Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ
1.Кто быстрее?
Цель:
закрепить представления детей о внешнем виде растения
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры:
карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)
Ход игры:
Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
2.Горячо – холодно
Цель:
поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал:
карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры:
Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем ( Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
3.Найди по описанию
Цель:
закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.
Игровая задача:
найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры:
Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
4. Скорая помощь (экологическая игра на прогулке)
Цель:
воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача:
осмотреть «пациентов» — деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.
Материалы:
палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…
Ход игры:
на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь.
5. Лото « Что где растет?»
Цель:
закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.
Игровая задача:
заполнить игровое поле.
Материалы:
игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры:
Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и , доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.
5.Аптека Айболита
Цель:
сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал:
плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).
Ход игры:
воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
6.Что где зреет?
Цель:
учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры:
на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка
7.Чего не стало?
Цель:
учить называть растение по памяти (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность.
Игровая задача:
отгадать, какого растения не стало.
Правило
. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Материал:
на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры
. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
7. Следопыты
Цель:
развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача:
разгадать тайну природы.
Материал:
для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры:
Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты.
Например:
как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
8.Что изменилось?
Цель:
закреплять знания детей о растениях, их названиях , уметь находить сходства по соответствующим признакам.
Игровая задача:
поиск похожего предмета по сходству.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Материалы:
одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры:
Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
9.Найди такой же
Цель:
закрепить знания о внешнем виде комнатных растений, развивать внимательность и наблюдательность.
Игровая задача:
дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Материалы:
на двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры:
Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-
ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
10.Где спряталась матрешка
Цель:
учить находить предмет по перечисленным признакам, развивать наблюдательность и учить делать простейшие выводы.
Игровая задача:
поиск спрятанной игрушки.
Правило:
смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Материалы:
на столе расставляют 4—5 растений
Первый вариант.
Ход игры:
Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Второй вариант.
Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.
11.
Найди листок, какой покажу
Цель:
упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача:
бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.
Ход игры :
Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
12.Найди
вбукететакой желисток
Цель:
развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.
Игровая задача:
поиск похожего предмета.
Правило:
листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Материалы:
подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.
13.Такой листок, лети ко мне!
Цель:
упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача:
подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Материалы:
подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры:
Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
14. Листик
Цель:
развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.
Игровая задача:
поиски предмета.
Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
15.Найди свой дом
Цель:
упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача:
поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры:
В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»
Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них. Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам. Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется. Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»
Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы. Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид. Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением. Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.