем себя из природы? Этот образ мысли уходит корнями в авраамические религии, которые ставят человека хозяином над всем остальным.

Конечно, мы (по крайней мере большинство из нас) уже долгое время не думаем о человеке как о хозяине природы — но мы также не думаем о нем и как о ее части. Человек стоит где-то сбоку, в стороне. Есть он — и есть природа.

Подобные представления ошибочны уже хотя бы потому, что именно мы сделали планету такой, какая она есть сейчас. Мы построили города, и мы же превратили болота в леса. Мы уничтожили одни виды и позволили размножиться другим. До прихода человека Северную Америку населяли разные чудища, например крупные броненосцы. Их не стало — и это позволило расцвести другим видам, скажем бизонам. Мы часть природы, и граница между ней и нами не просто искусственна — ее нет вообще. С другой стороны, мы сохраняем природу не ради нее самой (природе все равно), а ради самих себя. Не нужно обманываться.

Единственный вид, которому есть дело до выживания других видов, зовется Homo sapiens.

Закрывая природу в заповедники, запрещая в них вход, мы не просто теряем с ней связь — мы обкрадываем себя. На свете еще осталось множество прекрасных мест и созданий, и когда мы помогаем им выживать, то поступаем правильно. Но только потому, что они нужны нам. Мы хотим, чтобы они были. Нужно перестать себе врать. Единственная причина, по которой мы спасаем орангутанов и носорогов, состоит в том, что это важно для нас. Когда мы все наконец это поймем, станет намного лучше: только тогда мы сможем правильно использовать все то, что есть на Земле.

Статья была впервые опубликована 25 августа 2015 года в журнале «Метрополь»

Положение

ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Молодые защитники Природы» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (5 – 11 классы)

Актуальность Проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка и подростка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Формирование у детей и подростков экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментариев экологического образования и воспитания учащихся общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего и (или) среднего общего образования, как части патриотического воспитания, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы».

Проект «Молодые защитники Природы» является следующим за экологическими природоохранными социально-образовательными проектами «Эколята – Дошколята» (дошкольные образовательные организации) и «Эколята» (1-4 класс) этапом общего процесса формирования экологической культуры учащегося.

Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в средних и старших классах школ российских регионов.

Цель Проекта

Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Задачи Проекта

• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы; • способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы; • помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека; • расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей; • помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром; • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках Проекта с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Учащимся 5 – 11 классов предлагается во время обучения в школе стать участниками проекта «Молодые защитники Природы».

Каждому члену Проекта вручается Свидетельство и Знак «Молодой защитник Природы».

С 5 по 11 класс реализуется программа по развитию природоохранной и экологической деятельности, формированию экологической культуры и культуры природолюбия учащегося.

К 14 годам подросток становится гражданином, ему вручается паспорт. К этому возрасту у подростка формируется гражданская позиция по отношению к природе родного края, как части природного наследия страны.

Во время вручения общегражданского паспорта подросток может принести Клятву гражданина России по сохранению природы своей малой родины (на верность Родине).

В Клятве говориться, что он, как гражданин России, обязуется беречь природу своей родины как части национального природного наследия и достояния своего государства, которое необходимо сохранить и передать будущим поколениям.

После Клятвы учащемуся вручается Диплом «Защитника природы своей малой Родины».

Особенностью Проекта «Молодые защитники Природы является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и формирования у подростка культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка и подростка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С учащимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг общеобразовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы учащихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию учащегося.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия; • повышение общей культуры; • формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.

Задачи Проекта решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения; • предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы; • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования; • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы; • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем; • предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории общеобразовательных организаций любого региона Российской Федерации.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у учащихся.

Исполнительными структурами по развитию Проекта «Молодые защитники Природы» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

Проект «Молодые защитники Природы» базируется на:

• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования учащегося, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний; • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария; • использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Молодые защитники Природы», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у подростка культуры природолюбия; • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ; • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; • предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.

Проект «Молодые защитники Природы» с целью формирования у учащихся средних и старших классов культуры природолюбия предусматривает:

• использование в общеобразовательных организациях учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • использование в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов; • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта; • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание разнообразных игровых комплексов и программ для общеобразовательных организаций, а также для организации занятий в семье; • разработку специальных элементов оформления помещений в общеобразовательных организациях; • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников; • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах; • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы; • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации; • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих к общеобразовательным организациям территорий для проведения в рамках Проекта занятий с учащимися; • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Проект «Молодые защитники Природы» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание учащихся в школе и в семье, направленное на развитие у них культуры природолюбия.

Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании; • преемственность при рассмотрении изучаемых тем; • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; • простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов; • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; • добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы; • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:

• урок; • тематическое занятие; • чтение; • беседа; • наблюдение; • обсуждение; • прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений; • задание; • игра; • просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма; • просмотр фрагментов телевизионной передачи; • просмотр тематического мультипликационного фильма; • прослушивание радиопередачи; • викторина; • конкурс; • тематическое оформление классов и помещений; • встреча; • утренник; • прогулка; • работа на природе; • проведение опыта; • экскурсия; • поход; • акция; • тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:

• учебное пособие «Молодые защитники Природы»; • учебники и учебные пособия; • различные тематические книги; • хрестоматии; • рабочие тетради и дневники; • альбомы и тетради для раскрашивания; • наглядные и раздаточные материалы; • журналы и газеты; • художественные, познавательные и научно-популярные произведения; • энциклопедические и справочные издания; • аудио и видеоносители информации; • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • элементы мультипликации и диафильма; • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры; • театральные постановки, их фрагменты и элементы; • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы; • музеи и картинные галереи; • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции; • опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории; • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром. • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Молодые защитники Природы» (с учетом возрастных характеристик):

• «Природа вокруг нас»; • «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); • «Времена года»; • «Время суток»; • «Животные и растения»; • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; • «Человек не может жить без Природы»; • «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»; • «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» • «Помоги Природе, помоги своему другу!» • «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»; • «Сохрани Природу от пожара»; • «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; • «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):

• Будь аккуратен с Природой • Береги Природу • Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе • Умей гулять на Природе • Дружить с Природой • Единство Человека и Природы • Жалеть Природу • Заботиться о Природе • Исследовать, изучать Природу • Красная книга • Любить Природу, любоваться Природой • Многообразие Природы • Наблюдать за Природой • Ответственность перед Природой • Природолюбие • Радоваться вместе с Природой • Сохранить Природу • Трудиться на благо природе • Уважать Природу • Фантазировать вместе с Природой • Ходить в гости к Природе • Ценность Природы • Чудеса Природы • Шёпот Природы • Щедрость Природы • Экология • Юный натуралист • Явления природы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]