Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Родители младших школьников и педагоги начальных классов нередко сетуют на почерк современных детей и на то, что они неаккуратно ведут свои тетради. Взрослым кажется, что ученики не проявляют должного усердия при выполнении письменных работ, из-за чего и страдает внешний вид букв и цифр.

Но далеко не всегда причина плохого почерка кроется в отсутствии стараний со стороны школьника. Специалисты считают, что именно низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте становится причиной неаккуратного письма в дальнейшем. Поэтому и рекомендуется тренировать эти способности с детства.

ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Владение пальцами рук – это важнейший навык для человека. Он используется почти в любой деятельности, связанной с учебой или работой. Без умения тщательно вымерять каждое движение невозможно освоить письмо, рисование, печать на компьютере. Даже такие повседневные задачи, как завязывание шнурков на обуви или распутывание проводов от наушников, требуют от нас высокого уровня владения пальцами. Именно поэтому моторному развитию уделяется внимание с самых ранних лет малыша.

Учеными уже давно выявлена связь между навыком владения пальцами и интеллектуальным развитием. Тренировка гибкости и подвижности рук также дает нагрузку на те области коры головного мозга, которые отвечают за память, внимание, речь и визуальное восприятие информации. Так совершенствование точности и силы нажатия пальцев напрямую отражается и на других способностях ребенка.

Многие игры в детском саду и дома направлены на развитие тех навыков, которые пригодятся уже в первом классе, и тренировка подвижности рук не является исключением. Именно она станет основой для обучения письму и дальнейшего формирования красивого почерка. Поэтому развитие мелкой моторики у детей раннего возраста требует особенного внимания. Какие важные нюансы необходимо учесть родителям?

Мелкая моторика — что это, и как она влияет на состояние ребенка?

Представьте, как Вы поднимаете теннисный мячик и рисовое зернышко. Согласитесь, брать мяч гораздо легче и быстрее: сомкнул пальцы и готово. То ли дело поднять маленькое зерно — здесь уже нужно приловчиться, подцепить и удержать эту крошку.

Все дело в физиологии. Кисти человеческих рук оснащены большим количеством мышц, как крупных, так и мелких. Крупные мышцы мы тренируем каждый раз, как совершаем любые движения кистями и пальцами. А вот мелкие мышцы «отдыхают» и не развиваются до тех пор, пока мы не начнем делать мелкие и точные манипуляции.

Дайте младенцу монетку — он зажмет ее в ладони, как бы интересна она ему ни была. А вот четырех-пятилетний ребенок уже сможет взять ее пальцами и осторожно осмотреть. В этом простом различии и заключается действие развитой мелкой моторики.

Итак, мелкая моторика — это степень развития мелких мышц кистей рук, которые используются при точных и мелких движениях. Тогда зачем ее развивать?

Ажиотаж вокруг мелкой моторики начался достаточно давно, когда М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия обнаружили интересную взаимосвязь: дети с задержкой речевого развития не могли работать с небольшими предметами, тогда как дети с нормальным уровнем развития активно их использовали.

Это открытие стало импульсом к другим исследованиям в области психологии, педагогики и физиологии. В итоге обнаружилось, что точность выполнения мелких манипуляций связана с работой речевых отделов мозга, сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти и зрения.

Соответственно, работая над мелкой моторикой ребенка, Вы не только развиваете мелкие мышцы рук, но и тренируете его мозг, задействуете зрительную, костную, мышечную, нервную системы. Неплохой бонус для заботливого родителя, не так ли?

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Будь то тренировка мелкой моторики или развитие других навыков – если речь идет о ребенке, то родители должны учитывать целый ряд рекомендаций, чтобы занятия были и продуктивными, и безвредными. Прежде всего нужно подобрать такие упражнения, которые включают в себя элементы игры. Ребенок не должен переутомляться и уставать от занятий, иначе он потеряет мотивацию к тренировкам. В подобном случае очень сложно будет добиться какого-либо видимого результата.

Когда ребенку предлагается выполнить то или иное задание, родители должны присутствовать рядом с ним и активно участвовать в процессе тренировки. Помогайте малышу, если у него возникли трудности с каким-либо упражнением, и хвалите, даже если не все получается. Тогда тренировки не будут вызывать у ребенка негативных ассоциаций.

Занятия не должны занимать много времени. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем выполнять одно и то же упражнение длительное время. Подберите несколько игр, которые способствуют развитию моторики у ребенка и чередуйте их в течение недели. Чем разнообразнее будет нагрузка, тем легче будет сохранить интерес малыша.

Результативность подобных тренировок во многом зависит от выбора обучающих игр и упражнений. Поговорим о том, какие из них лучше всего подойдут для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ МОТОРИКИ РУК

Современные воспитатели детских садов и педагоги школ нередко отмечают, что моторное развитие малышей оставляет желать лучшего. Существует целый ряд игр и упражнений, которые позволяют улучшить подвижность и гибкость пальцев. Рассмотрим те из них, которые подходят даже маленьким детям и приносят наиболее высокие результаты:

  • пальчиковые игры. Главный плюс таких упражнений – это то, что они подходят даже для самых маленьких. Пальчиковые игры являются и веселыми потешками, поднимающими настроение малыша, и важной тренировкой подвижности и гибкости рук ребенка.
  • оригами. Сложение различных фигурок из бумаги способствует не только развитию гибкости пальцев, но и формированию усидчивости у маленьких детей. Поначалу такие упражнения будут даваться с трудом, но постепенно малыши улучшат свои навыки и научатся придавать бумаге самые неожиданные формы.
  • лепка из пластилина или из теста. Этот вид творчества способствует развитию моторики пальцев и отлично тренирует кисти рук. Чтобы задуманная фигурка получилась, требуется тщательно вымерять каждое движение, ведь слишком мягкое или сильное нажатие может испортить работу.
  • шнуровка. Даже обычное завязывание шнурков на обуви является важной тренировкой мелкой моторики. Также можно предлагать ребенку распутывать нетугие узелки на веревочках – это упражнение поможет малышам научиться лучше контролировать движения пальцев.
  • сборка конструктора. Сегодня можно найти множество вариантов этих игрушек на любой вкус. Помимо пользы для развития пальцев, дети учатся проявлять свое воображение, действовать нешаблонно. Они по своему усмотрению располагают детали и собирают самые разные фигурки из одного и того же набора – дома, машинки, роботов и так далее.
  • рисование. Когда малыш рисует карандашом или красками, он учится выражать свою фантазию на бумаге. Помимо этого, ему приходится напрягать пальцы, контролировать их работу, что положительно сказывается на моторном развитии. Рисование можно назвать подготовительным этапом для обучения письму.

Так развитие мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте является своеобразной подготовкой для поступления в первый класс. Но нужно разносторонне совершенствовать навыки малышей, ведь гибкость и подвижность пальцев – это лишь одна из базовых способностей, которые нужно тренировать. Поговорим о программах, которые развивают и моторику рук, и интеллект дошкольников.

Статья:

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка — одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной. Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.

Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.

Для достижения этой цели наметила следующие задачи:

1.Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).

2.Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Описанные мною методы и приемы помогут в решении данной проблемы и достижении поставленной мною цели.

Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающей среды. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Он стремится исследовать мир вокруг себя, мир взрослых. Ему необходимо всё потрогать, пощупать, понюхать. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку, открыть интересующую его банку или коробку. А чтобы движения его рук стали более совершенными, необходимо предоставить ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности. А помочь ребёнку в этом, как раз и призваны взрослые: педагоги и родители.

«Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Педагоги психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев уже с первых месяцев жизни ребёнка.

В моей группе двухлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. В начале года я провела исследование нервно-психического развития детей. Большинство из них не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. В начале года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр они силой заталкивали предметы в отверстия или ёмкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия. В семье развитию мелкой моторики рук не уделялось должного внимания, всю работу пальцев рук за них делали взрослые. Поэтому тренировку движений пальцев и всей кисти рук я взяла под особый контроль.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Начала эту работу с массажа пальцев.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного- оказывает благотворное влияние на состояние желудочка, среднего- на кишечник, безымянного- на сердце. Так что массаж пальцев рук положительно влияет ещё и на здоровье детей, и является весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Делая массаж ежедневно, я увидела благотворный результат: руки детей перестали быть мягкими, они, словно, наполнились силой. Массаж рук ребёнок может делать самостоятельно, используя различные предметы. Провожу такие игры-упражнения:

« Крути карандаш», « Непослушные шарики», « Не боюсь колючек»…

В работе я использую основной принцип дидактики: от простого — к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с чётким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут. Цель пальчиковых игр — развитие согласованных движений обеих рук и развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры — потешки:

«Сорока — белобока» — поочерёдное загибание пальцев;

« Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка…»- загибание в кулачок и разгибание пальцев как левой, так и правой руки.

« Этот пальчик хочет спать…»- поочерёдное загибание пальцев, кроме большого.

Если выполнение упражнения вызывает у детей некоторые затруднения, то я помогаю на первых занятиях удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.

Выполняем такие фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка и ушки», «Коза», имитируем игру на различных музыкальных инструментах.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. В дальнейшем упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцев рук.

«У оленя дом большой»,

«Ушки-ушки»,

«Мышка мылом мыла лапу»…

После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например — опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохну).

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика ( крупная и мелкая), пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки), втулочки, нанизывание бусин на шнурки…

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника.

При проведении таких игр не допускаю переутомления детей и уровень сложности игр должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Чтобы не потерялся интерес к игре, я, в случае затруднения – помогаю малышу: показываю ему, как нужно выполнить то или иное действие или беру его руки в свои и выполняю действия совместно.

Малышу интересно раскручивать и закручивать пробки. Одним из уникальных изобретений для этого являются развивающие тренажёры. Они дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев рук детей в сочетании со знакомством их с цветом и формирование мыслительной деятельности. С их помощью идёт отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Тренажёры очень просты в изготовлении, разнообразны по содержанию, тематике, по цветовому исполнению и очень нравятся детям.

Не менее интересны для детей раннего возраста такое занятие, как разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача — поддержать это стремление, направить его. Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, печь для них пирожное из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют различные машины и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребёнок пытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дом, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.

Определённую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет . Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:

«Водичка», «Наливаем — выливаем», «Угощение для друзей»,

«Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды,…

В своей работе я широко использую игры-шнуровки. Они не только развивают мелкую моторику, но и творческие способности, пространственное ориентирование, глазомер, внимание. Интересны детям и игры с прищепками. «Наряди елочку», «Сделай солнцу лучики»,

«Укрась цветочек», «прикрепи колючки ёжику».

Для развития мелкой моторики рук эффективны такие упражнения, как перебирание пуговиц, крупы, фасоли, бобов, гороха, нанизывания лапши, окрашенной в разные цвета, на шнурок.

Эффективен для развития тонкой моторики пальцев рук и пальчиковый театр. На пальчики одеваются тряпичные куклы и разыгрываются небольшие сюжеты. В действии может участвовать несколько персонажей.

Неотъемлемой частью для развития мелкой моторики рук является дидактический материал. В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых. Этот дидактический материал очень красочный и малыши с удовольствием играют с ним. Никакие промышленные игры не могут заменить игр, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними. Мною изготовлены такие дидактические игры:

«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,

«Солнышко», « Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».

Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно рисовать, лепить из пластилина или солёного теста, делать аппликацию, собирать пазлы и т.д. Но при этом следует помнить: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. В первую очередь, любое совместное занятие должно вызывать охоту к обучению, а не отбивать её.

Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность в застёгивании пуговиц, кнопок, в одевании и раздевании себя, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. Передо мною встал вопрос: «Как сделать из родителей помощников, союзников в решении данного вопроса?». Моя задача — донести до них значимость развитие моторики рук детей. Для этого были даны консультации: «Рука развивает мозг», «Пальчиковая гимнастика». Была организована выставка пособий с рекомендациями по их использованию. Были даны советы, как в домашних условиях развивать руку ребёнка используя то, что есть под рукой: грецкие орехи, ложки, диски, прищепки, крупы, макароны, пуговицы, счётные палочки, стаканы, вода… Совместно с родителями были для этой цели изготовлены дидактические игры: « Корзины с фруктами», «Ёжики», «Рыбки», « Шахматы», «Аленький цветок». Сшита пирамидка-корова.

Многолетняя практика подтвердила выводы специалистов о том, насколько значимы занятия для развития мелкой моторики рук детей уже в раннем возрасте. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Таким образом, глубоко изучив данную проблему, мною сделаны следующие выводы:

1). Развивать мелкую моторику рук следует начинать с первых месяцев жизни ребёнка.

2). Подбор упражнений и игр производить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3). Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, несколько раз в день по 2-3минуты.

4). Дидактический материал должен быть красочным,

привлекать внимание детей и желание с ним играть.

5). Поощрять самостоятельные действия детей по самообслуживанию.

6). Необходимость совместных действий взрослых: родителей и педагогов.

Чтобы результат был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы, разный дидактический материал. В дальнейшем я буду продолжать работу, искать новые приёмы, способствующие развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Данный материал могут использовать как воспитатели детских садов, так и воспитатели детских домов.

Список литературы

  • Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.-136 с.
  • Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г. -80 с.
  • В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г-31с.
  • Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г-58с.
  • Статья из журнала. А. Минаева. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2006г-45-53с.

КАКИЕ МЕТОДИКИ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ

Для успешной адаптации к школе малыш должен прийти в первый класс подготовленным. Для этого нужно масштабно подходить к развитию его способностей. Помимо мелкой моторики, также необходимо тренировать логическое мышление, память, расширять творческий потенциал. Методикой, которая отлично справляется с этой задачей, а также учит детей быстро считать в уме, является ментальная арифметика.

В ее основе лежат вычисления на специальных счетах – абакусе. Сначала малыши учатся передвигать косточки счетов, осваивают принцип работы данного инструмента, а позже пробуют производить на них простейшие математические операции. Когда такой способ вычислений больше не вызывает трудностей, дети учатся представлять абакус в уме и считать уже на нем. Со временем навыки оттачиваются, и малыши показывают потрясающие результаты, ведь им удается производить вычисления даже быстрее, чем это делают взрослые на калькуляторе.

Ключевая особенность ментальной арифметики – это одновременное задействование сразу двух полушарий мозга: левого, которое позволяет логически и аналитически мыслить, и правого, отвечающего за творческий потенциал и креативность. Такая разносторонняя нагрузка заставляет человеческий мозг работать более продуктивно, что положительно отражается на самых разных областях интеллекта:

  • тренируется память и запоминание, а также навыки работы с информацией.
  • развивается логическое мышление и аналитические способности.
  • расширяется творческий потенциал, развивается креативное мышление.
  • повышается скорость реакции, позволяющая более оперативно реагировать на задачи и быстрее их решать.
  • улучшается концентрация, что очень помогает сохранять внимание на уроках в школе.
  • формируются межполушарные связи, позволяющие эффективнее учиться в школе и дома.

Помимо этого, ментальная арифметика является отличным тренажером мелкой моторики и средством, позволяющим научиться быстро считать в уме без использования калькулятора. Преимущества, которые дает данная методика, делают ее одной из самых эффективных программ для развития детей дошкольного и школьного возраста.

Обучение ментальной арифметике – это отличный способ подготовиться к школе. Моторное и интеллектуальное развитие ребенка, которое удается получить благодаря этой программе, станет важной базой для дальнейшей жизни. Навыки ментального счета сохранятся навсегда, а значит и во взрослом возрасте данная методика еще не раз поможет добиться успеха в любом начинании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]