Физкультминутки для студентов колледжа (коррекционная группа)


Статья:

Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Физкультминутки- это небольшой комплекс физических упражнений: наклонов, потягиваний, поворотов, прыжков. Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.
Учителю важно помнить, что упражнения и сопутствующее стихотворение нужно периодически менять.

*** Ветер дует нам в лицо, — детки машут ручками себе на лицо Закачалось деревцо. — поднимаем руки вверх и качаемся Ветер тише, тише, тише. — приседаем Деревцо все выше, выше. — встаем, тянемся руками вверх.

*** Буратино потянулся, — поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки Раз – нагнулся, — наклоны вперед, доставая пальчиками до пола Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, — разводим руки в стороны Ключик видно не нашел. — качаем головой Чтобы ключик нам достать, — поднимаем ручки вверх Нужно на носочки встать. — тянемся вверх, вставая на мысочки.

***

Мы — веселые мартышки, — дети встают со своих мест Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, — топают ногами (ходьба) Все руками хлопаем, — хлопают в ладоши Надуваем щечки, — надувают детки щеки Скачем на носочках. — прыжки Дружно прыгнем к потолку, — высокий прыжок Пальчик поднесем к виску — подносим оба указательных пальца к виску И друг другу даже Язычки покажем! — показывают языки Шире рот откроем , — открывают рот Гримасы все состроим. — строят гримасы Как скажу я слово три, Все гримасы убери. Раз, два, три!- садятся на места

*** Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.

*** Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.

*** Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.

Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!

*** Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.

*** Все подняли руки — раз! На носках стоит весь класс, Два — присели, руки вниз, На соседа повернись. Раз! — И вверх, Два! — И вниз, И к соседу повернись. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз — присели, Два — поднялись. Кто старался приседать, Может уже отдыхать.

*** Раз, два – наклонимся мы слегка. Три, четыре – руки в боки, будем делать многоскоки. Пять, шесть – на лесенку надо влезть. Семь, восемь – пробежаться вас попросим. Девять, десять – вот и всё. Скоро встретимся ещё.

*** С добрым утром, детвора! — детки поднимаются из-за парт и становятся в проход Просыпаться всем пора! Потянулись – потянулись. — потягиваются на мысочках Вот уже почти проснулись. Руки в стороны, вперёд, — руки разводим в стороны и сводят вперед А теперь наоборот. Наклонились до носочков, — наклон к носочкам Пробежались на мысочках. — тихонечко бежим на месте Прыгай дружно прыг да скок. — прыжки на месте Продолжаем свой урок. — дети садятся за парты.

*** Утром дети в лес пошли — дети шагают, высоко поднимая ноги И в лесу грибы нашли — выполняют приседания, Наклонялись, собирали — наклоны вперёд, По дороге растеряли — разведение рук в стороны.

*** У меня спина прямая, — дети встают и расправляют плечи Я наклонов не боюсь — наклоны вперед. Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. — делаем повороты. Раз — два, три — четыре. Три — четыре, раз — два. Я хожу с осанкой гордой. — поворачиваются в стороны Прямо голову держу, — поклон вперед Никуда я не спешу. — руки за спину и ходьба на месте Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте Я могу и поклониться. — поклон И присесть, и наклониться, — приседание и поклон вперед Повернись туда — сюда! — повороты Ох, прямешенька спина! Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте.

Организация и проведение физкультминуток

Лариса Васильева

Организация и проведение физкультминуток

Доклад на тему:

«Организация и проведение физкультминуток»

Понятие о физкультминутке.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, цель которых- предупредить утомление, восстановить работоспособность мозга в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Любая деятельность для дошкольников, не связанная с движением- это нагрузка на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по математике, развитию речи, окружающему миру, способствовать их отдыху во время занятий.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство»

. Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. В результате у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, плохо сказывается на работе жизненно важных функций
организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.
Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин. ; проводить их рекомендуется, начиная с младшей группы.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, подтягивания, наклоны, повороты, а также прыжки, подскоки, ходьба или бег на месте. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера (как птички летают, как зайчики прыгают,как едет машина)

В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. (например,
«По ровненькой дорожке.»
,
«Сова»
и др.)

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки рекомендуется проводить на занятиях по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике. («Найди свой домик»

,
«Кто быстрее?»
)

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись или пение. Лучше подходят мелодии умеренного ритма, тихие.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. Текст стихотворения (потешки, загадки, считалки.)

должен быть высокохудожественным. Содержание текста должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями;использование имитационных движений: животных (лиса, медведь, заяц,спортсменов (лыжник, конькобежец, трудовые действия (рубим капусту, едем на поезде)

.

Организация физкультминуток

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки проводятся примерно в середине занятия, так как именно в это время дети начинают утомляться.

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками, связанными с темой и содержанием деятельности, желательно сопровождающиеся стихами. Но физкультминутка может сопровождаться текстом, не связанным с содержанием занятия, так как не все занятия можно «подогнать»

под тематическое планирование.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем заранее. (чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или посмотрев на картинку).

Различных физминуток множество. В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками. Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего.

Надо учитывать и то, что при большом интересе детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Значит, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь, работают над ней до конца занятия.

Виды физкультминуток

Все физкультминуткиусловно можно разделить на несколько групп:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения для снятия общего и локального утомления т. п. ,. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, кот, хомячок, кузнечик, зайка, петух, ворона и т. п.

2. Физкультминутки, которые можно проводитьна утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка»

,
«Буратино»
,
«Солнышко»
,
«Ветер»
,
«Часы»
,
«Бабочки»
,
«Веселый мяч»
,
«Прогулка»
и другие

3. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки»

,
«Свинки»
,
«Братец, где ты был?»
,
«Пальчики»
и другие. На
физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»
; упражнения
«Сова»
,
«Умная шляпа»
и др.

4.Упражнения для профилактики плоскостопия: «Балерина»

» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах).
«Цапля»(ходьба на носках, спина прямая.)«Медвежонок»(ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней, руки на поясе)
.

5. Упражнения, корректирующие осанку. Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. «Ели, ёлки, ёлочки»

(стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая.
«Аист»
(спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая).
«Равновесие»
(выполняется как сидя, так и стоя ;дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь ;стараются удержать предмет на голове, считают до 10).

Рекомендации по проведению физкультминуток

1. Перед знакомством с физкультминуткой следует обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению, охватывать в основном крупные мышечные группы. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки.

3. Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, при этом показывая собственную увлеченность игрой.

4. Проговаривать тексты физкультминутоквоспитатель должен выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При произнесении текста детьми надо следить за тем, чтобы вдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

6. Не рекомендуется ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст)

.

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, поощряйте успехи.

8. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию детей.

9. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

10. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

11. Если дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]